СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

СТАРЫЕ ГРАБЛИ

как инструмент «нового» государственного строительства

Новогоднее похмелье

Похоже, что значительная часть соотечественников пребывает в наивной уверенности, что вот закончатся новогодние праздники, а с ними уйдут в прошлое все недавние напасти. Как в новогоднем тосте «и пусть все плохое останется в ушедшем году».

К сожалению, жизнь, тем более политика, не новогодний детский утренник. И ждут нас не подарки Деда Мороза, а тяжкое похмелье. Ближайшее будущее впрямую будет зависеть от событий ушедшего года, в том числе его самых последних дней, когда едва ли не ключевым словом российских политиков, своеобразным паролем стало подзабытое «государственное регулирование».

«Ах, причитают вчерашние и нынешние секретари обкомов партии и комсомола, бывшие и нынешние генералы и полковники КГБ, вся неискоренимая российская номенклатура, не бывает рынка без государственного регулирования, во всем цивилизованном мире...» ну и т.д. Однажды эти грабли уже лежали на нашем пути.

Государственное регулирование это и есть их долгожданная национальная идея, эвфемизм диктатуры пролетариата, советской власти, всего того, что наиболее удачно описывается подзабытым уже термином командно-административная система. В самом первом приближении для существования этой системы необходимы партгосноменклатура и ее полицейское обеспечение.

«Оплот тоталитаризма» снова в законе

В богатом на события декабре одно осталось практически не откомментированным (комментарии в советско-партийном стиле не в счет). Речь о широко отмеченном 80-летнем юбилее органов госбезопасности.

В одной из недавних статей, анонсируя пятилетний "юбилей" президентского указа от 21 декабря 1993 г. об упразднении Министерства безопасности, я высказал опасение, что государство обретает отчетливо коммуно-гэбэшные черты (см. "РМ" N4250) . Напомним вкратце, о чем шла речь.

Но для начала слова, которые Борис Ельцин нашел пять лет назад для характеристики "системы органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ-МБ": «последний оплот тоталитарной системы», «орган полицейского надзора над людьми», «система нереформируема», «законсервирована и легко может быть воссоздана», «сдерживает проведение политических и экономических реформ».

Прошло каких-то пять лет, и что-то опять произошло где-то там, за нашей спиной, где отечественная история, как в фантазиях Брэдбери, продолжает жить своей самостоятельной жизнью. Во всяком случае президент уже ни словом не обмолвился о своем прежнем указе, а в его поздравлении по случаю 80-летия того самого "оплота тоталитаризма" прозвучали уже совсем иные слова: «Это особый праздник. Праздник тех, кто защищает наше государство, его богатство, территориальную целостность, права и свободы граждан. Защищает, не жалея собственной жизни (тут голос растроганного президента явственно дрогнул. А.В.), от бандитов, диверсантов, террористов (а здесь президент вынужден был сделать паузу, поскольку гэбэшный зал взорвался аплодисментами. А.В.). В истории органов госбезопасности было немало драматических и даже трагических страниц. Но были в ней и сотни блистательных операций, которым, убежден, могут позавидовать многие спецслужбы мира».

Те, кого по старинке называют демократической общественностью, даже не шелохнулись, преступно-благодушно заглотав крючок. Тем самым общественность не только определилась (вместе с президентом) со своим прошлым, но и выбрала путь в будущее. Комментируя выступление президента перед "чекистами" (называть их так уже не считается зазорным, скорее наоборот), ведущий телепрограммы "Зеркало" Николай Сванидзе искренне поддержал президента: «Российское государственное телевидение присоединяется к поздравительным словам президента в адрес службы безопасности». Порадуемся за Николая Карловича, демократа и профессионального знатока отечественной истории.

Может, и впрямь нет никаких оснований для тревог и волнений? Может, правы те, кто со всех сторон уговаривает: да полно, рецидив 37-го года в России невозможен, страна уже не та, весь мир не тот. При этом "утешители" исходят из исконно советской, и потому иезуитской традиции, согласно которой если счет жертв идет не на десятки миллионов, то остальное уже семечки.

Мимо их сознания, ничуть его не тревожа, проходит вполне доступная статистика и факты уже нынешних дней. Только из милиции за последние шесть лет уволены 637 тыс. сотрудников, привлечено к ответственности 14 тысяч (обе цифры мало что говорят, поскольку уволенными и наказанными могут быть и самые лучшие). Но вот вам бесспорное: из этих 14 тысяч привлечены к ответственности 634 человека за убийства, 1300 за грабежи, 400 за изнасилования. Итого почти две с половиной тысячи преступников, полк! Сделаем поправку на объективность милицейской статистики и позволим себе единственно возможный вывод: под государственной крышей действует хорошо вооруженная, организованная преступность.

Информация из других спецслужб за семью печатями, но об их внутренних установках вполне определенное представление дает история с "заказом Березовского". Или, например, мелькнувшие в прессе сообщения о зверских пытках и заказном выбивании коммерческих долгов в солнечном городе Сочи бойцами знаменитой "Альфы" (хотя чем она знаменита, не знает никто).

В этой связи известная история с разбоем, учиненным в офисах и на дому телебизнесмена Лисовского, интересна не столько сама по себе, сколько реакцией "граждан России" (так они сами подписались в коллективном письме президенту и премьер-министру). Таковых граждан оказалось числом чуть более двух десятков, среди них такие бесспорные авторитеты, как Григорий Бакланов, Андрей Битов, Борис Васильев, Фазиль Искандер, а также десяток звезд эстрады. Совершенно справедливо сравнивая масштабную общегэбистскую акцию с «беспределом, живо напоминающим события 37-го года», они тем не менее весьма странным (если не сказать жалким) образом выстраивают цепочку причинно-следственных связей. «Попытки некоторых руководителей ФСНП и других спецслужб устроить показательную акцию устрашения.., пишут они в письме, наводят на мысль о том, что усилия руководства страны по созданию правового государства преднамеренно перечеркиваются в интересах соответствующих политических сил. Тем самым в стране вопреки воле президента и правительства устанавливается режим произвола, режим, при котором спецслужбы становятся инструментом запугивания и устрашения граждан».

Да полноте, какие такие "попытки"? О них простительно было говорить лет пять-семь назад, когда за решетку без суда и следствия бросали предпринимателя Вайнберга, замминистра Панскова, правозащитницу Новодворскую и многих других. Сегодня все телеканалы, вся пресса полны иллюстраций давно взятой на вооружение и устоявшейся практики: руки на капот, мордой в снег, ногой под ребра и т.п. Практики, реально восстанавливающей коммуно-полицейский режим.

Вместо этой реальности уважаемые авторы письма видят «усилия руководства страны по созданию правового государства», которые «преднамеренно перечеркивают» неназываемые политические силы и спецслужбы. Откуда такая стеснительность?

Дело, может быть, в том, что, назови подписанты конкретные спецслужбы (ФСНП, ФСБ, МВД и другие) и их руководителей, тут и оказалось бы, что это и есть правительство, возглавляемое Примаковым (которому и адресовано письмо и который незадолго до того дал известную санкцию на «физическое уничтожение» уже забыли?). А правительство со всеми спецслужбами в свою очередь подчиняется президенту (другой адресат письма), вместо которого давно все решает совет безопасности (он же администрация президента), укомплектованный все теми же чекистами.

Ну, ладно, Киркоров, Газманов, Малинин им еще петь свои "старые песни о главном" и решать проблемы с налоговой полицией. Но Бакланов-то, но Искандер с Васильевым они-то знают всё! Они-то знают, с чего начинается родина и 37-й год на этой самой родине. Откуда это неизбывное российское?.. Впрочем, не стану обижать уважаемых людей.

Забавно, что упомянутые события и письмо "граждан России" случились в середине декабря. Какова же реакция власти? Спустя неделю, 21 декабря, ее озвучил президент на том самом торжестве по случаю 80-летия "органов". А именно: «ряд блестящих операций, которым могут завидовать спецслужбы всего мира». Вот уж, действительно...

В течение осени и начала зимы все основные государственные структуры, включая правительство и администрацию президента, взяты под контроль выходцами из спецслужб (строго говоря, оттуда не "выходят", просто продолжают выполнять свои обязанности на новом месте службы). После того, как начальником управления военной инспекции Совета безопасности (ключевой пост, позволяющий контролировать все силовые структуры страны) без лишнего шума стал бывший шеф ФСБ Михаил Барсуков, можно считать, что страна (в этой части) готова к государственному регулированию. Для полного комплекта нужна партийно-государственная номенклатура.

«Назад, к победе коммунизма!»

Цепкой детской памятью вижу себя в конце 40-х начале 50-х годов. В семье трое детей, мать-словесница надрывается в школе, отец на Колыме. Наша халупа за Преображенкой, в районе Богородского кладбища, холодная, насквозь промерзшая, плесень в углах. Все стены и потолок для тепла и "для красоты" оклеены газетами. До сих пор их вижу. Вот открытие Волго-Донского канала, бакен посреди воды, на бакене развеселый мальчишка. Вкривь и вкось стены и потолок пересекают аршинные газетные шапки: «Под знаменем Ленина-Сталина, под руководством Коммунистической партии вперед к победе коммунизма!»

С давних времен храню номера "Правды" и "Известий" с официальными (по моде тех времен) "иконостасами" членов политбюро, членов правительства, публикуемыми после очередного исторического съезда или сессии Верховного Совета.

И каждый день приносит тупо,
Так что и вправду невтерпеж,
Фотографические группы
Сплошных свиноподобных рож.

Лучше Бориса Пастернака не скажешь. А вот еще достоверное свидетельство эпохи. Еще помню (это уже совсем недавняя история) официальный голос из киножурнала "Новости дня": «В Москве, в Колонном зале Дома Союзов, на свой форум собрались лучшие представители...», ну и так далее. Короче государственники. При чем тут, спросите, Пастернак и "Новости дня"? А вы всматривались в нынешние "фотографические группы", они вам ничего не напоминают?

А вот и Колонный зал, люстры, колонны, президиум в три ряда. Время действия декабрь 1998 г., съезд "Отечества". Вот бывший помощник генсека, последние годы работающий "промышленником и предпринимателем". Вот бывший комсомольский генсек (ныне "новый русский"). Вот директорша знаменитого на весь мир института, в котором, по ее словам, врачи диссидентов не калечили, а, наоборот, спасали от "органов". Вот Герой Советского Союза, который в компании с другими генералами положил 15 тысяч своих, а заодно истребил миллион афганцев. Вот главный профбосс (недавний оборонщик, ныне бесконтрольный владелец несметной собственности). И много-много других бывших и нынешних хозяйственных, партийных, комсомольских функционеров и бойцов невидимого фронта. И все мечтают о «государственном регулировании».

А где-то за кулисами товарищ Крючков, бывший шеф КГБ, а ныне, по информации некоторых газет, советник одной из родственных московской мэрии фирм.

Как будто и не было всех этих ускорений-перестроек-реформ. «С экспериментами покончено, господа хорошие!..», знакомо постучал кулачком по трибуне претендент в президенты, и в дополнение к картинкам брежневского застоя в памяти ожили благословенные времена "волюнтаризьма".

Ну и, естественно, бурные, нескончаемые аплодисменты, все встают... Дождались, бедолаги, вернулось их время.

И, удивительное дело, при катастрофическом обвале рубля, сумасшедшем росте цен на самые необходимые продукты питания (литр молока 12 рублей, кило сыра за 70, сливочное масло давно за сотню), при продолжающейся невыплате зарплат и прочих свидетельствах тотального кризиса ну ни одного крика про "поголовное обнищание", "падение жизненного уровня", "доведенных до отчаяния", вымирание и прочее. Ни ультиматумов правительству, ни акций протеста, ни вообще профсоюзов как таковых.

Оптимистичны стали телеведущие (даже Доренко на ОРТ в его последние дни), исчезли слеза и надрыв из интонаций Сорокиной на НТВ. Вот она долгожданная политическая стабильность!

Помните анекдот времен другой стабильности, брежневской: "Если хочешь изобилия в холодильнике, воткни шнур в радиорозетку". Как ни странно, в свое время этот рецепт многих выручал.

Если же кто-то лишен собственной исторической памяти или хотя бы мало-мальского воображения, он может всмотреться, к примеру, в нынешнюю Белоруссию. Там принцип государственного (то бишь номенклатурно-полицейского) регулирования дает вполне зримые результаты.

АЛЕКСАНДР ВОДОЛАЗОВ

Москва

© "Русская мысль", N 4252,
Париж, 07 января 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....