ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ |
Американская кинематографическая фирма "Парамаунт" ставит по всей Америке один из самых больших фильмов, когда-либо показанных на экране, "Война и мир" Толстого. Фильм идет три с половиной часа, постановка его стоит 6 миллионов долларов. В массовых сценах участвует около 15 тысяч человек. Премьера фильма "Война и мир" в одном из самых больших американских кинотеатров в Нью-Йорке громадное событие. На открытие фильма приглашены 5 тысяч гостей, все находящиеся в Америке внуки Толстого, а меня просили как единственную оставшуюся в живых дочь его в начале представления сказать небольшую речь.
Несмотря на то, что кое-что в изображении нашей русской жизни не совсем правильно, фильм производит очень сильное впечатление. Гений Толстого, его отношение к политическим событиям, его любовь к человеку и к русскому народу отображается в каждой сцене. В своем бессмертном произведении "Война и мир" Толстой развенчивает великих, как их описывает история, героев. Для Толстого Наполеон маленький, ничтожный, самоуверенный человек, выброшенный на поверхность течением исторических событий. В своем послесловии Толстой пишет: "Историки доказывают, что Наполеон есть произведение революции, и что самые идеи (французской) революции были остановлены в своем развитии вследствие произвола Наполеона.
Идеи революции, общее настроение произвело власть Наполеона. Власть же Наполеона подавила идеи революции и общее настроение".
Развенчивая великого Наполеона, Толстой пишет: "И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, интригует и лжет, оправдывая свои деяния, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им. Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь?"
Да, мы видим. Бурлящая река жизни выкидывает грязную пену на поверхность, и она бесследно пропадает. История повторяется. Диктаторы советской России снова подавили идеи революции. Так называемые сильные мира сего, оказались жалкими маленькими людьми, борющимися лишь за собственную власть. Постоянно сменяющиеся и пожирающие один другого. И как бы в противовес этим жалким властителям Толстой в "Войне и мире" на протяжении всех четырех томов дает нам понять, где настоящая, вечная, никогда не умирающая сила. Сила эта в русском народе, победившем Наполеона, Гитлера, и в конце концов неизбежно долженствующая победить нынешних своих поработителей. Выставляя этих великих людей часто в смешном и жалком виде, Толстой в каждой сцене дает нам почувствовать это вечное, единственно ценное, что есть в человеке. Умирая после Бородинского боя, Андрей Болконский понял то, что смутно знал раньше: что самое важное в жизни это сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к врагам, та любовь, которую проповедовал Бог на земле.
Мысль о Боге мы встречаем и у другого героя "Войны и мира", Безухова, когда он был взят французами в плен, терпел и голод, и холод, и страшную физическую усталость. Жизнь это Бог, мысленно рассуждает Безухов, любить жизнь это любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвыходности, в страдании.
Но больше всех трогает Платон Каратаев воплощение простого верующего крестьянина. Платон Каратаев не умеет рассуждать, но все его существо проникнуто любовью к людям. Лаской и добротой ко всему, его окружающему, даже к собачке, которая пристала во время похода к пленным. "Эй, соколик, не тужи, не тужи, дружок, час терпеть, а век жить", утешает он Безухова, когда они вместе попали в плен к французам. И Безухов не мог успокоится после ужасов и убийств, которых он был свидетелем. Как не скучать на это смотреть. "Да, червь капусту гложа, а сам прежде то того пропадае. Живем тут, слава Богу, обиды нет. Тоже люди, и худые и добрые есть", говорит он [Каратаев] про французов-победителей.
Трудно удержаться от слез, когда видишь на экране, как постепенно Платон Каратаев все отстает от партии пленных и наконец, не в силах уже больше идти, он садится под березку, молится Богу, крестится раздается выстрел.
Я очень счастлива, что фильм этот, поставленный по произведению моего отца "Война и мир", будет показан миллионам и миллионам во всем мире. Так как я уверена, что он произведет на всех сильное впечатление. Посмотрев его, иностранцы гораздо ближе подойдут к русским людям и поймут их психологию. Но, главное, поймут то вечное, единственно ценное, то, чем веками жил русский народ, их любовь к родине, к свободе и глубокую веру в Бога.
Публикация
ИВАНА ТОЛСТОГО
Прага
© "Русская мысль", Париж,
N 4294, 25 ноября 1999 г.
N 4295, 2 декабря 1999 г.
[ 5 / 5 ] | ||||
|
||||
|