"Русская мысль", N 4241,
Париж, 15/10-98

В ЭТОМ НОМЕРЕ

(Ниже - электронная версия опубликованных статей)

Материалы (электронная версия статей) выпуска газеты

представлены здесь блоками - по рубрикам

  

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

КОСОВО:

Последний ультиматум Милошевичу

В ночь на вторник 13 октября НАТО вынесло последний ультиматум Сербии: если через четыре дня президент Югославии (союза Сербии и Черногории) Слободан Милошевич не выполнит своих обещаний, данных в последний момент американскому посланнику Ричарду Холбруку, то Северо-Атлантический союз приступит к воздушному обстрелу югославской территории. В тот же день военные НАТО получили "приказ об активизации", что означает переход под прямое командование американского генерала Весли Кларка, командующего союзными силами в Европе, 460 самолетов и двух авианосцев НАТО.

Надо сказать, что Совет НАТО, собравшись в Брюсселе, готовил совсем иное, более кардинальное решение, как внезапно сообщение о приезде Н.Холбрука изменило порядок дня их встречи. С девяти до одиннадцати вечера выслушивали они доклад специального посланника президента США на переговорах с Милошевичем, который приехал поведать им о "значительном прогрессе" на переговорах, происшедших в последние часы.

Под угрозой военного вмешательства НАТО президент Югославии пообещал:

- объявить в одностороннем порядке об автономии Косова;

- составить график ведения переговоров с представителями албанцев края;

- согласиться на присутствие в Косове представителей международных гуманитарных организаций и "невооруженных наблюдателей" международного сообщества для проверки на месте выполнения данных обещаний.

"Даже в этот решающий момент я продолжаю верить, что дипломатия может преуспеть и что применения силы можно избежать", - заявил по окончании заседания генеральный секретарь совета НАТО Х.Солана. Президент США Б.Клинтон, со своей стороны, отметил, что данные Милошевичем обещания "соответствуют целям международного сообщества" и "если они будут выполнены и международное сообщество сможет это проверить, то они смогут стать основой мира и прогресса". Американский президент не склонен при этом на сто процентов доверять Милошевичу: "обещания - не действия", сказал он и напомнил, что США готовы к военным действиям, если слова не станут делом.

Интересно, что Хоблрук, в частности, сообщил в Брюсселе, что особую роль в реализации готовящихся соглашений с Милошевичем и в выполнении требований резолюции N1199 Совета Безопасности ООН должна сыграть ОБСЕ. Бронислава Геремека, министра иностранных дел Польши, председательствующего в данный момент в ОБСЕ, срочно пригласили в Брюссель в американскую миссию НАТО для того, чтобы объяснить, чего конкретно ждет НАТО от ОБСЕ. Представители ОБСЕ уже и сейчас находятся на территории Югославии, занимаясь, в частности, подготовкой и контролем за проведением выборов. В случае заключения договора с Югославией по Косову две-три тысячи наблюдателей ОБСЕ, предоставленных странами-членами, должны будут следить за его выполнением. Это позволит привлечь и Россию, которая, как известно (что, впрочем, уже перестало удивлять, хотя и вызывает сожаление), вновь вошла в диссонанс с западным сообществом, резко выступив против военной акции НАТО. Задача НАТО при таком сценарии развития событий будет состоять в воздушном и спутниковом контроле над территорией и обеспечением безопасности наблюдателей ОБСЕ.

Сразу из Брюсселя Р.Холбрук вернулся в Белград, где продолжатся его переговоры с С.Милошевичем. Американский посланник должен снять последние преграды на пути к договору, которые касаются деталей вывода сербских вооруженных сил из Косова.

ИРИНА КРИВОВА

Париж

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

 

 

 

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

Новая пятилетка Гейдара Алиева

Азербайджанский президент идет на второй срок

11 октября в Азербайджане состоялись выборы президента. Центризбирком еще не сообщил официальные итоги, но средства массовой информации уже говорят о победе Гейдара Алиева. Оставшиеся дни вряд ли внесут серьезные коррективы в расстановку сил. О причинах успеха Алиева и перспективах развития политической ситуации в республике можно говорить уже сегодня.

Ландшафт

Выборы проходили в сложной обстановке. Сегодня в Азербайджане, конечно, гораздо спокойнее, чем пять лет назад, но достигнутая за это время политическая стабильность напоминает смирительную рубашку, натянутую на больного. Не решена центральная внешнеполитическая проблема - карабахская. Более 20%в территории Азербайджана находится в зоне контроля армянской армии. Над республикой тяготеют социальные последствия войны: значительную часть населения составляют беженцы из оккупированных районов, в основном деклассированные малограмотные селяне. Наиболее активная и самостоятельная группа азербайджанцев (по некоторым данным, до 2 млн. человек) работает и частично живет за границей, в первую очередь в России.

Огромные нефтегазовые ресурсы, единоличным обладателем которых стало руководство Азербайджана после распада Советского Союза, дисгармонируют с полупрофессиональным кадровым потенциалом, ослабленным после нескольких потоков эмиграции. Заключенные с западными партнерами "контракты XXI века" обросли слухами о гигантских взятках. Ресурсы Каспия принесли не только обогащение местной элите, но и осложнение отношений с соседями: Ираном, Россией и Туркменией, - все они сегодня рассматриваются в Баку скорее как соперники, чем союзники.

Особенность нынешней жизни в республике - коррупция и "приватизация по-азербайджански". Республика еще в советские времена жила по законам "азиатской" частной собственности и покупки должностей. Сегодня распределение собственности и власти происходит по клановому принципу, не замутненному никакой партийной идеологией. Все важнейшие должности и более или менее теплые местечки после прихода к власти Алиева занимают представители "нахичеванского клана". Это сплачивает вокруг президента нынешнюю "элиту по должности", но выставляет на показ антидемократическую сущность режима. Твердый контроль президента над всеми политическими институтами, включая парламент, оборачи6вается превращением сколько-нибудь серьезной оппозиции во внесистемную силу и переносом борьбы на улицы.

Победитель и проигравшие

Гейдар Алиев, или, как его называют, "Гейдар-баба" (дедушка Гейдар) с самого начала был безусловным фаворитом в списке кандидатов. Его программа - приоритетное развитие нефтегазового комплекса, ориентация на американскую помощь, сохранение мира с Арменией любой ценой. В пространстве бывшего СССР Алиев пытается переориентировать торговые и политические связи Азербайджана с России на ее главных оппонентов - Украину, Узбекистан и Грузию. Впрочем, для выборов Алиеву не нужна была программа. Патриарх азербайджанской политики обладает тем ресурсом, которое оказался решающим для избрания: он контролирует всю власть в республике. А его главным политическим багажом стала стабильность, достигнутая искусными интригами и грамотным применением усвоенных еще в советские времена методов управления.

Занявший второе место глава Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов пришел в политику на волне "Народного фронта" в 1988-1990 гг. На выборах Мамедов выступал за амнистию нелегальных доходов, снижение или отмену большинства налогов, создание гарантий частной собственности, большую открытость и гласность в приватизации. Он также требовал более жесткого контроля за соблюдением иностранными компаниями условий заключенных контрактов на добычу нефти. В карабахском вопросе Мамедов - сторонник усиления конфронтации с Арменией и перехода к активным военным действиям: по его мнению, с созданием армии, превосходящей вражескую, "мирные переговоры будут проходить всегда с вероятной угрозой ее применения. И только в этом случае от переговоров следует ожидать каких-либо результатов".

Остальные кандидаты: Ашраф Мехтиев, Фирудин Гасанов, Хангусейн Кязимли - малоизвестны в республике. Не смогли они предложить ничего нового и в ходе прошедшей избирательной кампании. Отличился, похоже, только глава партии "Единый Азербайджан" Низами Сулейманов. Он предложил передать армянской стороне, ООН, ОБСЕ, Совету Европы свой "план урегулирования с предоставлением Карабаху статуса культурной автономии, отведя армянской стороне год, от силы полтора, чтобы она детально обдумала предложенный план. Но в то же время в ультимативной форме заявить, что истечение этого времени будет и окончанием перемирия". Интересен предлагаемый Сулеймановым способ реализации новой внешней политики: путем создания сильного азербайджанского лобби за рубежом. Рецепт экономического процветания от Сулейменова - снижение цен на бензин в три раза. С коррупцией он предложил бороться путем создания специального бюро, которое будет следить за работой всех должностных лиц. Отсутствие серьезной партийно-политической базы Сулейманов попытался компенсировать предложением назначить премьер-министра на конкурсной основе - путем рейтингового голосования.

Перспектива

Сложно сказать, повлиял ли на исход выборов отказ от участия в них таких популярных политиков, как бывший генеральный прокурор Ильяс Исмайлов, экс-президент Азербайджана, глава "Народного фронта" Абульфаз Эльчибей, бывший глава парламента и руководитель партии "Мусават" Иса Гамбар, бывший госсекретарь, а ныне председатель Либеральной партии Лала Шовкет Гаджиева. С самого начала было понятно, что победить не дадут никому, кроме Алиева, - вопрос был лишь в том, кто займет следующую позицию и с каким счетом. Поэтому бойкот выборов стал для оппозиции естественным способом сохранить лицо.

Сегодня просматривается несколько вариантов дальнейшей роли оппозиции в азербайджанской политике. Наиболее вероятен стабилизационный сценарий, при котором и власть, и оппозиция остаются на своих позициях, обозначенных еще до выборов. Алиев постепенно передает всё большие полномочия своему сыну Натику (ныне президент Государственной нефтяной корпорации Азербайджанской Республики) и ищет способы обеспечения лояльности политической элиты его наследнику. Оппозиция строит стратегию на ожидании ухода патриарха, чтобы в переходный период "свалить" его преемника, явно не обладающего отцовскими авторитетом, весом и политическим искусством. Стабилизационным данный вариант является лишь на время правления Гейдара Алиева, после которого неизбежен резкий всплеск политической активности оппозиции и аполитичного сегодня населения.

Инерционный сценарий начнет реализовываться в случае ухода оппозиции с улиц. Его перспектива - в удалении тем или иным путем наиболее "буйных" оппозиционеров с политической сцены и превращении остальных в необходимую, но безопасную для режима "демократическую" атрибутику. В долгосрочной основе возможно также объединение всех недовольных режимом, когда против Алиева начнут играть такие факторы, как усталость населения от господства "нахичеванских", нерешаемая проблема беженцев, неудовлетворенность результатами приватизации. Против такого сценария - неспособность лидеров оппозиции отказаться от персональных амбиций, отсутствие у них реальной финансовой базы, неумение перехватить инициативу, самим формировать политическую повестку дня, а не реагировать на действия президента.

Менее вероятен конфронтационный сценарий, предполагающий эскалацию уличных, митинговых методов борьбы с режимом, апелляцию к международному сообществу со ссылками на нарушения, с опорой на поддержку наблюдателей ОБСЕ. Оппозиция понимает, что тактика "раскачивания лодки" может подтолкнуть Алиева к более жестким методам борьбы, вплоть до запрета наиболее радикальных оппозиционных партий и интернирования их лидеров. Выиграть оппозиция не в силах - она раскололась в самом начале избирательной кампании, когда Этибар Мамедов отказался от бойкота выборов. В итоге Алиев нейтрализует оппозиционных радикалов, те зарабатывают себе образ "мучеников за страдающий народ", а Мамедов превращается в "оппозицию его величества" и после ухода Алиева делит власть с его наследниками.

Пока же можно однозначно сказать, что выборы подтвердили: нынешняя осень Гейдара Алиева - еще одна успешная страница его долгой политической карьеры. На ближайшие несколько лет именно он диктует правила игры, и соперника, которой мог бы ему помешать, пока не видно.

АЛЕКСЕЙ ЧЕСНАКОВ

Москва

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

 

 

 

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

КОСОВО:

Сможет ли военное вмешательство решить косовский конфликт?

По окончании заседания Совета НАТО в Брюсселе Р.Холбрук, в разговоре с журналистами, которые пытались провести параллель с операцией НАТО в Боснии, сделал весьма символическое примечание: "Там бомбы падали на население, а в Косове такого нет". И хотя, как выразился Б.Клинтон, "на Балканах кладбища заполнены несдержанными обещаниями Милошевича", совершенно очевидно колебание западного сообщества и НАТО по поводу начала военных операций в Косове. Их исход совершенно непредсказуем и более того может сыграть на руку наиболее радикальным элементам как среди албанского национального движения, так и в самой Сербии.

К чему же на деле может привести военное вмешательство НАТО в косовский конфликт?

"Гуманная бомбардировка"?

Косовские албанцы, будь то "умеренные" во главе с И.Руговой, требующие независимости, или "радикалы", представленные Армией освобождения Косова, готовые воевать вплоть до объединения всех албанских территорий в одно государство, в нынешней ситуации способны увидеть в действиях НАТО поддержку своих требований. И страны НАТО, выступающие за сохранение целостности Югославии в ее нынешних границах, рискуют таким образом получить результат, обратный желаемому. Албанское национальное движение имеет те же исторические и правовые основания на создание собственного государства, что и сербское, и великоалбанская идея ничуть не "хуже" и не "лучше" великосербской. И трудно представить, что военным путем можно будет облегчить мучительный и трагический процесс раздела небольшой территории Косова между двумя народами, в национальных движениях которых преобладают отнюдь не демократические силы. Кроме того, в случае силового вмешательства извне албанцев уже не принудить жить в одном государстве с сербами.

Руководители албанского национального движения уже сейчас отказываются вступать в переговоры с Белградом без проведения предварительной военной акции НАТО. Даже объявленное АОК прекращение огня многие наблюдатели рассматривают как провоцирование ударов извне по позициям сербских войск. НАТО грозит опасность превратиться в игрушку в руках албанских политиков, которые, в полном соответствии с балканской традицией, будут и дальше играть на противоречиях между крупнейшими государствами мира. Как, впрочем, это успешно делает и сербская сторона. Вряд ли стоит говорить о том, какую опасность эти "игры" несут миру...

Сейчас в Косово мы наблюдаем столкновение трех основополагающих принципов всей системы международных и межгосударственных отношений: национального самоопределения, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела.

Президент Югославии упустил момент, когда иностранное вмешательство было ему на руку, когда, формально поступившись суверенитетом страны, он мог обеспечить целостность государства. Теперь же, в сложившейся ситуации, бомбардировки или иные акции могут только способствовать обострению отношений между сербами и албанцами, которые будут воевать друг с другом с еще большим ожесточением. Одни - чувствуя поддержку извне, другие - озлобленные против всего мира.

Вряд ли планируемая НАТО операция принесет пользу и развитию демократии в самой Сербии. Многие эксперты, включая и американских, и британских специалистов, справедливо считают, что военная операция будет только способствовать укреплению власти Милошевича; некоторые говорят о диктатуре. Операция укрепит не только личную власть нынешнего президента Югославии, в котором сербы будут видеть национального лидера и защитника суверенитета и целостности страны и чести нации, - военный удар неизбежно укрепит радикальные националистические тенденции в сербском обществе, ныне и без того сильные. В этом случае, если С.Милошевич потерпит поражение и будет вынужден уйти, его место может занять только один политик - вождь сербских радикалов и ультранационалист В.Шешель.

Ведя переговоры с Милошевичем, важно знать, какую черту он переступить не сможет ни при каких обстоятельствах. После поражений в Хорватии и Боснии и Герцеговине он не может отдать Косово - это означало бы падение последнего бастиона, стало бы концом его правления. С Косова начался его стремительный взлет, Косовом он может и закончиться. Но трагедия сербского народа будет продолжаться. А НАТО рискует получить в качестве партнера по переговорам В.Шешеля. Эта перспектива фактически вынуждает западные страны идти на переговоры с Милошевичем, который уже столько раз не сдерживал свои обещания.

Именно для сохранения своей власти президент Югославии под лозунгом подготовки к отражению агрессии фактически ввел в стране чрезвычайное положение. Наносится удар по и без того слабым, разрозненным и малочисленным партиям даже относительно демократической ориентации, а также - и в первую очередь - по независимым СМИ.

Уже запрещена ретрансляция передач Би-Би-Си, "Голоса Америки", "Немецкой волны", "Свободной Европы", осуществлявшаяся в средне- и ультракоротковолновых диапазонах несколькими независимыми местными радиостанциями, вроде белградской Б-92. Радио "Индекс" и вовсе запретили. Сужается информационное поле, ведется наступление на гражданские права. По адресу журналистов-сербов, работающих на иностранные СМИ, раздаются угрозы расправы. Вполне возможно и дальнейшее ограничение свободы печати, которое коснется и печатных СМИ.

Последствия для региона

Ситуация в Косове ставит проблему судьбы другого автономного края в составе Сербии - Воеводины. Значительную часть населения Воеводины составляют венгры, а ее территория до 1918 г. входила в состав Венгрии в Австро-Венгерской империи.

За событиями в Косове внимательно следят не только власти соседних государств, во многих из которых тлеют межнациональные конфликты, но и возможные лидеры национальных движений. Нельзя упустить из виду, что особенностью Центральной и Юго-Восточной Европы является проживание в течение долгого времени двух или даже нескольких народов, многие из которых в разные исторические периоды имели свои государства, охватывавшие те или иные территории. Воспоминания о "своих" государствах греют душу и сердце многим людям. Сейчас многие из этих конфликтов находятся в стадии ремиссии, но что произойдет, если вновь обострится, к примеру, проблема венгров в Румынии или словаков в Венгрии? Лидеры этих национальных движений, опираясь на прецедент, тоже смогут вызывать самолеты НАТО. Но во что тогда превратится Центральная и Юго-Восточная Европа? А исходя из каких критериев НАТО будет решать, кому оказывать помощь, а кому - нет? Из стабилизирующего фактора НАТО может стать дестабилизирующим, причем именно в том регионе, многие страны которого стремятся присоединится к этой организации.

Сердится Россия или сосредотачивается?

Интриги балканских политиков, угроза мирового экономического кризиса, внутриполитические противоречия в крупнейших государствах мира сделали свое дело - косовский конфликт грозит перерасти в международный кризис.

Позиция России, по крайней мере значительной части российского общества и политического истеблишмента, по отношению к косовскому кризису также определяется прямыми параллелями с Чечней и нынешним положением в стране, которой угрожает рост сепаратистских тенденций. Но полная аналогия Косова с Чечней также не всегда корректна. Если с точки зрения права ситуация выглядит достаточно близкой, то анализ конкретной исторической и политической ситуации выявляет существенные различия. Прежде всего Чечня, несмотря даже на войну, не породила межэтнического конфликта между русскими и чеченцами, оставшись конфликтом между регионом и центром. Русское и чеченское национальные движения не делили эту территорию в процессе своего национального самоопределения; там не произошло столкновения великорусской и великочеченской идеологии. Чечня не играет в самосознании русских той роли, которую в самосознании сербов играет Косово, независимо от того, вымышлена эта роль или реальна. Россия проголосовала в Совете Безопасности за резолюцию N1199 и поддержала решения контактной группы, собравшейся в Лондоне, которые содержат жесткие требования к С.Милошевичу. Выполнения этих требований и пытается сейчас добиться Р.Холбрук в Белграде.

С другой стороны, в последние дни в Москве участились заявления о возможности корректировки всего комплекса отношений России с НАТО в случае проведения военной операции, о возобновлении "холодной войны". Представители министерства обороны заявляют, что Россия может начать военно-техническое сотрудничество с Белградом; российские представители покидают Брюссель "для консультаций".

Но любая "силовая реакция" со стороны России на возможную акцию НАТО противоречила бы интересам самой России, как внешним, так и внутренним. Это означало бы окончательный крах всех экономических, социальных и политических преобразований, изоляцию практически от всего мира. Кроме того, не следует забывать, что Белград вовсе не нуждается в протекции Москвы. Милошевич просто игнорирует Россию, ведя переговоры прежде всего с США. Он добивается укрепления своей личной власти и превращения Сербии в региональную сверхдержаву. Он никогда не был и не будет "верным союзником России". Россия же, находясь в тяжелых внутренних условиях экономического и политического кризиса, в случае "силового ответа" рискует осложнить отношения не только со странами Западной Европы и США, но со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, в том числе и со славянскими и православными, поддержавшими проведение военной операции в Косово.

Выступая на днях по телевидению, министр иностранных дел России заявил о невозможности "силового ответа" России на военную операцию НАТО в Косово. Ни в интересах России - ссориться с НАТО из-за сербов, ни в интересах НАТО - ссориться с Россией из-за косовских албанцев. Тем более, если стратегические интересы России, как подчеркивают российские дипломаты, совпадают со стратегическими интересами США и стран Западной Европы. Все стремятся к предотвращению новой войны на Балканах и созданию системы сильных демократических государств. С другой стороны, Россия вряд ли нуждается в таком ненадежном и скомпрометировавшем себя перед всем миром союзнике. Россия должна учесть опыт своих отношений с Белградом в 1914 и 1948 гг., а НАТО - опыт Австро-Венгрии, которая, пытаясь навести свой порядок на Балканах, получила пулю Гаврилы Принципа. А пока мир ждет вестей из Белграда и Брюсселя...

СЕРГЕЙ РОМАНЕНКО

Москва

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

 

 

 

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

Коротко

Новое наступление талибов

11 октября, стремясь обезвредить силы Масуда до наступления зимы, талибы начали наступление на его последние бастионы сразу по двум фронтам - к северу от Кабула, стремясь захватить аэродром в Баграме, и на северо-востоке Афганистана. Подготовка к наступлению шла на протяжении нескольких недель. Ее цель - с одной стороны, отбить силы Масуда, которые все еще держат позиции в 30 км от столицы, с другой - перекрыть им пути сообщения с Таджикистаном, где расположены тыловые базы Масуда.

Вновь обещана премия за убийство Салмана Рушди

12 октября аятола Саней, духовный лидер одной из консервативных иранских организаций, заявил об увеличении на 300 тысяч долларов размера премии за убийство писателя. Отныне она составляет 2,8 млн. долларов. Фатва (смертный приговор) Рушди за издание "Сатанинских сур" была вынесена в феврале 1989 г. аятоллой Хомейни.

Заявление аятолла Санея прозвучало через две недели после того, как министр иностранных дел Ирана заявил, что правительство его страны "отмежевывается от обещания премии". Заявление было сделано на фоне попыток нормализовать отношения с Великобританией, где проживает сейчас С.Рушди.

Отставка Романо Проди

9 октября пало итальянское правительство Романо Проди. Во время голосования в парламенте по вопросу о доверии ему не хватило всего одного голоса. Не помогла Р.Проди и поддержка 21 депутата-коммуниста, которые, вопреки директивам партии, старались спасти правительство. Лидера "Коммунистической переплавки" Ф.Бертинотти называют сегодня главным виновником правительственного кризиса. Коммунисты-"диссиденты" намерены выйти из "Переплавки" и создать собственную партию.

Президент Скальфаро попросил Р.Проди остаться пока на посту премьер-министра для ведения текущих дел и на этой неделе начал консультации для того, чтобы найти выход из кризиса. Правые оппозиционные партии требуют проведения досрочных выборов. По опросам общественного мнения, они на десять очков опережают своих политических соперников.

Возвращение Ариэля Шарона

9 октября министром иностранных дел Израиля назначен "ястреб" израильской политики 70-летний генерал Ариэль Шарон. Ему отныне предстоит вести переговоры об окончательном статусе палестинской автономии. Шарон не занимал столь высокого поста с 1982 г., после войны в Ливане. Тогда международная комиссия сочла его косвенно виновным в бомбардировках палестинских беженских лагерей в Сарбе и Шатиле. До назначения на пост министра иностранных дел Шарон возглавлял в правительстве Б.Нетаньяху министерство национальных инфраструктур, которое сохранит за собой еще три месяца.

Повышение Шарона несомненно вызвано желанием Нетаньяху успокоить сторонников Великого Израиля накануне форсированных переговоров в Вашингтоне между Б.Нетаньяху, Я.Арафатом и Б.Клинтоном.

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

 

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

Современный Узбекистан

[ВРЕЗ]

7 октября в Верховном суде Узбекистана начался процесс над группой, состоящей из 15 жителей Андижана, ранее посещавших ваххабитскую мечеть "Джами". Им предъявлено обвинение по ряду уголовных статей, а также по политическим статьям "терроризм" и "подготовка государственного переворота". 8 октября со своими показаниями выступил один из основателей группировки Мурат Расулов, признавший себя виновным. По мнению местных правозащитников, именно на основе его показаний строит свою линию обвинение.

По словам М.Расулова, возмущенный исчезновением имама мечети "Джами" Абдували-кори Мирзоева (он был похищен узбекскими спецслужбами 1 сентября 1995 г. и по сей день без суда содержится в тюрьме), он вместе с двумя другими обвиняемыми (Д.Тургуновым и Назаровым) дал на Коране клятву противодействовать новым попыткам властей похищать известных исламских лидеров. Давая клятву, участники группы держали своих руках пистолеты "Макарова", которые им выдал авторитетный в маххале Расулова человек по имени Закир-ата. Он же объявил, что члены группиповки должны грабить зажиточных горожан, а пятую часть денег сдавать в нелегальный исламский фонд "Маххабо", к которому он, Закир-ата, якобы имел отношение (этот фонд фигурировал в процессах по делам исламских активистов из Намангана). А за этот грех он якобы будет лично держать ответ перед Аллахом.

По наводкам Закир-ата участники группировки ограбили трех человек, при этом один из ограбленных умер от испуга. Разжиться всерьез им удалось всего лишь раз, когда в их руки попала очень внушительная для Узбекистана сумма в 1600 долларов, а также ювелирные украшения. После каждого ограбления участники группировки возвращали Закир-ата оружие и, судя по всему, даже ни разу не применили его на практике: в группировке существовала договоренность, что пистолетами они будут только пугать.

Какое отношение имеют к делу андижанских налетчиков остальные двенадцать человек и где находится основной вдохновитель и организатор банды Закир-ата? Первые два дня процесса ясности не внесли. В первый день лишь четверо обвиняемых признали себя виновными, остальные лишь частично согласны с обвинениями, и один не признал вины.

Показательный процесс над андижанцами весьма напоминает сходный спектакль над бандой наманганца Т.Мамаджанова разыгранный в июне этого года в том же Верховном суде. Тогда промышлявшую грабежами, разбоями и убийствами бригаду уголовников следствие превратило в законспирированную террористическую организацию. Мамаджанов, выступая от имени всех узбекских ваххабитов, покаялся в их мнимых грехах и тем самым оправдал проводимую властями кампанию закрытия мечетей и массовых арестов действительно верующих, но ни в чем не повинных людей.

3 октября в Научно-образовательном центре г.Янгиюль Ташкентской области состоялось отчетное собрание Комитета защиты прав личности - единственной официально признанной властями правозащитной организации страны. На собрании присутствовало 78 членов комитета, представлявших различные регионы страны (Ташкент, Ферганская долина, Сурхандарья, Бухара), а также около 20 наблюдателей из посольств западных государств и представительств международных организаций. На собрании был поднят вопрос о ситуации в общественной жизни республики, после рассмотрения которого собравшиеся приняли решение о необходимости организации на базе комитета новой политической партии, которая могла бы принять участие в намечающихся на конец следующего года парламентских выборах. Если регистрация партии состоится (на что есть серьезные надежды), то это будет единственная оппозиционная организация, имеющая шансы провести в Олий-Мажлис своих депутатов. Очевидно, что о создании партии (после решения технических проблем по подготовке необходимой документации) будет объявлено в конце ноября на Региональной правозащитной конференции.

Н.М.

* "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года)

 

 

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

Современный Узбекистан

Просматривая недавно подборку своих старых статей я наткнулся на старый, 1994 г., обзорный текст об Узбекистане (РМ N4042) и не без интереса его прочитал. Сколько, оказывается, может измениться в этой, казалось бы, малоподвижной стране за четыре года.

В 1994 г. Узбекистан был абсолютно нищей страной с только что установившейся жесткой диктатурой. О свойствах западных товаров население узнавало лишь из российских телепрограмм, а задав излишне разговорчивому таксисту любой вопрос о политике или общественной жизни, ты получал долгожданную тишину до конца поездки.

Что же изменилось?

Внутренняя политика

В 1996 г. Узбекистан под давлением США пошел на некоторую либерализацию внутренней политики. Из тюрем и лагерей были отпущены на свободу наиболее известные на Западе активисты разогнанных оппозиционных организаций, легализована деятельность правозащитных групп, открыты корпункты некоторых западных СМИ. Главное же, людей перестали (или почти перестали) сажать за политическую деятельность. Все это значительно изменило психологическую атмосферу среди политически активной части общества. Нормальными стали разговоры о "политике". Обнаружилось, что и в узбекском обществе есть тончайшая прослойка либеральной интеллигенции, которая хотя и не считает пока возможным заявлять о себе открыто, но поддерживает некоторые инициативы властей, направленные на гуманизацию существующей системы.

Активизировалась и совсем было задавленная оппозиция. Хотя ее деятельность пока в основном не выходит за рамки регулярных встреч, проходящих, по узбекской традиции, в чайхане, это уже большой шаг по сравнению с 1994 г., когда после встречи одного активиста областного уровня с другим на базаре обоих могли вызвать в СНБ. Лидеры "Эрка" и "Бирлика" М.Солих и А.Пулатов пока находятся в эмиграции, но оба намереваются в ближайшее время вернутся на родину. Правда, там их ждет не такой теплый прием, на который они рассчитывают. Пережившие нелегкие времена, отсидевшие и уволенные со всех мест работы, областные руководители оппозиционных организаций еще не определились: стоит ли снова подчиняться былым вождям или необходимо начать все снова под другими знаменами. Альтернативу представляют инициаторы создания социал-демократической партии, среди которых основную роль играет И.Буриев, бывший крупный советский функционер, пострадавший еще за разоблачение рашидовщины. В Ташкенте Буриева поддерживают бывший премьер Ш.Мерсаидов и остатки городского "Бирлика", а в Ферганской долине - созданный в апреле 1998 г. "Форум демократических сил", объединивший все оппозиционные организации, действующие в этом важнейшем регионе Узбекистана. Кроме того, Буриев имеет неплохие связи в Западном Узбексистане, где проработал многие годы.

В целом ситуация с оппозицией в Ташкенте и Ферганской долине удивительно напоминает российскую образца второй половины 1987 г.: политический актив еще не структурирован, множество групп и лидеров со своими амбициями, все бедны и не имеют ни оргтехники, ни даже зачастую средств поехать из города в город. Но первые подаренные им ксероксы, первые депутаты, проведенные на выборах, пусть даже местных, - и нынешние "горлопаны" в драных "вьетнамках" превратятся в народных трибунов и займут высокие кабинеты.

Помимо открытой оппозиции, с которой властям, возможно, удастся справится (если вновь возникнет такое желание), в последние годы появилась новая сила, все больше влияющая на ситуацию в Узбекистане. Это маххалинские комитеты. Маххали - огромные городские кварталы, застроенные частными одноэтажными домами, - издавна обладали значительной самостоятельностью в регламентации внутренней жизни. За годы независимости власти развили и укрепили систему "маххалинских комитетов" - органов маххалинского самоуправления, придав им формальный статус и даже взяв председателей комитетов на государственный кошт. На комитеты сейчас возложена часть функций органов социальной защиты (помощь нуждающимся) и правопорядка, включая контроль за "подозрительным элементом". Пока считается, что власти в целом контролируют эту систему и даже имеют возможность проводить селекцию формально избираемых председателей путем "переаттестации" (которая прошла этой весной). Однако никто не может сказать, как эта система будет действовать во время той или иной кризисной ситуации. А действовать она может и так: зимой этого года в Андижане, в квартале "Клара Цеткин" (застроенном блочными девятиэтажками), отключили свет, газ и воду. Через месяц председатели пятидесяти домкомов (аналоги маххалинских комитетов), входящих в этот квартал, выставили властям ультиматум: всё включить, иначе через пять дней они выведут десять тысяч жителей на блокирование основных транспортных коммуникаций города. Такой сценарий грозил началом массовых беспорядков в условиях, когда Ферганская долина была наглухо отрезана от Ташкента снежными завалами на единственной трассе, связывающей ее с центром страны. Перепуганные власти немедленно выполнили все требования домкомов и лишь через несколько дней, когда напряжение спало и они смогли запугать часть подписавшихся, отыграли ситуацию назад.

Серьезной внутриполитической проблемой стала ситуация в религиозной сфере. Два последних года наиболее исламизированные регионы Узбекистана - Ташкент и Ферганскую долину - сотрясают перманентные аресты по обвинению в "исламском экстремизме". Тысячам человек милиция подбрасывает небольшое количество наркотиков и несколько патронов, а затем пытками выколачивает сведения о "ваххабитах". Несмотря на то, что на территории Узбекистана относительно малочисленное течение ваххабитов не совершило ни одного теракта или других доказанных насильственных преступлений (здесь мы опускаем устроенный в духе 37-го года процесс над группой Мамаджанова) да и не пыталось этого сделать, его лидеры, как и все основные активисты, давно сидят по тюрьмам или эмигрировали. Теперь сажают людей, когда-то ходивших в ваххабитские мечети, и пытаются сделать из них врагов государства. Все это сопровождается типичной для узбекских правоохранительных органов жестокостью, наглостью и взяточничеством. С весны этого года кампания против "ваххабитов" приняла общегосударственный характер и перешла на любых активных мусульман - инициаторов открытия мечетей, организаторов поездок в хадж, преподавателей Корана. Принятие в мае новой редакции "Закона о свободе совести" привело к жестким ограничениям на любую религиозную деятельность. Последовавшая затем в июле-августе кампания по перерегистрации мечетей вообще напомнила антирелигиозные кампании 20-30-х годов. В Наманганской области, где ваххабитских мечетей было не более двух десятков, из 900 молитвенных зданий осталось 40. С руководством маххалинских комитетов проходят инструктажи о недопущении использования закрытых мечетей и о передаче их под детские сады, молодежные клубы и т.п. Все это вызвает у прежде вполне лояльной исламской общественности глубокое возмущение. Люди, испытавшие на себе все прелести милицейского произвола, выкупленные из тюрем за последние гроши своими семьями, всерьез готовы взяться за оружие. И разрядить такую искусственно созданную обстановку могут только серьезные меры по либерализации в религиозной сфере и публичное списывание "перегибов" на местные власти.

Экономика

В 1994 г. казалось, что в такой бедности люди долго жить не могут. Обычным завтраком в нормальной интеллигентой семье была вчерашняя лепешка, варенье и две пиалы зеленого чая. Обед - плов без мяса, но по случаю гостей - с яичницей. Ужин - остатки плова и лепешка. Средняя зарплата составляла 5 долларов в месяц. При этом один работающий кормил семью из 5-6 человек. Весь рацион, кроме хлеба, риса и растительного масла, формировался с двух-трех соток огорода взлелеянного во дворе дома. В 1998 г. ситуация ничуть не изменилась. Средняя зарплата выросла до 20 долларов, но и все цены подтянулись вслед за ней. Однако, как ни странно, люди привыкли к нищете. Порой складывается впечатление, что власти вполне устраивает ситуация, когда народ, постоянно балансирующий на грани полуголодного существования и голода, все свои мысли посвящает поиску еды. Люди годами не навещают родственников в соседнем городе и не пользуются общественным транспортом в своем - дорого. Они не читают газет и книг - их просто не на что купить. И уж, конечно, они не в состоянии поддерживать деньгами оппозицию или мечети.

Все же некоторые изменения в экономике налицо. Повышение среднего уровня зарплаты в долларовом эквиваленте сделало доступнее некоторые товары иностранных фирм, произведенные на узбекской территории. Хорошим тоном для узбекской семьи стала прогулка в выходные в центр города, где детям торжественно покупают холодную "Кока-колу" или "Фанту" ташкентского разлива в фирменной бутылке. Бутылка, кстати, рассчитана на покупательную способность населения - не 0,33, как в Москве, а 0,25. И гуляющая публика не оставляет ее где-нибудь на парапете, а сдает продавцу обратно - уйти с ней он не дает. Прежнее малопрезентабельное курево советского производства заменили пачки единственного в Узбекистане производителя сигарет - английской компании "BAT" (торговая марка "Хон"). Реклама продукции попадается вам на глаза беспрестанно. Но зачем? Других сигарет в республике купить практически нельзя. И, наконец, третий иностранный монстр в экономике государства - корейская компания "Дэу". Ее автомобильный завод в Асаке (Андижанская обл.) - пропагандистский символ успеха узбекской экономики. Он действительно насытил внутренний рынок недорогими хлипкими машинами, однако грандиозные планы завоевания рынков всей Центральной Азии и даже России провалились. В Казахстане полно подержанного японского, корейского и немецкого автоимпорта, а Россия так отгородилась пошлинами, что корейцы предпочли поддерживать отверточную сборку на ее территории.

Однако все эти фирмы появились в узбекской экономике до 1995 г., когда был введен контролируемый государством и нереально заниженный курс доллара. Каримов, единственный экономист горбачевского призыва, сохранивший до сих пор реальную власть, склонен жестко регулировать влияние рынка как на денежную, так и на промышленную политику государства. Грабеж импортеров и иностранных инвесторов, вложивших доллары и вынужденных получать прибыль в сумах, привел к исчезновению желающих экспериментировать на узбекской почве. Зато пышным цветом расцвели в Ташкенте многочисленные конторы, которые ввозят якобы для госнужд импорт по заниженному курсу, а затем пускают его в продажу по реальной рыночной цене, получая тем самым только на разнице курсов стопроцентную прибыль. Собственных же инвесторов в Узбекистане нет и появиться в ближайшие годы не может. И не только потому, что обороты их фирм мизерны в долларовом исчислении: все они находятся под контролем милицейских или чиновничьих "крыш", причем иногда нескольких сразу, которые и сосут у них все свободные средства, оставляя копейки на зарплату. Так что даже главный бухгалтер в каком-нибудь узбеко-индийском СП зарабатывает в лучшем случае 50-100 долларов.

В целом экономика Узбекистана оказалось достаточно живучей. Несмотря на убогое, с технологической точки зрения, развитие аграрного сектора, с голоду население страны не помрет. Босиком и в неглиже тоже ходить не будет - еще с советских времен существуют текстильные комбинаты, обувные и швейные фабрики. Даже ездить удастся на своем автотранспорте: есть и собственные нефтяные месторождения, и нефтеперерабатывающие заводы, и автосборочное производство. Но ввозить в страну общедоступные, качественные и долговечные иностранные товары и экспортировать конкурентноспособную промышленную и сельскохозяйственную продукцию Узбекистан не сможет еще долгие годы. То, что сейчас поставляется на мировой рынок: золото, цветные металлы, урановая руда и низкокачественный хлопок, - и загоняемые соседям продукты нефтехимии, газ и электроэнергия, как показывает опыт последних лет, не обеспечивают население качественным импортом. Трудно понять, почему так обстоит дело (вся статистика засекречена): то ли объемы продаваемого так невелики, то ли деньги не приходят назад, оседая на заграничных счетах номенклатуры и мафиозных групп.

Одним из рецептов спасения, особенно для бедных сельскохозяйственных регионов, могла бы стать более глубокая переработка сельхозпродукции мелкими фирмами и продажа произведенного в Россию или Северный Казахстан (живьем овощи-фрукты сейчас везти невыгодно из-за транспортных тарифов), но тотальный милицейский и налоговый контроль убивает все инициативы.

Барьер на "Шелковом пути"

Еще одним способом пополнения казны Узбекистана могло бы стать его удачное географическое расположение. Он вытянулся более чем на тысячу километров вдоль трассы некогда существовавшего "Великого шелкового пути" - из Китая на Ближний Восток, а оттуда и в Европу. Власти Узбекистана заявляют, что понимают выгоду от перспективы стать частью нового транспортного корридора, идущего по южным республикам СНГ в обход России. В этой связи заключаются многочисленные соглашения, самым разрекламированным из которых стал проект "Трасека". Однако похоже, что в жизнь он воплотится нескоро. Виной тому, в частности, отношения Узбекистана с ближайшими соседями. С Таджикистаном граница перекрыта вообще - не действует даже основная трасса, которая еще три года назад надежно связывала Ташкент с Ферганской долиной через территорию Ленинабадской области. В результате весь транспортный поток идет через высокогорную трассу, крайне опасную для грузовиков. Мало кто из иностранных водителей решается ее покорить. Таким образом важнейший отрезок "Шелкового пути": китайская граница-Ош-Коканд-Ташкент - оказался блокированым.

Работа другого участка "Шелкового пути" - из Ташкента в Южный Казахстан - напоминает бег рысака с переломанной ногой. Водители-дальнобойщики страдают от непомерных поборов на узбекской границе, водители автотранспорта с казахскими номерами не могут въехать в Ташкент, хотя еще два года назад делали эти спокойно. Милиция в городе устраивает облавы на приезжих из стран СНГ прямо у зданий аэропорта и автовокзала. Особую опасность для российских граждан, следующих куда-либо транзитом через Узбекистан, представляют сложные таможенные процедуры - за неправильно ввезенные или неправильно обмененные доллары можно запросто очутится в тюрьме. При выезде в сторону Туркмении путешествующих ожидают новые проблемы. Между этими странами вовсе отменено любое пассажирское сообщение, как железнодорожное, так и автобусное. Ситуация накалилась до такой степени, что Туркмения с января этого года фактически запретила въезд на свою территорию легкового автотранспорта из Узбекистана. А размеры узбекских железнодорожных тарифов добивают и грузовые перевозки. Если бы подобные конфликты Узбекистана со всеми окружающими его государствами были явлением временным, то, быть может, оставалась бы надежда на реализацию многочисленных транспортных соглашений. Но чем массивнее становятся КПП на въездах в государство, тем меньше появляется желающих посетить страну.

НИКОЛАЙ МИТРОХИН

Москва

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

 

 МИР ЗА НЕДЕЛЮ

ЛАТВИЯ:

Победителям трудно разделить лавры

После состоявшихся 3 октября парламентских выборов (см. "РМ" N4240), в Латвии может повториться ситуация 1995 г.: тогда новое правительство было сформировано лишь спустя три месяца после выборов.

На сегодняшний день результаты консультаций и переговоров лидеров партий-победительниц дают наблюдателям утверждать, что новый кабинет министров навряд ли будет создан до 18 ноября - 80-летия провозглашения независимой Латвии. Косвенно это признал и нынешний президент страны Гунтис Улманис. В своем выступлении по национальному радио 12 октября он сказал, что свой юбилей Латвия, скорее всего, отметит с нынешним правительством, поскольку процесс формирования будущего кабинета министров может занять несколько месяцев.

Президент вновь заявил о целесообразности создать коалиционное правительство из трех правых партий, получивших на выборах наибольшее число депутатских мандатов. Это - национально-консервативная Народная партия, находящийся у правительственного руля со времен восстановления независимости либеральный союз "Латвийский путь", а также ведущее националистическое объединение, куда входят партия "Отечеству и Свободе" и Движение за национальную независимость Латвии (ДННЛ). Именно представитель ДННЛ Гунтарс Крастс сейчас занимает пост премьер-министра.

На пост премьера, которого президент страны должен наначить не ранее 3 ноября, претендуют лидер Народной партии экс-премьер Андрис Шкеле и главный экономист "Латвийского пути", министр сообщений Вилис Криштопанс.

В ближайшие три дня Улманис встретится также с тремя другими политическими силами в парламенте - левыми, участвовавшими в выборах по списку Партии народного согласия, социал-демократами и руководимой композитором Раймондом Паулсом Новой партией, которая также реально может рассчитывать на участие в правительственной коалиции.

Тем временем парламент прежнего созыва продолжает свою законотворческую деятельность. Одним из наиболее острых законопроектов, которые в эти дни обсуждались в стенах Сейма, стал закон о языке. Первое чтение состоялось буквально накануне парламентских выборов. Однако его сорвали фракции, не желавшие показаться избирателям слишком жесткими. Однако, похоже, радикал-националы, сорвавшие рассмотрение вопроса на заседании до выборов, жестоко просчитались: на парламентских выборах они потерпели довольно ощутимое поражение (сместились на четвертое место), укрепили свои позиции левые силы Латвии (блок "За права человека в единой Латвии"), а в несомненные лидеры вышла умеренная Народная партия. Да и результаты референдума по закону о гражданстве оказались вовсе не те, на которые могли рассчитывать радикал-национальные силы. Закон вернули на доработку. Принимать закон о языке теперь предстоит новому составу Сейма.

Накануне, 7 октября, не менее жаркие дебаты в парламенте развернулись при обсуждении нового законопроекта об образовании. Сейм рассматривал его и принял во втором чтении. По этому закону образование в государственных учебных учреждениях Латвии можно будет получить лишь на государственном (т.е. латышском) языке. Образование на других языках, в том числе русском, на котором говорит почти половина жителей страны, можно получить в частных учебных заведениях. Большинством голосов было отклонено предложение депутатов от оппозиционных левых партий о предоставлении права детям национальных меньшинств получить хотя бы начальное образование на родном языке. Отвечая на замечания, что даже при авторитарном националистическом режиме в предвоенной Латвии действовали государственные начальные школы, в которых учеба велась на языках проживающих в стране национальных меньшинств, один из авторов законопроекта депутат Андрис Томашунс заявил, что "не следует смотреть назад, когда принимается закон, нацеленный на будущее".

ВЕЛЛО КОЙТМАА

Рига

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

 

 

МИР ЗА НЕДЕЛЮ

По странам СНГ

ГРУЗИЯ

Коммунисты и выборы

8 октября Верховный суд принял решение о том, что Единая компартия Грузии (ЕКПГ) имеет право быть зарегистрированной на выборах в органы местного самоуправления. Тем самым аннулируется решение Центральной избирательной комиссии, отказавшей ЕКПГ в регистрации.

Судебный вердикт оказался полной неожиданностью даже для лидеров компартии. Секретарь ЕКПГ Нодар Бучукури заявил, что коммунисты собирались бойкотировать выборы в органы местного самоуправления, но ситуация изменилась и "все необходимо серьезно продумать и принять правильное решение". Наблюдатели полагают, что участие коммунистов и их сторонников в выборах этого уровня позволит выявить реальное положение дел с поддержкой в этой стране коммунистических идей.

 

КАЗАХСТАН

Как продлить политическое долголетие

8 октября парламент постановление о провести 10 января 1999 г. внеочередные президентские выборы. Это решение было принято после того, как президент Нурсултан Назарбаев дал согласие на сокращение срока своих президентских полномочий. Обратившиеся к нему с этой просьбой депутаты парламента мотивировали проведение внеочередных выборов необходимостью получения главой государства "поддержки народа в деле реализации широкомасштабных реформ, а также осуществления программы демократизации".

Лидеры оппозиционного движения "Азамат" оценили решение парламента как незаконное. По их мнению, парламент превысил свои полномочия: он не наделен правом отменять результаты проведенного 29 апреля 1995 г. общенародного референдума о продлении срока полномочий президента Казахстана до 2000 года.

 

МОЛДАВИЯ

Русский язык и ученые степени

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) страны намерена "повысить требования к качеству диссертаций и авторефератов" и для этого внести новшества в положение о присвоении ученых степеней. Одно из новых требований: вести защиту диссертаций только на румынском языке.

Лидер движения "Единство" Петр Шорников расценил это нововведение как "попытку ограничить доступ к науке лиц немолдавской национальности. Это никак нельзя признать продиктованным научными интересами. Собственно для всех наук, за исключением филологических, в целом гораздо более важным является сам предмет, а не язык его изложения". Шорников считает "совершенно очевидным, что введение этнического фильтра никак не будет способствовать развитию науки в Молдавии. Наоборот, оно свидетельствует только о том, что Молдавия взяла курс на перерождение в этнографическое государство".

 

УЗБЕКИСТАН - УКРАИНА

Гражданство крымских татар

Более 60 тысяч крымских татар, прибывших в Крым из Узбекистана (из мест насильственного переселения народа) и имеющих на Украине статус иностранцев, отныне смогут беспрепятственно подтвердить украинское гражданство. На основе договоренностей между президентами Украины и Узбекистана разработана процедура упрощенного выхода из узбекского гражданства. Теперь отпадает необходимость поездок крымских татар в узбекское посольство в Киеве и уплаты пошлины в размере более 100 долларов.

Сама процедура, предоставление бланков анкет и услуг нотариальных контор - все будет бесплатно. На реализацию упрощенного выхода из гражданства Узбекистана переселенцам отведен срок до конца 1999 года.

Постоянный представитель президента Украины в Крыму Василий Кисилев выразил надежду, что теперь будет снята и проблема межнациональной напряженности на полуострове. Она возникла в результате массовых акций протеста крымских татар, требовавших предоставления им украинского гражданства и восстановления во всех правах.

Но один из лидеров крымско-татарской общины, депутат Верховного совета Украины Р.Чубаров расценил принятое решение как явно "запоздалое". По его словам, из-за затягивания решения проблемы с гражданством половина крымских татар была отлучена от участия во всеукраинских парламентских выборах в марте этого года и может оказаться за бортом приватизации госсобственности в Крыму, которая близится к завершению.

 

ЭСТОНИЯ

Защитник прав человека

6 октября правительство одобрило проект закона, согласно которому функции "омбудсмена" - защитника интересов граждан республики от произвола чиновников - будут переданы канцлеру министерства юстиции. Основная задача эстонского "омбудсмена" - осуществлять надзор за деятельностью государственных административных чиновников в части соблюдения прав человека, пресекать произвол и коррупцию в чиновничьей среде.

По словам министра юстиции, новый правовой институт будет полностью самостоятелен в принятии решений. По словам министра, сейчас проще увеличить бюро канцлера юстиции, нежели начать создавать новый институт "омбудсмена". Канцлер юстиции, выполняя правозащитные функции, будет делать то, что сейчас делает административный суд: в первую очередь - защищать права, нарушенные административной властью.

В Таллинском независимом центре информации по правам человека это событие восприняли с сдержанным оптимизмом. Исполнительный директор центра Лариса Семенова считает, что с передачей функции "омбудсмена" канцлеру министерства юстиции уровень профессиональной помощи людям по защите их прав повысится, однако, этот правовой институт не будет независимым, так как правозащита теперь возложена на плечи чиновника из министерства.

Составил ВАЛЕНТИН ЕЛИСЕЕНКО

Москва

(С) "Русская мысль", N 4241,
Париж, 15 октября 1998 года.

 

(Продолжение выпуска следует - см. материалы других рубрик)

Предыдущий блок материалов

ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРА

Следующий блок материалов


    ....   ...      
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ