ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

Александр Парнис

«Мы находимся к Пушкину под прямым углом»

Футуристы и Пушкин


В основу статьи положен текст доклада, прочитанного на международной конференции "Пушкин-европеец", проходившей в Риме и Венеции 13-17 октября 1998 г.

[Продолжение]

 

[2.]

 

В упомянутом манифесте "Пощечина общественному вкусу", вышедшем в декабре 1912 г., футуристы впервые заявили: "Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности". Этот максималистский тезис футуристов, направленный против Пушкина и классиков ХIХ века, буквально взорвал литературную общественность и вызвал шквал обвинений в варварстве, безумии и бездарности молодых авторов сборника, которых в печати стали называть "футуристами". Травля, разного рода нападки и обвинения в печати звучали не только со стороны "желтой" прессы и обывателей, но и от представителей различных литературных группировок. Очень точно эту "охранительную" тенденцию выразил один полицейский пристав на публичном выступлении Маяковского: "Не позволю оскорблять Пушкина и прочее начальство".

Выдвинув в этом манифесте новую эстетическую программу и новые принципы поэтики, футуристы развивали и закрепляли ее в других своих манифестах, воззваниях и публичных выступлениях. Основное обвинение, постоянно выдвигаемое против футуристов, было то, что они отвергали традиции русской классической литературы и искусства. Но их декларативный тезис, внешне направленный против классики и ее языковых канонов, диалектически был обращен к авторитету Пушкина. Как известно, 1913 год в движении русских кубофутуристов был кульминационным. В начале этого года вышли новые футуристические сборники, устраивались публичные диспуты о современном искусстве, организовывались левые выставки. В феврале-марте 1913 г. вышли второй "Садок судей" с коллективным манифестом и альманах "Требник троих", в которых были опубликованы тексты Хлебникова, Маяковского, Д.Бурлюка, А.Крученых и других.

Тогда же, в феврале 1913 г., была напечатана отдельная листовка под таким же названием "Пощечина общественному вкусу" с новым коллективным манифестом, в котором Хлебников провозглашался его соратниками "великим поэтом современности", несущим "с собой Возрождение Русской литературы".

В это же время, 25 марта 1913 г., А.Блок сделал запись в своем дневнике, свидетельствующую о его серьезном интересе к футуристам: "Эти дни диспуты футуристов, со скандалами. Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. <...> Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм". Далее в этой записи он дает тщательно взвешенную и четко дифференцированную оценку основных представителей нового течения. А сделанная Блоком через несколько месяцев, после посещения футуристического спектакля трагедии "Владимир Маяковский" (10 декабря 1913 г.), проницательная запись в дневнике также свидетельствовала о его верном понимании тактики футуристов и их ниспровергательных заявлений о Пушкине: "Когда я говорю со своим братом-художником, то мы оба отлично знаем, что Пушкин и Толстой не боги. Футуристы говорят об этом с теми, для кого втайне и без того Пушкин хам ("аристократ" или "буржуа"). Вот в чем лесть и, следовательно, ложь". Через месяц, 9 января 1914 г., Блок снова вернулся к этой же мысли: "А что, если так: Пушкина научили любить опять по-новому вовсе не Брюсов, Щеголев, Морозов и т.д., а... футуристы. Они его бранят, по-новому, а он становится ближе по-новому. В "Онегине" я это почувствовал".

В отличие от других поэтов-символистов, Блок очень рано заметил и предугадал, что попытки футуристов радикально обновить поэзию, ее язык могут в будущем привести к новому пониманию Пушкина.

Именно на этом фоне и произошел конфликт между Городецким и Вяч. Ивановым. Блок и Вяч. Иванов по-разному относились к футуристам, и слишком резкое отношение Иванова к ним в 1913-1914 гг. было мотивировано, как свидетельствовал его бакинский ученик М.С.Альтман, отсутствием у футуристов "веры в Бога". Между тем, как известно, Вяч. Иванов выделял и высоко ценил творчество Хлебникова и Елены Гуро. По всей видимости, в этой ссоре Городецкий выступил не только в защиту акмеизма, но и в защиту радикальной позиции футуристов по отношению к Пушкину и этим вызвал резкую реакцию Вяч. Иванова. И здесь сыграло роль, вероятно, еще одно обстоятельство: Вяч. Иванов с лета 1912 г. находился в Италии, был в определенном отрыве от российской литературно-художественной жизни. Этим и объясняется его несколько запоздалая резкая реакция на эпатажные выходки футуристов против Пушкина.

Восприятие Пушкина футуристами четко разделяется на два этапа: дореволюционный, "антипушкинский" период, когда они боролись с Пушкиным, вернее с "культом Пушкина", и послереволюционный, апологетический период, когда они считали себя едва ли не главными наследниками Пушкина.

В ноябре 1913 г., в разгар футуристического "бунта", Д.Бурлюк прочел два полемических доклада "Пушкин и Хлебников", которые вызвали резкие отклики в "желтой" печати. Анонимный автор в заметке "Пушкин и... футуристы" писал в газете "Речь" (4 ноября 1913): "Я никогда не видел умалишенных на свободе. И вот вчера впервые, в зале Тенишевского училища, мне удалось увидеть одного из этих несчастных, который, страдая манией величия, с кафедры призывал русское общество проснуться, "сбросить Пушкина, Лермонтова (? А.П.), Гоголя с парохода современности", оставить "усмешку провинциального высокомерия" и пойти за ними, "юными вдохновителями", "людьми искусства". <...> С блуждающим взором, лорнируя публику, футурист Д.Д.Бурлюк в течение двух часов поносил Пушкина, как только мог. "Пушкин мозоль русской жизни" должен быть забыт, так как он "тормозит развитие общественной души". Но зато нужно преклониться перед новым течением в литературе, перед новыми поэтами, которые "дышат межпланетной материей". Хлебников вот новый бог, вот новый кумир". Здесь Д.Бурлюк несомненно перефразирует известную формулу Белинского "Пушкин энциклопедия русской жизни".

<<   К предыдущей главе  |||   К следующей главе  >>

Москва

© "Русская мысль",
NN 4255-4256, Париж: 28.01.99; 04.02.99


   



ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....