ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Немцы в Москве четыре века с Россией»

Выставка в Государственном историческом музее в Москве

15 января в залах Государственного исторического музея на Красной площади открылась новая экспозиция, посвященная многовековой истории немецкой колонии в первопрестольной столице России. Еще совсем недавно такая выставка была бы просто неосуществима. После двух кровавых мировых войн, в которых Германия выступала главным противником России, в сознании русских людей прочно укоренился образ немца-врага. В исторических сочинениях советского периода даже отдельно взятая мысль, что немцы могли играть какую-либо позитивную роль, казалась кощунственной. Негативное отношение распространялось и на бесспорно выдающихся деятелей германской истории, таких, как прусский король Фридрих Великий или канцлер Бисмарк.

Открывшаяся выставка реальное свидетельство того, что сегодня изменилось взаимное восприятие народов двух стран и в отношении прошлого возобладал более взвешенный и реалистичный подход. Предметный и изобразительный ряд открывшейся экспозиции отражает богатую историю немецкой общины в Москве, начиная с середины ХVI до начала ХХ столетия. Широкое хронологическое пространство позволило автору экспозиции Людмиле Дементьевой показать основные этапы развития русско-германских отношений на фоне истории древнерусской столицы. Выставке рассказывает о многочисленных представителях немецкой национальной общности активных субъектах тогдашней российской жизни, обретших в России вторую родину.

Со времен знаменитой Немецкой слободы, возникшей при Иване Грозном, Москва стала уникальным полем взаимодействия двух культур. Выходцы из разных германских земель уже тогда создали в городе устойчивый национальный компонент, служивший важным каналом проникновения европейской культуры в Московское государство. Поскольку сыны Германии преобладали среди проживавших в Москве европейцев, то с тех пор русские стали всех их именовать "немцами".

В Немецкой слободе жили купцы, ремесленники и воины ("неметцкие ратные люди"). В ХVII в. особую роль стали играть немецкие офицеры и инструкторы, которых принимали на службу для обучения полков иноземного строя царя Алексея Михайловича, ставших ядром регулярной армии. Многие реформаторские начинания молодого Петра I своим возникновением обязаны его частым посещениям первого Немецкой слободы, своеобразного островка Западной Европы, большую часть обитателей которой составляли немцы-офицеры. В общении с ними он проходил школу европейского общежития и воинского ремесла. В период становления Российской империи московские немцы стали верной опорой царя-реформатора и способствовали процессу преобразований в русской армии и созданию новых государственных институтов в стране. В этой связи можно вспомнить мнение авторитетного историка С.М.Соловьева: "Немецкая слобода ступень к Петербургу, как Владимир был ступенью к Москве".

В ХVIII-ХIХ веках новые волны переселенцев из Германии в корне изменили ситуацию внутри немецкоговорящей общины города. Немцы утратили компактность проживания в одной слободе и расселились по всему городу. Военные среди них перестали занимать доминирующее положение, на первый план вышли сугубо гражданские профессии: купцы, ремесленники, врачи, преподаватели, чиновники и т.п. С бурным развитием капитализма в России важное место стали играть немецкие предприниматели и промышленники, рассматривавшие Москву как средоточие торгово-промышленной жизни страны. В городе родился и своеобразный деловой мир московских немцев, сложились целые династии, для которых первопрестольная служила основным местом пребывания на протяжении многих десятилетий. Торгово-промышленные фирмы Л.Рабинека, Л.Кнопа, М.Вогау, Ф.Эйнема, А.Шмидта, К.Ферейна, Ю.Циммермана, братьев Бутенопов и многих других именно в Москве достигли высот бизнеса благодаря своей деловой энергии. Их деятельность служила на благо России, которой они помогали успешно продвигаться по пути индустриализации экономики. Не случайно фирма Фридриха Байера, обосновавшаяся в Москве еще в 1883 г., сегодня по инициативе Немецкого культурного центра им. Гете выступила одним из спонсоров этой выставки, демонстрируя, что "Байер это гораздо больше, чем аспирин".

Перед Первой Мировой войной в городе проживало около 30 тыс. немцев, из них только 7 тысяч были подданными Германии. В составе москвичей по численности они являлись второй этнической группой после русских, обгоняя другие национальные меньшинства Российской империи. Московские немцы сохраняли ментальную, языковую и культурно-конфессиональную автономию и в то же время вносили свою лепту в создание неповторимого колорита дореволюционной Москвы, которую многие из них называли "Mutterchen Moskau" "матушкой Москвой". Они активно участвовали во всех процессах, связанных с развитием русской культуры, а также формировали стереотип немца в сознании великороссов. Те же, кто покидал Россию, прожив здесь не один десяток лет, в Германии зачастую расценивались как представители русской культуры и фактически пропагандировали ее. Так обеспечивался развернутый плодотворный диалог двух этносов. Эти традиции и складывавшуюся веками культурно-историческую общность прервала Первая Мировая война, а затем окончательно разрушил октябрьский переворот 1917 года.

Бесспорная заслуга одного из старейших музеев страны, расположенного в самом центре исторического ядра города, состоит в том, что им предпринята попытка напомнить потомкам об уникальном историческом явлении, называемом "московскими немцами".

Вынутый из запасников предметный и изобразительный материал дает возможность почувствовать атмосферу "седой старины" и жизни Москвы на разных этапах ее истории, а также проследить многовековые традиции культурного, экономического и политического взаимодействия русских и немцев. Посетителям также предложен великолепный буклет, рассказывающий об уникальных музейных предметах, связанных с разными историческими этапами жизни московских немцев. На пресс-конференции было объявлено, что готовится аналогичная выставка "Немцы в Петербурге". Московская выставка продлится до 15 марта.

ИВАН СТУПАК

Москва

© "Русская мысль",
N 4255, Париж, 28 января 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....