ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Российская индустрия в поисках инвестиций

«Газпром» рассчитывает на деньги нерезидентов, а Центробанк начинает переучет векселей первоклассных заемщиков

Почти уже принятый бюджет-99, несмотря на то, что его главным смыслом является мобилизация всех сил государства на выплату долгов иностранным кредиторам, уделяет некоторое внимание и отечественной промышленности. Идеологам централизованной поддержки российской индустрии и сельского хозяйства при поддержке парламентского большинства удалось сохранить в бюджете расходы на государственные инвестиции в реальный сектор так называемый бюджет развития. Его объем в 1999 г. будет равен 21,6 млрд. рублей. Еще 50 млрд. составят государственные гарантии под инвестиционные проекты, т.е. тоже фактически государственные инвестиции (именно государство будет нести ответственность за исполнение заемщиками-предприятиями своих обязательств перед частными кредитными учреждениями). В конце января правительство внесло некоторую ясность в механизм распределения бюджета развития.

Кто в списке избранных?

Во-первых, министерство экономики завершило разработку концепции создания Банка развития, который и должен взять на себя функции отбора проектов, выделения инвестиций и контроля за их целевым использованием и возвратом. Рекомендации привлеченных иностранных экспертов, отрицательно оценивших эффективность работы похожих "банков развития" за рубежом, в расчет не приняты. Во-вторых, 28 января был образован Совет по проблемам реструктуризации и развития промышленности при правительстве. Таким образом, обозначились лица и структуры, прямо ответственные за принятие инвестиционных решений,

Совет в первую очередь займется контролем за выдачей государственных гарантий под коммерческие кредиты. Совет также призван разрабатывать предложения по структурной перестройке отечественной промышленности, формированию приоритетных направлений ее развития, заниматься вопросами государственной поддержки создания и производства высокотехнологичной и конкурентоспособной машиностроительной продукции, и прочая, и прочая. За новым органом закреплены полномочия стимулировать спрос на продукцию отечественной промышленности путем целевых государственных закупок, в т.ч. на основании договоров лизинга и инвестиционного налогового кредита, а также предоставление государственных гарантий под заемные средства (в виде облигаций и займов), привлекаемых для инвестирования промышленности.

Председателем совета стал первый вице-премьер правительства Юрий Маслюков автор и вдохновитель идеи "бюджета развития". Некоторое восстановление аппаратных позиций Маслюкова (наряду с той важной ролью, которую он сыграл при утверждении Думой бюджета-99 во втором чтении), важно отметить на фоне усилившихся в конце января разговорах о его отставке. Кроме того, назначение Маслюкова председателем совета, а другого вице-премьера, Геннадия Кулика, одним из двух его заместителей (вторым стал гендиректор НИИ вычислительных комплексов Мухтарулин) подтверждает неизменность приоритетов промышленной политики, ранее выдвинутых правительством Примакова. Главными объектами государственной поддержки в реальном секторе становятся следующие группы предприятий: экспортоориентированный ВПК, способный вернуть выданные кредиты; наукоемкие производства; легкая промышленность; весь АПК от производства продукции до ее переработки.

Финансирование крупных инвестиционных проектов будет осуществлять Банк развития. Другими его задачами являются кредитование экспортных предприятий и санация убыточных производств. Эксперты Минэкономики признали предпочтительным создавать Банк развития не с нуля, а на основе одного из уже существующих банков с широко развитой филиальной сетью и большим опытом работы с промышленностью. При этом государство должно получить 75% плюс одну акцию банка. Основными претендентами на то, чтобы стать базой для Банка развития, являются три кредитных организации, сильно пострадавших в результате прошлогоднего финансового кризиса: Инкомбанк, "Российский кредит" и Промстройбанк. Учитывая, что Промстройбанк недавно получил стабилизационный кредит ЦБ (под залог 75% плюс одной акции), а Инкомбанк и "Роскредит", напротив, продолжают пребывать в предсмертном состоянии, можно предположить, что именно Промстройбанк станет каркасом для нового Банка развития.

Спасение утопающих дело рук...

За границами "списка избранных", заботу об инвестиционной подпитке которых берет на себя государство, остаются ТЭК, металлургия и основная масса "оборонки", которым придется находить источники инвестирования самостоятельно. Первые признаки таких поисков уже есть: так, "Газпром" предложил Минфину использовать при реструктуризации ГКО-ОФЗ свои рублевые облигации. "Газпром" претендует на 10% стоимости реструктурируемых государственных бумаг, которые, согласно схеме Минфина, должны быть выплачены держателям ГКО-ОФЗ "живыми" рублями. При этом предполагалось, что все полученные нерезидентами "живые" деньги будут на год блокироваться на специальных транзитных счетах. Если же будет принята схема "Газпрома", то концерн сможет получить кредитные ресурсы нерезидентов, а последние относительно доходный способ вложения рублей, подлежащих годичной "заморозке".

Другим новым каналом государственной поддержки ТЭКа стало решение Центробанка начать переучет векселей первоклассных заемщиков, т.е. прежде всего предприятий-экспортеров. 12 января начало действовать положение Банка России, которое позволяет ему проставлять на векселях организаций-экспортеров передаточную надпись без права обратного требования. Срок платежа по переучитываемым требованиям не должен превышать 6 месяцев с момента составления векселя. Учетный банк должен иметь размер собственного капитала не менее 5 млн. экю, а также не иметь просроченной задолженности по кредитам, предоставленным ЦБ, и других просроченных денежных обязательств перед Банком России. Банк не должен иметь задолженности по собственным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также других неоплаченных расчетных документов.

Данная операция вполне может стать скрытой формой денежной эмиссии, которая в то же время будет выполнять функцию недопущения эмиссионных денег на валютный рынок. Переучет векселей будет являться формой бюджетного кредитования крупных экспортных предприятий, интересы которых оказались неучтенными в процессе бюджетного торга. Однако сохраняется вопрос о том, насколько эффективно будут потрачены предприятиями данные средства. Тесно с ним связана проблема погашения векселедателем своих обязательств. Ведь если крупный экспортер получит гарантию, что его вексель будет учтен ЦБ, он может воспринять деньги ЦБ как ссуду, не подлежащую возврату.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ

Москва

© "Русская мысль",
N 4256, Париж, 04 февраля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....