МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Удастся ли
«Дейтон по-косовски»?

Через семь дней в Рамбуйе под Парижем должны начаться переговоры между конфликтующими в Косове сторонами. Еще две недели им дается на достижение соглашения, рамки которого жестко определены международным сообществом. В противном случае виновная сторона, будь то сербы или косовские албанцы, будет наказана военными ударами. Такова суть ультиматума контактной группы.

Сразу же после того, как прибывший в Югославию 30 января министр иностранных дел Великобритании Р.Кук предъявил ультиматум, ведущие политические деятели (К.Солана, А.Гор, Т.Блейр ) выступили с жесткими заявлениями, подтверждающими готовность НАТО на этот раз привести угрозу в исполнение и наказать "ослушников". Генеральный секретарь НАТО К.Солана уже получил полномочия отдать приказ о нанесении воздушных ударов. Правда, остается непонятным, что предпринимать, если достижение соглашения или его выполнение сорвут обе стороны. Кроме того, очевидно, что сама по себе договоренность, даже если она и будет достигнута, должна быть подкреплена, по примеру Боснии и Герцеговины, долгосрочным присутствием миротворческих сил НАТО и России.

Начало переговоров требует формирования единой делегации с каждой стороны. Американский посланник К.Хилл пытается добиться согласия между сторонниками умеренного И.Руговы, выступающего за обретение независимости Косова исключительно мирными средствами, и главой АОК воинственного И.Демачи. Неожиданно проблема единой позиции возникла и для Белграда. Если раньше предполагалось, что все решения принимает С.Милошевич, то теперь ситуация изменилась. Председатель Скупщины Черногории заявил, что участие Черногории в планируемых переговорах необходимо, если речь идет о конституционных изменениях. Пытаясь поднять свой политический престиж, руководство Черногории, находящееся в оппозиции Милошевичу, использует полномочия, предоставленные республике союзной конституцией Югославии. При этом Черногория выступает против предоставления Косову статуса третьей республики, в чем согласна с Белградом. Таким образом, предполагаемые переговоры стали ареной борьбы между С.Милошевичем и М.Джукановичем. Участия в переговорах требуют также и сербская демократическая оппозиция, и лидеры косовских сербов. Окончательное решение в Белграде, по-видимому, будет принято на совместном заседании Скупщин Югославии и Сербии в четверг или пятницу.

Предъявление общего, поддержанного всеми членами контактной группы, включая и Россию, ультиматума, исходящего из угрозы применения силы к обеим сторонам может стать принципиально новым этапом на пути решения кризиса. При отсутствии внутренних условий примирения согласие крупнейших держав создает внешние условия компромисса, лишая обе стороны возможности играть на противоречиях между ними. Москва устала и от игр Милошевича, которые ей не приносят ничего, кроме ущерба, и от опасности распространения конфликта по всему региону, что может случиться в любой момент. Хотя министр иностранных дел России И.Иванов заявил, что вопрос о военных акциях контактная группа в пятницу в Лондоне не рассматривала, очевидно, что он был просто молчаливо вынесен за скобки. Ведь всем было ясно, что без угрозы применения силы ни одна из конфликтующих сторон не согласится на мирные переговоры. А главный стратегический интерес и главная выгода для России в регионе Юго-Восточной Европы это прочный мир, которого она в одиночку добиться не может.

CЕРГЕЙ РОМАНЕНКО

Москва

© "Русская мысль",
N 4256, Париж, 04 февраля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....