МИР ИСКУССТВА

 

Кинофестиваль
«Белые Столбы99»

Кризис отечественного кинопроизводства и последние кадровые перемены в руководстве Госкино отнюдь не отменили сегодня возможности полнокровной жизни для отдельных частей кинематографического организма. Еще одним свидетельством этого стал третий по счету фестиваль архивного кино "Белые Столбы-99", прошедший в последнюю неделю января.

Белые Столбы подмосковная станция по Павелецкой железной дороге, прежде известная благодаря прописанной здесь психиатрической лечебнице. С 1948 г. в этих местах поселился и Госфильмофонд одно из крупнейших в мире хранилищ киноискусства, заветная, но долгие годы мало доступная мечта специалистов и киноманов многих стран.

В отличие от прочих киносмотров и конкурсов, фестиваль архивного кино мероприятие особого рода, ориентированное на небольшую избранную аудиторию, что, на первый взгляд, может показаться странным, ведь кино демократичное искусство, обращенное к массовому зрителю. Это мнимое противоречие прокомментировал в беседе с нами инициатор и организатор фестиваля, директор Госфильмофонда Владимир Малышев:

"Когда меня спрашивают, какую же цель мы преследовали, заводя свой кинофестиваль, я всегда напоминаю о том, что в мире уже давно успешно работет несколько десятков фестивалей архивного кино, пользующихся широкой известностью и популярностью. Поэтому идея показать старое интересное кино сама по себе абсолютно нормальна. К тому же Российский Госфильмфонд одно из крупнейших в мире хранилищ кинофильмов. Его коллекции сейчас насчитывают свыше 56 тысяч названий всех времен и народов, но для повторного показа на телевидении или в фестивальных ретроспективах у нас берут лишь малую часть этого богатства. А ведь мы сумели собрать очень много интересного, и обидно, что практически никто этих сокровищ не видит и даже не подозревает об их существовании. Но вместе с тем архивное кино случай особого рода. Если сейчас выпустить в обычный прокат шедевры старого кинематогрофа, то практически наверняка они будут обречены на провал у неподготовленного зрителя, который давно уже перестал ходить даже на современные фильмы, намного превосходящие их по уровню зрелищности и техническому совершенству. Поэтому, решив показывать свои сокровища миру, мы адресовали фестиваль профессионалам тем, кто изучает историю кинематографа и пишет о нем, делает передачи о кино на телевидении и на радио. Совершенно очевидно, что только таким путем можно вернуть интерес и уважение к старому кино у широкого зрителя".

За четыре дня просмотров участникам фестиваля была представлена обширная и редкая по разнообразию программа. Ее открывала мини-ретроспектива экранизаций произведений Пушкина, посвященная приближающемуся двухсотлетнему юбилею поэта. Зрителям были предложены три анимационные версии "Сказки о рыбаке и рыбке", сделанные мастерами разных стран Михаилом Цехановским (1951, СССР), чехом Иржи Трнкой (1951) и поляком Тадеушем Вилкошом (1976). Пушкинский раздел был дополнен вольным экранным переложением "Станционного смотрителя", поставленным в 1940 г. германским режиссермо Густавом Уцицки.

Одним из центральных пунктов фестивальной программы стала ретроспектива фильмов французской "новой волны", давно ставшей классикой мирового кинематографа: "Париж принадлежит нам" (1958-1960), Жана Риветта, "Антуан и Колетт" (1962) Франсуа Трюффо, "Любовники" (1958) Луи Малля, "Шарлотта и ее Жюль" (1958) и "Маленький солдат" (1960) Жана-Люка Годара, "Щеголи" и "Семь смертных грехов" (1961) Клода Шаброля, "Знак льва" (1959) Эрика Ромера и ленты малоизвестного в России Жака Розье "Голубые джинсы" (1958) и "Прощай, Филиппина" (1960-1962), а также короткометражная лента Алена Рене "Вся память мира" (1956) и др.

Не меньшим вниманием зрителей пользовался и забытый фильм "Танька-трактирщица", впервые вышедший на советские экраны в 1929 году. Режиссер Борис Светозаров (1892-1968), воспитанный на традициях раннего русского кино, стал тогда антигероем шумной дискуссии о путях развития советской кинематографии. Его непритязательная бытовая мелодрама на материале деревенской жизни вызвала острое неприятие идеологического начальства, озабоченного поисками "генеральной линии" в советском кинематографе. Единственным ее олицетворением и образцом для подражания считался лишь "Броненосец «Потемкин»" Сергея Эйзенштейна, и поэтому сомнений в том, как сложится дальнейшая судьба фильма и его создателя, разумеется, у участников дискуссии не было. Фильм был запрещен и снят с советских экранов, а Светозаров и немало других, близких ему по мировоззрению мастеров старшего поколения были подвергнуты публичному осуждению и навсегда отлучены от большого экрана, перейдя на малозаметные роли в неигровом и научно-популярном кино.

В рамках продолжающегося цикла показов "свое-чужое" были показаны пропагандистские фильмы, освещающие еврейский вопрос: нацистский агитпроп "Вечный жид" (1940) и французская апология "Иерусалимская стена" (1968).

Разумеется, программа архивный кинофестиваля не могла обойтись без эксклюзивных редкостей, которыми на сей раз стали режиссерский дебют Акиры Куросавы "Сигата Сансиро" (1943), впервые демонстрировавшийся в России, одна из первых актерских работ Василия Шукшина вгиковская учебная лента "Юрка бесштанная команда" (1961), фрагмент несохранившегося фильма Александры Хохловой "Ваша знакомая (Журналистка)" (1927) и архивный проект "Флэшбэк. Воспоминание о XX веке", возвращающий на экран уникальную фильмотечную хронику: "Экспедиция капитана Скота к Южному полюсу" (1911), "К катастрофе «Титаника»" (1912) и "Палестина" (1930-е годы).

Программа фестиваля была отмечена и собственными премьерами фильмами, созданными на материалах коллекций Госфильмофонда или при его техническом участии. Евгений Цимбал представил биографический видеофильм "Сны сталкера Александр Кайдановский", а Галина Долматовская творческую кинобиографию Ивана Мозжухина в эмиграции.

В последний день фестивальной программы был устроен "hommage" Булату Окуджаве. Киновед Валерий Босенко показал смонтированный им видеоальбом практически всех выступлений поэта в игровом кино в качестве исполнителя своих песен и актера, которых, по счастью, осталось не так уж мало: "Цепная реакция (1962), "Застава Ильича" (1963), "Женя, Женечка и "Катюша" (1967), "Звезда пленительного счастья" (1975), "Ключ без права передачи" (1976), "Законный брак" (1985), "Храни меня, мой талисман" (1987).

"Я очень рад тому, что наш третий фестиваль ничем не отличается от первых двух. Напротив, мы и не старались ничего изменить в нем ни в лучшую, ни тем более в худшую сторону. Наш фестиваль с самого начала был очень доброжелательно принят взыскательной аудиторией, прежде всего потому, что наших гостей в Белых Столбах ждут интересные программы, доброжелательный прием и неформальное внимание. К тому же именно здесь у них есть возможность отвлечься от городской суеты, посмотреть фильмы, подумать над ними, не спеша пообщаться друг с другом, обменяться мнениями об увиденном. Мне кажется, что, несмотря на неизбежные трудности, нам и на этот раз удалось сохранить задуманный дух и атмосферу фестиваля, и это вызывает наше удовлетворение", считает Владимир Малышев.

ЮРИЙ УФИМЦЕВ

Москва

© "Русская мысль",
N 4256, Париж, 04 февраля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....