МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
ТУРКМЕНИЯ |
21 января в Красноводске арестован член cовета cоотечественников при Государственной Думе России, активист незарегистрированной Русской общины Туркменистана (РО) Вячеслав Мамедов |
Совет cоотечественников при Государственной Думе своего рода парламент для активистов русских организаций из стран СНГ. Членство в cовете cоотечественников прежде было достаточной гарантией от преследований со стороны властей стран СНГ, не всегда дружелюбно настроенных к действующим у них активистам русских организаций.
В Туркмении обстановка в этом отношении всегда была особенно тяжела, так как с 1991 г. власти не регистрировали ни одну национально-культурную организацию. РО была образована в 1992 г. Благодаря ее деятельности туркменские власти отменили несколько весьма непопулярных решений, прямо затрагивавших интересы русского населения. Несмотря на то, что российские власти неоднократно поднимали вопрос о регистрации РО, а в 1995 г. между Москвой и Ашхабадом был даже подписан соответствующий межправительственный договор, официального признания единственная организация русских в стране так и не получила.
Вячеслав Ташлиевич Мамедов руководитель Красноводской городской организации РО, один из двух членов РО, избранных в cовет cоотечественников. Он родился в 1960 г. и всю жизнь прожил в Красноводске. Неприятности у В.Мамедова начались в 1993 г., когда он начал активно выступать против переименования города в Туркменбаши. Протесты общественности не увенчались успехом и лишь привлекли внимание местных "комитетчиков". В результате Мамедов был уволен из газеты.
Большое недовольство властей вызывала и его деятельность в качестве активиста РО, но до последнего времени членство в cовете cоотечественников прикрывало от напастей. Как писала "РМ" в конце ноября 1998 г. (см. "РМ", N 4252), после визита в Ашхабад делегации российской Думы ситуация вокруг РО резко обострилась.
Когда В.Мамедов вернулся в Туркмению, сотрудники КНБ ждали его у трапа самолета. Затем в течение месяца следовали одна за другой проверки клуба "Фламинго", где В.Мамедов был руководителем, вызовы на допросы. 19 января в Красноводск для допроса Мамедова прилетел лично начальник отдела контрразведки КНБ Караджаев, который обвинил его в "работе на американское посольство", разжигании в интервью "Маяку" "эмиграционных настроений" и клевете на туркменское государство, якобы содержащейся в документах РО.
21 января вся эта свистопляска вполне логично закончилась арестом. Засунув в тюрьму В.Мамедова, власти не только плюнули в лицо российскому парламенту, но и очень близко подошли к лидеру РО А.П.Фомину фигуре крупной и хорошо известной в российских, а уж тем более туркменских политических кругах. На раннем этапе деятельности РО С.Ниязов всерьез предлагал сделать его министром по делам русскоязычного населения. Власти Туркменистана давно подозревали А.П.Фомина в оппозиционных настроениях, но, не имея никаких убедительных доказательств, не могли его нейтрализовать, побаиваясь возможного скандала.
Поскольку с 1997 г. в туркменских тюрьмах к политзаключенным применяют пытки, то трудно сказать, каких "признаний" попробуют добиться от В.Мамедова. Предвидя худший для себя поворот событий, А.П.Фомин срочно покинул Туркмению и теперь находится на территории России.
НИКОЛАЙ МИТРОХИН
Москва
© "Русская мысль",
N 4255, Париж, 28 января 1999 г.
|
|
![]() |
|
|
|
|