МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Умер Иегуди Менухин

12 марта в Берлине скоропостижно скончался великий скрипач Иегуди Менухин человек поразительного музыкального дара, уникальных человеческих свойств, выдающийся музыкант и общественный деятель.

Иегуди Менухин родился 22 апреля 1916 г. в Нью-Йорке. Его родители, выходцы из России, отдали сына учиться игре скрипке в возрасте четырех лет. Вскоре стало очевидно, что у ребенка необыкновенное музыкальное дарование и его педагогом должен быть крупный музыкант. Семья переехала в Сан-Франциско, где жил Луис Персингер, пианист, дирижер, скрипач, ученик Жака Тибо и Эжена Изаи (позднее у него учился Исаак Стерн). Карьера Менухина, скрипача-виртуоза, началась с семи лет, когда он исполнил Испанскую симфонию Лало с Сан-Францисским симфоническим оркестром. Через год он дал свой первый сольный концерт, в программе которого труднейшие произведения скрипичного репертуара. Успех превзошел все ожидания, но началом своей международной карьеры Менухин считал выступление в Париже в возрасте 11 лет. За этим последовали выступления вундеркинда в Карнеги-холле, через год в Берлине и в 13 лет в Лондоне. Его родители следовали повсюду за сыном и наконец обосновались в Париже.

В 1927 г. произошла встреча Иегуди Менухина и румынского скрипача, пианиста и композитора Джордже Энеску, уже всемирно известного музыканта. Маэстро взял музыкальное образование юного скрипача в свои руки. Менухин всегда считал себя учеником Энеску в области исполнительства.

В этот период молодой музыкант не переставал учиться и у других педагогов, в частности, два года работал с Адольфом Бушем в Базеле (Швейцария). Вскоре Менухин закончил Парижскую консерваторию, получив первую премию.

В 1935 г. Иегуди Менухин совершил первое в своей жизни мировое турне, сыграв 110 концертов (по сольному концерту в три дня!).

Во время войны Иегуди Менухин беспрерывно давал концерты в пользу Красного Креста и на линии фронта для солдат союзных войск. Он также играл в пользу музыкантов, попавших в бедственное положение по ту и по другую линию фронта.

Общеизвестно его экстраординарное участие в судьбе крупнейшего немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. Сразу после войны он выступил в Берлине с оркестром под управлением Фуртвенглера, которого в то время было «политически корректно» бойкотировать за то, что дирижер не покинул нацистскую Германию и продолжал свои концерты. Иегуди Менухин, сын народа, только что пережившего геноцид, надеялся, что это совместное выступление подаст пример той «силы примирения», которой обладает музыка. В те времена мало кто его понял.

В 1952 г. со знакомства с Джавахарлалом Неру начался новый период в жизни И.Менухина. У него просыпается интерес к востоку: йога, философия, музыка, танец, изобразительное искусство Индии, которую Менухин называл второй родиной, захватили музыканта на долгие годы.

После 1945 г. (первая поездка в Москву) Менухин регулярно бывал в России. Здесь он близко подружился со многими крупными русскими музыкантами, которые тогда только начинали гастролировать за границей: Мстиславом Ростроповичем, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом, Юрием Янкелевичем, Святославом Рихтером, Геннадием Рождественским, пианисткой Викторией Постниковой (с которой Менухин играл на протяжении своего последнего периода скрипичного исполнительства).

На протяжении всей своей жизни Иегуди Менухин учился сам и помогал учиться другим. Будучи выдающимся педагогом, он хотел распространить по миру прогрессивную систему обучения особо одаренных детей, которая сформировалась в России. Менухин глубоко изучил систему музыкального образования Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории и сначала попытался внедрить подобную систему в Америке. А в 1963 г. в английском городе Стоук д'Абернон им была открыта музыкальная школа, где до сего времени работают многие русские музыканты. Иегуди Менухин пригласил их в свою школу сразу после развала Советского Союза, желая уберечь русскую исполнительскую школу.

Иегуди Менухин приобрел всемирную популярность прежде всего как солист-скрипач, который обладал изысканной виртуозной техникой, теплым звуком с богатейшей палитрой, одинаково свободно чувствующим себя в произведениях классического, романтического и современного репертуара. Но Менухина также знали как новатора, поражающего неожиданными творческими проектами. Он играл концерты и делал записи с французским джазовым скрипачом Стефаном Грапелли, где обнаружил абсолютное владение искусством импровизации. Он импровизировал и в совершенно другом стилистическом контексте с выдающимся индийским исполнителем на ситаре Рави Шанкаром. К счастью, сделаны записи этих импровизаций.

Менухин живо интересовался современной музыкой и часто был первым исполнителем новых сочинений. Свои произведения для скрипки ему посвятили такие знаменитые композиторы как У.Уолтон, Дж. Энеску, Э.Блох, Б.Барток и другие.

Вторая половина жизни Иегуди Менухина в большой степени была посвящена дирижированию. Сам выход Менухина к оркестру создавал у музыкантов особое настроение одухотворенного творчества, поиска совершенства, который они осуществляли вместе с выдающимся музыкантом другом и мастером.

Первый музыкальный фестиваль (в Гстааде) Иегуди Менухин организовал уже в 1956 году. Затем он возглавил фестиваль Баха (1958-1969) и фестиваль в Виндзоре (1969-1972). Там же он создал оркестр, с которым начал свою дирижерскую деятельность. Вершиной его дирижерской карьеры стал пост президента Лондонского Королевского филармонического оркестра.

Энтузиазм Менухина в организации музыкальных фестивалей объяснялся не только творческими, но и общественными задачами. После войны он особенно активно включился в борьбу за права человека. Он был одним из тех, кто активно поддерживал Мстислава Ростроповича в годы гонений в СССР. В 70-е годы он выступил в защиту Солженицына и Ростроповича в ЮНЕСКО (в 1969-1975 гг. он возглавлял Международный совет по музыке при ЮНЕСКО), позже принял активнейшее участие в разоблачении советской карательной психиатрии.

Иегуди Менухин прожил жизнь, которая совпала с эпохой революций и войн, социальных потрясений. Он не делал эффектных жестов и не любил громких заявлений, но его позиция была известна всем. Иегуди Менухин был открыт людям, и каждый, кто по направлению своей деятельности мог рассчитывать на его поддержку, получал ее будь то пожилой коллега или юный, никому неизвестный музыкант. За свою жизнь он помог многим и многим: кому-то материально, кому-то открыл двери концертных залов, предложил сделать записи, дал рекомендации (не считая бесценных советов).

До последних дней своей жизни Иегуди Менухин активно способствовал установлению контактов между музыкантами, верил в особую гуманистическую миссию музыкантов и делал все, чтобы музыка звучала...

ВИКТОРИЯ ГАНЧИКОВА

Париж

© "Русская мысль",
N 4262, Париж, 18 марта 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....