МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
РУМЫНИЯ: |
Вечером 22 января жители румынской столицы вздохнули с облегчением. Премьер-министру Раду Василе удалось договориться с лидером шахтеров долины Жиу Мироном Космой, после чего угрожавшая правительству десятитысячная армия шахтеров остановила наступление на Бухарест и повернула обратно.
До этого, на протяжении нескольких дней, жители Бухареста с ужасом ожидали нашествия шахтеров, которые после своих прежних вылазок в столицу в 1990 и 1991 гг. оставили страшные воспоминания: каждое их появление сопровождалось погромами, сотни людей были ранены и пятеро (в июне 1990 г.) были убиты. После румынской революции 1989 г. эту легко манипулируемую грозную силу не раз использовал первый президент "свободной" Румынии Ион Илиеску: дважды для борьбы с демонстрациями демократической оппозиции, а затем для того, чтобы избавиться от социал-демократического правительства Петре Романа.
На этот раз Илиеску вновь не остался в стороне от шахтерского бурления, хотя в основном эту силу смогли перетянуть на свою сторону уже другие, более радикальные политические силы Румынии. 47-летний лидер шахтерского профсоюза Мирон Косма (прозванный шахтерами "утренней звездой") в прошлом был в услужении у Илиеску, возглавляя в течение шести лет его личную милицию. С тех пор Косма успел приобрести полуторагодовой тюремный опыт (за участие в погромах 1990 г.) и вступить в ряды крайне правой партии "Романия маре" ("Великая Румыния").
На президентских выборах 1996 г. лидер этой экстремистской партии Вадим Тудор набрал всего 6% голосов. Но, проиграв в легитимной борьбе, в ходе которой избиратели отдали предпочтение христианскому демократу Эмилю Константинеску, он решил взять реванш уже испробованным до него способом за счет недовольства шахтеров, которые, как и все население Румынии, страдают от тяжелой экономической ситуации в стране. По опросам общественного мнения, проведенным в декабре прошлого года, рейтинг В.Тудора поднялся до 18%, а недавний сговор с И.Илиеску придал ему дополнительный политический вес. Для этого сплава "красной"-коммунистической и "коричневой"-националистической идеологии шахтеры оказались самым подходящим "пушечным мясом", которое можно бросать в атаку на неустойчивое правительство.
При режиме Чаушеску шахтеры находились на привилегированном положении. Они и до сих пор относятся к самой высокооплачиваемой категории рабочих, хотя при общем обнищании населения их доходы существенно сократились. Кроме того, в последние годы остро встал вопрос о необходимости закрытия двух нерентабельных шахт, и этого оказалось достаточно, чтобы взвинтить эту малообразованную массу и поднять ее на марш-бросок против правительства.
Вначале все 300 км, отделяющие долину Жиу от столицы, они решили пройти пешком. Однако вскоре "кто-то" позаботился о транспорте, и в направлении Бухареста двинулась организованная колонна из сотни автобусов. Сначала их требования ограничивались повышением зарплаты и отменой программы реорганизации шахт, но по мере приближения к цели они уже жаждали отставки правительства и президента Константинеску. Все заграждения полиции были сметены на их пути, 21 января они вступили в открытое столкновение с силами охраны порядка и готовы были померяться силой даже с военной техникой, которая ожидала бунтовщиков на подступах к столице.
Действия властей в этой обстановке казались медлительными. Только после стычки с полицией, уже через четыре дня после начала похода на столицу, место прежнего министра внутренних дел занял бывший министр обороны, твердый и близкий к премьер-министру молодой политик Дуду Ионеску. Президент созвал чрезвычайное заседание парламента, пригласил для консультаций лидеров всех политических партий за исключением В.Тудора и угрожал ввести в стране чрезвычайное положение, если шахтеры не остановят свое наступление на столицу. Премьер-министр, хотя и готовился к встрече с делегацией шахтеров, произносил грозные слова: "Мы уже имеем дело не с движением, поддерживающим требования профсоюзов, а с террористическим восстанием против государства. Румынское правительство не ведет переговоров с террористами".
Днем 22 января перед зданием Сената в Бухаресте собралось несколько тысяч жителей столицы, чтобы выразить поддержку правительству. Румынские демократы, возглавившие молчаливый марш по улицам города, казалось, забыли на время свои разногласия, объединившись перед угрозой шахтерского разгула и красно-коричневого реванша. "Остановите Мирона Косму!" гласили плакаты демонстрантов. К вечеру того же дня премьер-министр объявил о результатах своей встречи с Мироном Космой.
Суть их соглашения остается, однако, неоглашенной и по обоюдной договоренности должна храниться в секрете по крайней мере в течение месяца. Это, правда, не мешает М.Косме кричать о победе, рассказывать направо и налево, что правительство обещало повысить зарплату шахтерам и не увольнять их без гарантии предоставления равнозначных рабочих мест, а также выделить 200 млн. долларов на развитие района Жиу. Правительство же отрицает наличие подписанного в результате встречи протокола.
В любом случае правительству Раду Василе удалось остановить шахтеров, а значит избежать путча экстремистских партий. Опасность хотя бы на время объединила вечно враждующих внутри кабинета министров социал-демократов и христианских демократов. Кроме того, правительство получило поддержку демократических сил и населения столицы. Уже это можно считать его победой. Если же правительству пришлось действительно серьезно уступить шахтерам (а значит, и стоящим за ними политическим силам), то можно говорить о его поражении. Скорее всего есть и то, и другое горькая победа, достойное поражение.
Нерешенным же остается вопрос о будущем реформ румынской экономики. Государственные субсидии на убыточную отрасль промышленности, которой являются угледобывающие шахты, за последние годы окончательно подорвали бюджет государства. Международные финансовые организации как условие для предоставления помощи Румынии требуют закрытия хотя бы нескольких из них, а без иностранных вливаний румынской экономике вряд ли подняться на ноги. Все это, однако, мало волнует Мирона Косму, и еще меньше лидера "Романия маре" Вадима Тудора, который думает только о предстоящих в 2000 году президентских выборах. И о том, как обеспечить себе победу.
ИРИНА КРИВОВА
Париж
© "Русская мысль",
N 4255, Париж, 28 января 1999 г.
|
|
![]() |
|
|
|
|