АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

В год президентских выборов
украинские коммунисты предлагают
отменить пост президента

Вся минувшая неделя проходила на Украине достаточно нервозно и под самый занавес-таки достойно завершилась: депутаты Верховного совета в очередной раз устроили групповой мордобой прямо в сессионном зале.

     Формально поводом для рукопашной послужило предложение спикера украинского парламента А.Ткаченко поставить на голосование законопроект о присоединении Украины к Межпарламентской ассамблее СНГ. В ответ на эту "вражескую вылазку" раздался боевой клич вожаков "Руха", и стайка наиболее ретивых национал-демократических молодцов, размахивая кулаками и проклиная "измену", ринулась к трибуне. Как водится, не упустили случая поразмяться и коммунисты. На радость телеоператорам (как, впрочем, и пишущей братии) народные избранники продолжали мутузить друг дружку и после немедленно объявленного перерыва.

     Однако истинной причиной потасовки стало, надо полагать, принятое за несколько минут перед этим решение о направлении в Конституционный суд разработанного коммунистами законопроекта об отмене на Украине института президентства. После нескольких неудачных голосований, прошедших накануне, инициатива фракции КПУ была в конце концов поддержана 237 депутатами парламента (при необходимом минимуме в 226 голосов).

     Чтобы разобраться в глубинном смысле малопривлекательного парламентского инцидента и предшествовавшего ему голосования, надо поместить оба события в более широкий контекст идущей на Украине предвыборной политической борьбы.

     В начале недели, выступая на пресс-конференции в Тернополе, президент Кучма заявил, что, если Верховный совет не согласится снять депутатскую неприкосновенность с некоторых членов парламента, обвиняемых в совершении уголовных преступлений, он предложит высказаться по этому вопросу народу и объявит всеукраинский референдум. Суть украинского феномена состоит в том, добавил он, намекая, очевидно, на Лазаренко и других политических противников, что в "парламент стремятся прийти для того, чтобы спрятаться за депутатским мандатом".

     От слов кучмисты, недолго думая, перешли к делу: из президентского штаба просочилось содержание документа, направленного главам областных администраций, с указанием приступить к организации "референдума по народной инициативе". В циркуляре с бюрократической дотошностью перечислялась последовательность "мероприятий": проведение собраний инициативных групп, подача документов в Центризбирком, начало сбора подписей всё с участием и под контролем местных властей.

      Стоит ли объяснять, что Кучму в последнюю очередь интересует торжество справедливости и наказание греха. Среди депутатов Верховного совета ряд реальных соперников в борьбе за президентское кресло, которых, понятное дело, легче "вразумлять" при помощи открытия в нужный момент уголовных дел и реального (а не "платонического") судебного преследования. Кроме того, политические противники (и даже некоторые колеблющиеся сторонники) действующего президента высказали предположение, что в повестку дня плебисцита может быть включен еще один вопрос. По словам А.Мороза, "идея референдума сводится, конечно, не к лишению депутатской неприкосновенности. Это червячок, на который должна клюнуть рыбка. Сам крючок это продолжение полномочий президента. Вот и вся идея".

     Реакция руководства парламента не заставила себя долго ждать. Комментируя документ, "направленный без подписи и даты в областные администрации", председатель Верховного совета А.Ткаченко справедливо назвал инициативу не в меру ретивых президентских чиновников нарушением конституции, поскольку в соответствии с основным законом "органы исполнительной власти не имеют права поднимать вопрос о референдуме. Это могут сделать только граждане, политические партии, трудовые коллективы". Спикер также сообщил, что он "направил письмо всем главам областных советов" и "в категорической форме поставил вопрос о недопущении проведения собраний" граждан, организованных местной исполнительной властью. Верховный совет, жестко заявил его председатель, должен обеспечить себе условия для нормальной работы, а неприкосновенность членов парламента как раз и является одним из таких условий.

     Лидер коммунистов П.Симоненко, а вслед за ним и его однопартиец вице-спикер А.Мартынюк не преминули обострить ситуацию, отплатив Кучме его же монетой. "Мы поддержим эту инициативу (о проведении референдума. И.Т.), вызывающе заявили местные ленинцы, однако дополним список вопросов еще двумя: "Считаете ли вы, что на Украине следует отменить также и институт президентства? Считаете ли вы, что русскому языку следует придать статус второго государственного?""

     Сказано сделано. В течение двух последующих парламентских дней депутаты-коммунисты блокировали работу Верховного совета, настойчиво добиваясь от коллег принятия решения о том, чтобы направить на экспертизу Конституционного суда законопроект об отмене института президентства. После того, как последовательно было застопорено рассмотрение 12 других законопроектов, воля парламентариев к сопротивлению коммунистическому напору, судя по всему, ослабла: проект "антипрезидентского" закона был все-таки направлен в КС. Одновременно Верховный совет изменил механизм подачи конституционных законопроектов в КС: теперь для этого требуется собрать не 226, а 150 подписей депутатов.

     Помимо ликвидации поста президента, подготовленный коммунистами проект закона о внесении изменений и дополнений в конституцию содержит еще целый ряд существенных положений, реализация которых фактически превращает Украину в парламентскую республику: восстановление президиума Верховного совета как коллективного органа; трансформация кабинета министров в совет министров, который, являясь высшим органом исполнительной власти, находится под контролем парламента; возрождение системы советов народных депутатов; переподчинение парламенту Совета национальной безопасности и обороны. Ясно, что в новой конфигурации политической системы коренным образом меняется роль спикера парламента. "Председатель Верховного совета, гласит соответствующий пункт проекта, является наивысшим должностным лицом государства и представляет его в международных отношениях".

     Очевидно, что подобная модификация украинской политической системы не может не импонировать нынешнему спикеру А.Ткаченко. Однако на следующий день после одобрения "антипрезидентского" законопроекта Верховный совет под умелым руководством своего председателя принимает (в первом чтении) важный закон "О выборах президента" (Л.Кучма был избран главой государства в 1994 г. до принятия ныне действующей конституции). "Что за странное противоречие?" может подумать неискушенный наблюдатель.

     Однако никакого противоречия здесь нет, а есть, напротив, холодный политический расчет. Во-первых, спикер не строит иллюзий относительно легкости прохождения законопроекта о внесении изменений и поправок в конституцию через Верховный совет даже после положительной экспертизы Конституционного суда: для его принятия необходимо 300 голосов депутатов. Во-вторых, принятый в первом чтении закон о выборах президента прежде всего преследует цель ограничить и/или поставить под контроль действия и ресурсы действующего президента в ходе грядущей избирательной кампании. Таким образом, его тоже можно назвать в определенном смысле "антипрезидентским"; эксперты же предрекают ему неизбежное президентское вето. В-третьих, запустив "пробный шар" с отменой института президентства, Ткаченко и значительная часть антикучмовски настроенного Верховного совета создала своего рода защитный механизм. Если на президентских выборах все же побеждает нынешний президент, то, как полагают некоторые киевские аналитики, этот огорчительный для "левых" факт не застанет их врасплох, так как с помощью "антипрезидентского" законопроекта они в некоторой степени застраховали себя от политических рисков. "Второй срок Леонида Даниловича, -- пишет "Зеркало недели", автоматически активизирует процесс превращения Украины в парламентскую республику. При таком раскладе соответствующий проект способен набрать 300 голосов".

     Можно предположить, что по крайней мере некоторые политические антагонисты, безжалостно рвавшие друг на друге дорогие галстуки в зале украинского парламента, также понимали скрытый смысл разворачивавшейся интриги.

ИГОРЬ ТОРБАКОВ

Киев

© "Русская мысль",
N 4254, Париж, 21 января 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....