МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Лорды-судьи решают судьбу Пиночета

     Открывшийся в Лондоне 18 января суд по делу Аугусто Пиночета обещает стать вехой в истории британского правосудия. Его называют крупнейшим по значению и самым сложным международным делом за всю историю страны. Обстоятельства дела действительно не просты. С одной стороны, за 17 лет полновластного правления Пиночета от рук его подчиненных в Чили погибло более четырех тысяч человек. С другой свергнув Альенде, диктатор избавил Чили от коммунистической опасности, а при коммунизме жертвы обыкновенно исчисляются куда большими числами. Эти соображения оживленно обсуждает британская печать, но британское правосудие по необходимости вынесло их за скобки. Оно должно решить вопрос: вправе ли Великобритания выдать другой стране Испании бывшего главу третьего государства?

     Документ, возбуждавший дело о выдаче Пиночета, был направлен в Лондон из Мадрида судьей Балтасаром Гарсоном. В нем бывший диктатор обвинен в "геноциде" испанцев в Чили. Сразу же было отмечено, что эта формулировка ставит все дело под сомнение. Каковы бы ни были преступления Пиночета, расовый или национальный мотив в них отсутствовал об этом говорят факты, с этим скрепя сердце соглашаются и злейшие враги бывшего диктатора.

     В понедельник судья Гарсон прибыл в Лондон и присутствовал в Палате лордов на открытии нового слушания дела Пиночета в комиссии из семи лордов-судей. Началось заседание обращением к комиссии королевского адвоката Алуна Джонса. Он призвал лордов-судей подтвердить решение предыдущей комиссии, которая в октябре прошлого года постановила выдать Пиночета Испании, с тем, чтобы тот предстал в Мадриде перед судом по обвинению "в применении пыток, похищении людей и действиях, направленных к их убийству".

     Предыдущая комиссия состояла из пяти лордов-судей и тремя голосами против двух постановила выдать Пиночета Испании. Однако в декабре 1998 г. сама же эта комиссия аннулировала свое решение: обнаружилось, что один из ее членов, лорд Хофман, возглавляет благотворительный отдел "Международной Амнистии", а значит, комиссия оказалась не вполне беспристрастной. Отмена решения не была выпадом против МА, борющейся за права человека во всем мире, но, сколь ни благородны ее цели, "Международная Амнистия" по самой своей сути представляет только одну сторону преследуемых. В октябре 1998 г. представители МА выступали перед лордами-судьями, требуя выдачи Пиночета. Голосуя за выдачу, лорд Хофман руководствовался сведениями, доставленными ему этой организацией, а свою причастность к МА от коллег по суду скрыл. Понятно, что апелляция Пиночета возымела силу. Пересмотр дела поручен другим лордам-судьям, работающим под председательством лорда Брауна-Уилкинсона.

     Королевский адвокат Алун Джонс подчеркнул, что требование о выдаче генерала Пиночета "не является изолированным требованием какого-то одного суда". В ноябре оно было утверждено Национальной судебной палатой Испании и в настоящее время исходит от правительства Испании. Оно, по словам Джоунса, "не было и не является неуместной попыткой вмешательства в дела другой страны", но имеет основой требования испанских граждан, чьи родственники "пропали без вести" в Чили в годы правления Пиночета. Пострадавших испанцев насчитывается более 50-ти. Среди других жертв граждане Аргентины, Парагвая, Уругвая, Боливии, Португалии, Франции, Италии и США. (Чилийцев, составляющих большинство в списке жертв режима Пиночета, королевский адвокат в своей речи не упомянул.) Некоторые из преступлений были совершены, притом не только на территории Чили, еще до захвата Пиночетом власти в 1973 г., а поскольку он не был тогда главой правительства, то на него и не распространяется дипломатический иммунитет. Пытки применялись самые свирепые, изощренные и издевательские, физические мучения сопровождались нравственными, и делалось это не только для того, чтобы исторгнуть показания, но и в целях устрашения.

     Джонс отметил, что за последние два месяца характер дела изменился, поскольку министр внутренних дел Великобритании Джек Стро подтвердил необходимость продолжить разбирательство и указал, какие обвинения против Пиночета подпадают под действие британского законодательства. Королевский адвокат заявил, что дело лордов-судей сводится лишь к тому, чтобы решить вопрос о дипломатической неприкосновенности генерала Пиночета как бывшего главы правительства, и что им незачем брать в расчет ни вопрос о вмешательстве во внутренние дела Чили, ни отношение чилийского правосудия к обвинениям против Пиночета.

     Начало нового слушания дела Пиночета, которое может затянуться на две недели, сопровождалось в Лондоне двумя демонстрациями чилийцев: за и против выдачи бывшего диктатора. Сторонники выдачи приводят доводы, близкие к доводам судебных инстанций; противники (среди них и специально приехавшие из Чили) говорят о том, что Пиночет спас страну от коммунизма, что 75% чилийцев не хотят суда на Пиночетом, а также о необходимости национального примирения.

     Сам Пиночет убежден в своей невиновности и готов, по его словам, отвечать за каждый свой шаг перед Богом и отечеством. О приезде в Лондон, где в октябре ему была сделана операция, он не жалеет. Живет он в арендованном дорогом имении под домашним арестом, читает книги по военной истории (в частности о своем любимом герое Наполеоне), а для суда подготовил все свои декреты 70-х годов, запрещающие применение пыток.

ТАТЬЯНА КОСТИНА

Лондон

© "Русская мысль",
N 4254, Париж, 21 января 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....