МИР ИСКУССТВА

 

«Альпийский триптих»
Джованни Сегантини

Выставка в Кунстхаузе в Цюрихе

Про Цюрих не скажешь, что это важный европейский культурный центр. Тем не менее собрание Кунстхауза, составленное из бывших частных коллекций, безусловно, одно из лучших художественных собраний в Европе. Швейцарские коллекционеры вообще неплохо поработали, и почти в каждом крупном городе кроме государственного можно увидеть одно или даже несколько частных собраний и большинство из них открыто для посетителей. Кроме того, в государственных музеях, в частности в Кунстхаузе в Цюрихе, регулярно открываются довольно интересные выставки, прекрасно организованные и с хорошим подбором вещей.

Сейчас в Кунстхаузе проходит выставка итальянского художника Джованни Сегантини (1858-1899). Он не является самой известной фигурой в европейской живописи конца XIX века среди широкой публики он известен разве что итальянцам и швейцарцам, а в других странах меньше. Тем не менее он интересен, хотя он в большей степени был художником, воспринимающими новые течения, чем их создающим. Может быть, как раз этим он и интересен, и на его персональной выставке можно увидеть целый этап развития западноевропейской живописи, отраженный в его творчестве.

Джованни Сегантини окончил Академию Брера в Милане, и первые его работы начала 80-х гг. (чаще всего небольшие жанровые сценки) написаны под сильным влиянием работ Жана-Франсуа Милле. Сегантини часто пытался воспроизвести эффекты прямо падающего света и световых рефлексов на фигурах, находящихся в затемненном помещении. Но этап реализма не самый интересный этап в творчестве этого художника: пространство в его картинах кажется слишком сжатым, фигуры непропорционально большими. Он, однако, был оценен, хотя бы даже и символически: за картину этого периода «"Аве Мария" в лодке» он получил золотую медаль на Всемирной выставке 1883 года в Амстердаме (медали на всемирных выставках, как известно, раздаются сотнями и почти всем участникам иностранных экспозиций, но тем не менее на саму всемирную выставку надо еще попасть). На выставке в Цюрихе ранние работы Сегантини вообще не представлены.

В конце 80-х гг. Сегантини познакомился с дивизионизмом (или пуантилизмом; теория его основана на идее оптического смешения в глазу зрителя чистых цветов, нанесенных на холст мелкими мазками) и начал использовать технику мелкого мазка чистым цветом в своих работах. Сюжеты его картин остались прежними это жанровые сценки, но чаще действие происходит не в закрытом помещении, а на фоне пейзажа (в основном это альпийские виды) как, например, в представленной на выставке "Вяжущей пастушке" (1887-1888). Колорит стал светлее, появилось ощущение пространства и воздуха.

Однако настоящую известность Джованни Сегантини принес последний этап его творчества, когда он в начале девяностых годов XIX века увлекся символизмом. Собственно техника его уже не менялась он остался верен дивизионизму, но альпийские пейзажи населяются теперь не пастушками и лесорубами, а крылатыми демонами, парящими влюбленными, белоснежными ангелами и так далее. На выставке в Кунстхаузе можно увидеть несколько подобных работ Сегантини, например, "Злые матери" или "Сладострастницы" (обе работы 1897 года). Нет, правда, одной из самых известных картин Сегантини этого периода "Любовь у источников жизни" (1896 год). Возможно, это потому, что почти все работы данной выставки происходят из музея Сегантини в Сент-Морице (Швейцария), а "Любовь у источников жизни" находится в собрании миланской галереи современного искусства.

Одно же из последних произведений Сегантини, которому, собственно, и посвящена выставка, это "Альпийский триптих". Он представляет собой три огромных полотна, над которыми Сегантини работал в течение нескольких лет (с 1896 по 1899 год) с изображением горных пейзажей, в которые опять возвращаются реальные персонажи девочка, гонящая стадо, мать с ребенком, сидящая под деревом, и только названия каждого из полотен и верхние "тимпаны" (полукруглые завершения каждого из полотен) раскрывают в этих пейзажах дополнительный, подразумеваемый автором смысл.

На левой части триптиха изображена горная долина, на первом плане мать с ребенком под деревом. Колорит и даже композиция напоминают пейзажи Северного Возрождения (например, "Мадонна с Младенцем" Лукаса Кранаха из Эрмитажа), в верхнем тимпане аллегория грозы. Вся композиция вместе называется "Дух природы". На средней части триптиха, под названием "Жизнь", изображен восход солнца, лучи которого занимают большую часть холста, внизу девушка подгоняет корову, отставшую от стада, идя за ним вместе с пастухом. В верхнем тимпане изображение Сент-Морица как града небесного.

Последняя, правая часть триптиха изначально называлась "Уход", потом Сегантини назвал ее "Смерть". Зимнее утро, перед домом стоит лошадь, запряженная в сани, чтобы отвезти гроб на кладбище. Но определить назначение этих саней, увидеть людей, выносящих гроб, можно, только зная название этой части триптиха. В верхнем тимпане два ангела возносят душу умершего на небо.

В результате обычные альпийские пейзажи, которые Сегантини писал и в 80-е годы, благодаря "пояснениям" в виде дополнительных тимпанов и названий обретают новые оттенки и смыслы, которые скрыты от беглого взгляда, прием, очень часто встречающийся в символизме.

В этом триптихе Сегантини вполне гармонично соединил несколько направлений, существующих в это время в живописи и которыми он увлекался с конца 80-х годов. Работа получилась довольно эклектичная, но это вполне соответствовало вкусам эпохи, и не случайно через год после окончания триптиха и смерти Сегантини, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, о триптихе было написано много восторженных отзывов. На выставке, проходящей сейчас в Цюрихе, можно увидеть и сам триптих, и подготовительные гравюры к нему. Выставка открыта до 28 февраля.

ЗИНАИДА ЮРОВСКАЯ

Цюрих Париж

© "Русская мысль",
N 4254, Париж, 21 января 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....