МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
В Узбекистане продолжаются поиски террористов, взорвавших 16 февраля в центре Ташкента несколько автомобилей со взрывчаткой (см. "РМ" N4259). Власти уже официально объявили, правда, не представив никаких доказательств, что этот теракт дело рук подпольных исламских группировок "Хезболлах" и "Хезби тахрир", прошедших подготовку в Афганистане, Таджикистане и Чечне. В ташкентском "Старом городе" (районе одноэтажной частной застройки, где сильны исламские традиции), Ферганской и Андижанской областях задержано не менее пятисот подозреваемых в связях с религиозным подпольем.
25 февраля в самой массовой газете республики "Народное слово" власти поместили объявление о розыске шести человек (пятеро из них проживали в Ташкенте) 1968-1979 годов рождения. За информацию об их местонахождении объявлена премия в 240 тыс. долларов.
Между тем, до сих пор подробности происшедшего остаются во многом неясны. Точно неизвестно, сколько было взрывов. Был ли взрыв внутри здания правительства, как сообщают неофициальные источники, или, как утверждают власти, террористы взорвали "Волгу" у его подъезда. Сколько было в действительности жертв 15 или 70 (как сообщают неофициальные источники)? Кстати, власти замалчивают, что главная трагедия произошла не у взорванного Совмина, а у Центрального банка, где в эпицентр взрыва попало огромное число людей, а само новехонькое здание банка оказалось изуродованным.
Вместе с тем становится ясно, что президент Каримов решил не ограничиваться поисками конкретных виновников взрыва, а провести масштабную политическую чистку. Ее жертвами стали не только религиозные активисты, которых сотнями стали арестовывать на второй день после взрыва по заранее подготовленным спискам (известно, что на май прошлого года подобный список по Ферганской области включал не менее 600 человек), но и бывшие чиновники. Из Джизакской, Бухарской и Хорезмской областей, где влияние исламистов всегда было очень слабым, поступают многочисленные сообщения об арестах. Так, в Хорезме задержано не менее ста человек, в том числе бывших чиновников областного масштаба, подозреваемых в совершении серии политических убийств, произошедших там в декабре-январе. Возможно, в настоящее время идет речь об уничтожении авторитетов сплоченного хорезмийского клана (хорезмийцы считают себя особым субэтносом и достаточно критически относятся к жителям других областей республики). В Бухаре и Джизаке идет мощное наступление на "коррупционеров" (а какой узбекский чиновник без греха?), ведавших добычей и переработкой нефти и газа. По сообщению "Общей газеты" от 25 февраля четверть руководства "Узнефтепродукта" не прошла переатестации, в отношении пятерых директоров нефтебаз возбуждены уголовные дела. И это явно лишь видимая часть айсберга. Та же газета сообщила , что правоохранительные органы интенсивно "копают" под лидера самаркандско-бухарского клана бывшего первого вице-премьера И.Джурабекова, сын которого "не раз выезжал на охоту с гостями из арабских стран" (намек на связи с исламистами). По другой информации, Джурабекова готовятся обвинить в том, что он дал разрешение на ввоз на территорию Таджикистана двух десятков вагонов с оружием, которые были задержаны в последний момент на границе.
НИКОЛАЙ МИТРОХИН
Москва
© "Русская мысль",
N 4260, Париж, 04 марта 1999 г.
|
|