СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ПОХИТИТЕЛИ БУДУЩЕГО

Шариатское правление в Чечне привело к ослаблению власти и росту оппозиционных настроений

5 марта в грозненском аэропорту был похищен представитель МВД России в Грозном Геннадий Шпигун. Это стало причиной нового осложнения российско-чеченских отношений и обострения внутриполитического кризиса в самой Чечне. Президент Аслан Масхадов назвал похищение милицейского генерала «ударом в спину президенту и народу». Лидер Ичкерии создал специальную государственную комиссию по поискам генерала Шпигуна, которую возглавил вице-премьер Турпал-Али Атгериев, играющий в нынешней администрации роль «правой руки» президента. Расследование обстоятельств похищения и поиск ведут 20 оперативных групп. Власти Чечни объявили награду в 200 тыс. долл. тому, кто поможет установить местонахождение похищенного генерала. В Грозном введено усиленное патрулирование и фактически установлен комендантский час.

10 марта на совещании оперативных групп у президента следователи доложили, что установлены личности двух боевиков, участвовавших в похищении Шпигуна. Затем Аслан Масхадов сделал заявление о том, что лидер оппозиционной Шуры Шамиль Басаев действует во вред чеченскому государству, и поставил вопрос о высылке арабского полевого командира Эмира аль-Хаттаба, возглавляющего военно-учебный центр «Кавказ» под Сержень-Юртом. Большинство обозревателей расценили выступление главы государства как косвенное обвинение лидеров оппозиции в причастности к похищению российского генерала.

Оппозиция шариату

Введение «полного шариатского правления» в начале февраля привело к серьезному ослаблению позиций нынешней чеченской администрации. Как мы и предполагали (см. «РМ» N4257), отмена действующей конституции Ичкерии, одного из главных символов чеченской независимости во время «конституционной» войны 1994-1996 гг., и формирование новых органов власти неконституционным путем подорвали конституционную основу правительства Аслана Масхадова и предоставили оппозиции возможность открыто претендовать на власть. Созданная радикальными полевыми командирами и лидерами ваххабитов Шура (Исламский совет) стала реальным конкурентом Государственного совета, сформированного президентом.

С другой стороны, парламент также не признал указ Масхадова о лишении его законотворческих функций. На заседании парламента в середине февраля была создана комиссия по импичменту президента за нарушение конституции ЧРИ и попытку роспуска высшего законодательного органа. Правда, одновременно депутаты сформировали комиссию по урегулированию общественно-политического кризиса, которую возглавил министр иностранных дел, председатель парламентского комитета по внешней политике Ахъяд Идигов.

Таким образом, введение шариатских правил не помогло Масхадову укрепить исполнительную власть. Указ о «полном шариате» лишь разжег аппетиты противников президента и вызвал раздражение депутатов, которые прежде активно поддерживали главу государства.

Тем временем криминогенная ситуация в Чечне все более ухудшается (хотя дальше, казалось бы, уже некуда). Каждую неделю в сводках министерства шариатской госбезопасности ЧРИ сообщается о новых похищениях, убийствах, ограблениях. Только за последний месяц были украдены 31-летняя учительница, 17-летняя девушка из Грозного и 12-летняя девочка из поселка Андреевский, в своей машине был взорван старший оперуполномоченный Национальной службы безопасности, в перестрелке с бандитами погиб один сотрудник полиции, четверо полицейских были ранены, были убиты 18-летний пациент грозненской больницы и 36-летний житель Ингушетии и т.д. Преступники умудрились ограбить даже склад 2-го батальона национальной гвардии ЧРИ, похитив 19 автоматов и 4 гранатомета.

Хищения в области нефтяной промышленности поставлены прямо на промышленную основу. Мы уже писали о тесной связи борьбы за контроль над республиканской нефтью с внутриполитическими конфликтами в Чечне (см. «РМ» N4256). По недавно опубликованным официальным данным департамента охраны государственных объектов, в том числе нефтяных скважин и трубопроводов, на государственную охрану поставлены 116 скважин, в то время как, по сведениям Грозненского нефтяного института, в Чечне имеется 796 эксплуатационных скважин. По неофициальной информации, значительная часть из 680 скважин, таинственно «исчезнувших» из поля зрения государственных органов, находится в распоряжении полевых командиров.

Провозглашение шариатского правления и формальное утверждение шариатского законодательства никак не помогло Масхадову справиться с преступностью. Более того, преступники зачастую пользуются покровительством шариатских судов. Так, после того, как бойцы госохраны выбили вооруженную группу, захватившую одну из скважин укрупненного нефтепромысла «Правобережное», бандиты... подали иск на охранников в шариатский суд и выиграли дело. Заслушав грабителей, судья постановил взыскать с департамента охраны гособъектов 100 тыс. рублей за поврежденные во время перестрелки «джипы» боевиков.

Разгул преступности способствует дальнейшей международной изоляции Чечни. После убийства трех англичан и новозеландца европейские страны практически полностью свернули контакты с Грозным. Что же касается мусульманских государств и международных исламских организаций, на помощь которых очень рассчитывали чеченцы, то они одним из главных условий сотрудничества называют установление порядка и безопасности в республике.

Недовольство поспешно введенным «полным шариатом» заметно усилилось и в самой Чечне. С резкой критикой «спекуляции исламом и заслугами в войне» выступили один из ветеранов чеченского национального движения, член президиума исполкома Общенационального конгресса чеченского народа Зелимхан Сусуев, участник Буденновского рейда Басаева и дважды кавалер высшего чеченского ордена «Къоман сий» полковник Иса Мадаев и многие другие общественные и военные деятели Ичкерии. Недавно Союз воинов Юго-Западного направления, возглавляемый генералом Русланом Гелаевым одним из самых влиятельных чеченских командиров, выступил с заявлением, в котором призвал «соблюдать этапность постепенного перехода к истинному исламскому государству». Сторонники Гелаева осудили противоборство масхадовского Госсовета и оппозиционной Шуры и предложили ограничить реформы власти тем, что, во-первых, привести действующую конституцию ЧРИ «в полное соответствие с нормами и установлениями Корана», во-вторых, учредить независимый Совет алимов для проверки издаваемых парламентом законов на предмет их соответствия нормам шариата.

В конце концов даже правительственная газета «Ичкерия» выступила с критикой формального подхода к соблюдению шариатских правил, отметив в редакционной статье: «Мало провозглашать Ислам и Шариат, когда большинство нашего населения нищенствует».

Время решительных действий

Часто повторяемая фраза о том, что основная масса чеченцев не имеет никакого отношения к бандитам и выступает за мирные и добрососедские отношения с Россией, несмотря на свою банальность точно отражает действительное положение вещей. Общественное мнение Чечни давно подготовлено к самым жестким и решительным мерам против преступников и требует от властей остановить криминальный террор. В декабре прошлого года, когда президент Масхадов объявил о частичной мобилизации чеченских резервистов, а правоохранительные органы республики начали подготовку к широкомасштабной операции по уничтожении бандитских групп, глава государства получил мощную поддержку населения. Однако тогда Масхадов отложил наступление на бандитов и в очередной раз предложил оппозиции разрешить все разногласия путем переговоров.

События показали, что оппозиция не вняла призывам президента к согласию, а нерешительность властей привела к дальнейшему усилению криминала. С каждым днем анархия и преступность уничтожают основы независимости Чечни, за которую так отчаянно боролись бойцы вооруженного сопротивления.

Станет ли похищение генерала Шпигуна пресловутой последней каплей, которая заставит Аслана Масхадова перейти к решительным шагам и остановить тех, кто ежедневно губит будущее Чечни? Во всяком случае президент и его сторонники вновь заговорили о необходимости принятия силовых мер против бандитов. В Грозном предполагается создать специальное министерство госбезопасности для борьбы против терроризма, генерал Атгериев заявил, что правительство больше не потерпит наглых бандитских вылазок. Состоявшееся 13 марта заседание Государственного совета ЧРИ одобрило планы властей и потребовало самого сурового наказания преступников.

Может, настало, наконец, время действий...

Тимур МУЗАЕВ

Москва

© "Русская мысль",
N 4262, Париж, 18 марта 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....