МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Украина вступила в Межпарламентскую ассамблею СНГ

3 марта, после нескольких раундов нерезультативного голосования, депутатам украинского Верховного совета все же удалось набрать большинство голосов для поддержки постановления о присоединении Киева к Межпарламентской ассамблее СНГ. Таким образом, Украина, имевшая с момента создания МПА (март 1992) статус наблюдателя, стала одиннадцатым полноправным членом этой организации. За бортом Межпарламентской ассамблеи на сегодня остался только строптивый Туркменбаши.

Ослабленные внутренними расколами национал-демократы не смогли, как это бывало раньше, воспрепятствовать принятию "антипатриотического" решения бурным проявлением своего протеста, неизменно приводившим к потасовке и дезорганизации работы парламента. В этот раз дело ограничилось порчей нескольких микрофонов на столе президиума да проклятиями по адресу "предателей, продающих Украину и восстанавливающих империю". Руховцы остались в меньшинстве. Коммунисты торжествовали победу.

Однако дробление "правых" сил существенная, но отнюдь не главная причина вступления Украины в МПА. Решающим фактором стало достижение согласия по этому вопросу всех ветвей власти и большинства украинских элит. Как сообщает парламентская газета "Голос Украины", накануне обсуждения проблемы взаимоотношений с МПА на сессии Верховного совета, состоялась встреча президента Кучмы, премьер-министра Пустовойтенко и спикера Ткаченко, в ходе которой высшие руководители страны отметили, что присоединение украинского законодательного органа к Межпарламентской ассамблее "даст возможность использовать этот признанный в Европе межпарламентский форум для отстаивания национальных интересов нашего государства, будет способствовать проведению самостоятельной политики в отношениях со странами СНГ, поможет согласованию с другими парламентами хода ратификационных процессов и гармонизации законодательства стран членов СНГ". Не забыла украинская верхушка подчеркнуть и позитивное влияние МПА на "дальнейшее развитие политико-экономических связей между государствами Содружества". Имелось прежде всего в виду, что "Украине нужны серьезные рынки сбыта, за счет которых она могла бы восстанавливать ослабленное национальное производство". Поскольку на Западе реализовывать подобную программу нереально, нужно, стало быть, идти на Восток и принимать установившиеся там правила игры. Словом, и президент, и премьер, и спикер единодушно поддержали важный "интеграционный шаг". После достижения консенсуса на "самом верху", парламентские фракции, контролируемые президентской администрацией, получили соответствующие инструкции относительно того, как надо голосовать.

Кроме того, безусловно, имели место и закулисные договоренности. Дело в том, что после последнего неудачного голосования по МПА коммунисты на протяжении нескольких месяцев блокировали принятие украинским парламентом любых требующих ратификации договоров (таких, например, как совместный меморандум с МВФ или соглашение с Всемирным банком). Условием прекращения бойкота было принятие решения о присоединении к Межпарламентской ассамблее. Не секрет, что некоторые договоры (особенно соглашения с международными финансовыми институтами) нужны местной исполнительной власти, как воздух.

Ясно, что после подобной подготовки руховские потуги помешать результативному голосованию "старым дедовским способом", а именно: организацией "кучи-малы" в сессионном зале не могли закончиться успешно. В отместку лидер "Руха-2" Ю.Костенко пообещал, что национал-демократы будут впредь дружно голосовать в Верховном совете против принятия программы приватизации (речь прежде всего идет о планируемой продаже пакетов акций "Укртелекома", металлургических комбинатов и других более или менее привлекательных промышленных объектов), на доходы от которой Кучма и его сторонники очень и очень рассчитывают.

Что реально означает присоединение Украины к Межпарламентской ассамблее СНГ? Устав СНГ, регламентирующий работу МПА, определяет ее как консультативный международный институт для обсуждения вопросов сотрудничества, разработки общих предложений в сфере деятельности национальных парламентов, сближения и гармонизации национальных законодательств. В соответствии с конвенцией о МПА, ее основной целью является трансформация СНГ в объединение стран с гармонизированным законодательством; предусматривается также, что МПА сможет принимать типовые законодательные акты и рекомендации для государств членов СНГ и даже заключать международные договоры от имени стран членов конвенции (т.е. фактически выступать как субъект международного права). По-видимому, именно в этих полномочиях Межпарламентской ассамблеи руководители украинских национал-демократов, в частности бывший министр иностранных дел руховец Г.Удовенко, видят "угрозу национальной безопасности Украины, возникающей из-за вступления в МПА". "Это, утверждает Удовенко, первый шаг к возрождению СССР в той или иной форме". Экс-дипломат преувеличивает. Серьезные эксперты едины во мнении, что воздействие МПА на ситуацию в СНГ весьма ограничено хотя бы потому, что на сегодняшний день ассамблея (как, впрочем, и другие институты Содружества) не имеет абсолютно никакого механизма контроля за выполнением собственных решений.

Однако во внешней политике имеют значение не только реальные акции, но и символические действия. Примечательно, что накануне голосования по поводу МПА в Киеве два "стратегических партнера" Украины США и Польша пытались (каждый по-своему) усилить слабеющую европейскую ориентацию Украины. Выступая в Институте русских исследований им. Джорджа Кеннана в Вашингтоне, аналитик американской корпорации РЭНД Дж. Тедстрем подчеркнул, что США должны все больше строить свои отношения с Украиной не как с постсоветским государством, а как с европейской страной. По его мнению, Америка должна символически подчеркнуть это различие в статусе. Он, в частности, предложил, чтобы все американские учреждения, имеющие дело с Украиной, перенесли свои украинские отделы из департаментов по делам СНГ в европейские подразделения.

Поляки же в самый день голосования по вопросу о Межпарламентской ассамблее устроили в Киеве презентацию выставки и премьеру документального фильма "Тяжелое братство". Оба мероприятия, посвященные военно-политическому союзу Пилсудского и Петлюры в 1920 г., проходили под личным патронажем президента Польши А.Квасьневского. Символический смысл акции совершенно прозрачен. В своих нереализованных федералистских мечтах "начальник Польского государства" видел Украину в числе независимых и дружественных Варшаве европейских стран, обеспечивающих безопасность восточных границ Речи Посполитой от враждебной евразийской (и к тому же коммунистической) России. Сегодняшние польские элиты, вдохновляемы "украинофильскими" идеями Ежи Гедройца и всего круга парижской "Культуры", предпринимают отчаянные усилия, чтобы оказаться успешнее старого маршала. Их сверхзадача (похоже, не менее сложная, чем в свое время у Пилсудского), убедить украинских партнеров сделать "европейский и евроатлантический выбор" Киева необратимым.

На беду Вашингтона и Варшавы, геополитическое положение Украины диктует ей необходимость иметь третьего "стратегического партнера" Россию. В обозримой перспективе Киев просто обречен на колебания между этими полюсами притяжения. Голосование в украинском парламенте за присоединение к МПА это всего лишь один из многочисленных зигзагов в обусловленной историей и географией "многовекторной" внешнеполитической стратегии Украины.

ИГОРЬ ТОРБАКОВ

Киев

© "Русская мысль",
N 4261, Париж, 11 марта 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....