АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

«Сегодня погоду в Европе
определяет Украина...»

Суровые серьезные лица. Глаза, полные подозрения и недоверия, осматривают вас с ног до головы. «Оружие, наркотики везете?» обращается зеленопогонник, сверля вас взглядом. С точно таким же вопросом обращается он и к зевающему живописному дедуле, вашему соседу по купе, и к молодой женщине, прикрывающей спиной от яркого света спящего годовалого ребенка.

Впечатление какого-то «сюра» усиливает тот факт, что действие это происходит... в три часа ночи. На каком-то непонятном полустанке в поезде, идущем из Прибалтики и пересекающем границу с Украиной. Десять минут назад проводник вас бесцеременно дергал за ногу, крича вам в ухо: «Граница! Подьем!» и «настоятельно требуя» от вас слезть с верхней полки, приодеться и ждать появления представителей власти, сидя навытяжку. Пожалуй, со времен службы в доблестной советской армии вас никто не будил таким до боли знакомым образом. Жуткое полуночное чувство, что время вернулось вспять и ваш иностранный паспорт в этом мире ничего не значит, что вы снова в руках чуждой безликой силы, заставляет вас покрыться холодным потом.

«Да вы что, издеваетесь?!» Я поражаюсь смелости молодой матери, которая (единственная из нас всех) решилась таким достойным образом ответить на вопрос пограничника об оружии и наркотиках. Ее ребенок, все-таки разбуженный то ли двестиваттным светом, то ли громким тенором военного, начинает жалобно хныкать. Ответ, однако, повергает меня, человека, привыкшего, чтоб меня называли везде «месье», в какое-то странное оцепение: «Женщина, успокойте наконец своего ребенка!» В таких случаях, как говорится, отбирает речь. Язык прилипает к небу. Так вот что имел в виду мудрец, когда сказал, что от избытка возмущения воля человека может быть парализована.

«Эсэсовцы», «дебилы», «сброд» это еще самые культурные эпитеты, которые начинают раздаваться по вагону в меру удаления из него зеленопогонников. Больше всех выражают свое запоздалое возмущение сами украинцы. «Это вот их борьба с преступностью, бросает тихо мать, укачивая потревоженного малыша. Вы поняли? И это государство? Против кого они борются? Издеваются над нами с вами? Над стариками и детьми? Чем они, скажите, занимаются? А чем они должны заниматься? Кого ловить? Где наши зарплаты? Где пенсии? В швейцарских банках?» (Намек на миллионы бывшего премьера Украины П.Лазаренко.)

К полицейскому государству?

На самом деле, если что изменилось на Украине с лета минувшего года (см. мою статью «Украинский синдром», «РМ» N4237), так это ужесточение и без того абсурдного аппарата власти на фоне обнищания минимум вдвое (падение гривны вслед за российским рублем) абсолютного большинcтва ее граждан. Эта удивительная (опасная!) тенденция к «сталинизации» власти в меру того, как ухудшается и без того невозможное экономическое положение людей, тревожный симптом всего восточного постсоветского региона. Еще год назад никто не требовал от «иностранного» гражданина «регистрации по месту прибытия». Виз, и тех было предостаточно, чтобы привести в перманентный шок разделенных вдруг граждан (родителей, детей, внуков) бывшего Союза. Сегодня, в 1999 г., вас не выпустят (!) с Украины (по крайней мере без взятки), если вы, приехав по законной визе! на отдаленный хутор к родственнику, тут же, «в трехдневный строк», не помчитесь в областной (!) ОВИР и не поставите отметку в паспорте, что вы прибыли, пробудете столько-то и по такому-то адресу и уедете тогда-то (именно почему-то в областном; в более близком районном ОВИРе могут регистрироваться лишь граждане стран, входящих в СНГ). При этом вы, отстояв в очереди (можете в тот день и не попасть!), заплатите за регистрацию чуть ли не стоимость визы, плюс заполните во многих экземплярах анкеты с более чем детальной, можно сказать, конфиденциальной информацией о себе, чту вы, дескать, за такая личность. Отдельно придется заплатить «за услуги» ОВИРа (а кто вам оплатит дорогу с хутора через район в область? А потраченные день или два?), да еще отдельно за каждый заполненный (и испорченный тоже!) бланк.

Такая система выкачки денег заставляет допускать, что одна из причин всего этого абсурда чисто финансовая. Да, страна нищая. Но нельзя же опускаться до подобного примитивизма, если хочешь сохранить хоть элементарное уважение к государству со стороны своих и не своих граждан. В условиях отсутствия денег чиновники ищут возможности пополнить свой карман с помощью введения все новых и новых «оплачиваемых» жертвой правил и предписаний. Не согласуясь, конечно, ни со здравым смыслом, ни с понятиями элементарной человечности и порядочности со стороны госаппарата (которые на Западе вырабатывались столетиями откуда же им взяться в посттоталитарной среде?).

Как бы там ни было, с введением новых законов по контролю «за передвижением иностранцев на территории страны» Украина вслед за Белоруссией все больше становится похожей на полицейское государство. Где такое встретишь в цивилизованном мире? Порядка при этом становится не больше, а меньше, поскольку охота, как говорится, ведется не за теми. Все люди, которых чиновники заставляют бегать по посольствам, а затем по ОВИРам, уплачивая на каждом шагу «дань», а затем трясут их же еще, как кроликов, и на границах на предмет «оружия и наркотиков», прекрасно понимают, что государство «валяет дурака». Зачем, скажите, регистрироваться человеку, приехавшему и уезжающему по визе? И какой серьезный торговец оружием или наркотиками будет провозить их в обычном пассажирском поезде? При фактически-то прозрачной границе огромной Украины? Понимают это, безусловно, и работники ОВИРа, и пограничники, пристающие к старушкам и кормящим матерям с абсурдными вопросами. Но эти люди никогда не ставили себе вопросов о смысле того, что они делают. Привычка жить в системе советского абсурда и сегодня определяет их натуру и поведение.

Показать власть слабому во всех отношениях государству хочется (и надо бы), а бороться с теми, кто фактически держит страну в своих финансовых и криминальных руках, не по зубам (и технически, и с точки зрения крайней коррумпированности всех ветвей власти). Остается для «демонстрации власти» кто? Простые собственные граждане, которых то же государство уже раз наказало, лишив средств к существованию, да еще теоретически грошовые «интуристы», из которых, припугнув на границе нарушением очередного, на ходу придуманного, священного закона проезда (на основании которого якобы дозволено человека с визой высадить из поезда!), авось и выкачаешь в собственный карман десяток-другой долларов (взятки на границах обычное дело).

Из чем более западной страны вы прибываете, тем больше подозрения вы вызываете. На белорусской границе я собственными ушами слышал, как пограничник, листая паспорт, ехидно допрашивал какого-то «транзитника»: «Что, часто в Германию ездите?» В каком же состоянии закомплексованности и культуры пребывает сознание у такого солдата? Как он относится к человеку, ездящему, в отличие от него, «в Германию»? Представьте себе такой вопрос из уст «дуанье», скажем, в парижском аэропорту Руасси, и вы поймете, в чем разница между постсоветской и западноевропейской бытовой культурой (и культурой вообще).

Политические спектакли как замена политики

Абсурд «низовой» жизни всегда был и продолжает быть лишь продолжением абсурда «в верхах». Человеку, незнакомому с эмоциональностью украинского архетипа и с сегодняшней ситуацией на Украине, тяжело понять, каким образом в стране, где экономическое положение ухудшается с каждым годом, политическая трескотня в духе лучших традиций недавнего времени с каждым годом усиливается. Казалось бы, перед лицом жесточайшего кризиса не до решения вопроса, стоять по стране памятникам Ленину или Бандере.

Между тем, именно подобными дискуссиями заняты сегодня ведущие партии страны. В газетах «левых» партий поборники национального духа поносятся не иначе как знакомыми терминами «буржуазные националисты», «бандеровцы», «экстремисты». Правые в свою очередь называют своих политических соперников из коммунистического лагеря «кровопийцами», «предателями своего народа» и «агентами Москвы». Это длится уже не год и не два, а почти восемь лет! Ни о каком примирении перед лицом грядущей экономической катастрофы не может быть и речи. Вся страна наблюдала поразительный спектакль в последний канун «Великого Октября», когда лидер коммунистов торжественно внес в зал заседаний Верховного совета родное красное знамя, а представители «Руха», увидев такое кощунство, бросились на лидера и стали рвать знамя на куски.

Что идеологическая борьба на Украине нарастает, свидетельствует и тот факт, что перешедшая было на государственный язык часть депутатов-коммунистов стала опять «вызывающе» говорить на «общепонятном» (как его называют обиженные руховцы). Пример Белоруссии вдохновил их на скорое возрождение желанного Союза, о чем недвусмысленно стал выражаться сам новый лидер парламента.

Здравомыслием, перед которым должны бы отступить на второй план идеологии, на Украине даже не пахнет. Даже в лагере самих национальных сил происходят вещи, достойные пера Гоголя. «Рух», подобно делению клетки, уже разделился последовательно раза три, а то и пять: каждый из подчиненных Вячеслава Чорновила, главного соперника Кравчука на первых президентских выборах, создал себе партию. А затем создали себе по партии и подчиненные тех подчиненных. Вождизм в среде украинских партий приобрел такой размах, что становится непонятным, за неньку-Украину или за себя борются новоявленные «генеральные писари» и «гетьманы». Причем все эти князьки вполне резонно кричат о необходимости обьединения вокруг единого кандидата от правых сил перед лицом более чем явной коммунистической угрозы. Однако в качестве этого единого кандидата каждый выдвигает себя, обливая своих идеологических друзей чуть ли не грязью. В.Чорновил, лидер сегодняшнего (превратившегося в обычную партию) «Руха», стал объектом постоянных нападок со стороны... своих бывших соратников, теперь имеющих «свои» партии. Его обвиняют в оппортунизме, сговоре с сегодняшним президентом и прочих смертных грехах. На последних парламентских выборах ни один из патриотически настроенных лидеров не уступил место другому! Так где же интересы неньки-Украины и родного народа? Куда они подевались? Сами патриотически настроенные массы в шоке от такого поведения своих бывших кумиров. Ибо произошло то, что должно было произойти: в списках, где дисциплинированные левые силы, сговорившись, выдвинули одного-двух общих кандидатов, борцы за самостийность оказались в таком количестве, что, пожалуй, из них можно было бы сформировать футбольную команду...

Результат известен. Дело еще в том, что 1999 год год новых президентских выборов на Украине. Бывшая номенклатура, умело акцентируя на «социальных гарантиях» социализма и указывая на самостийников-западников как на инициаторов того «нового пути», который все познали на собственной шкуре (хотя, правды ради, последние при власти на Украине никогда не были), уже захватила фактическую власть в парламенте. Все идет к тому, что по той же схеме будут выиграны и президентские выборы. Тогда объединяться патриотическим лидерам будет уже поздно.

Огромная часть населения Украины готова сегодня жить при любом строе и в составе любого государственного объединения, которые обеспечат им регулярную выплату пенсий и зарплат, какими бы мизерными они не были. Это со всей очевидностью показывают опросы. Лишь явное меньшинство (около 20%) готово умереть голодной смертью ради идеи: будь то идея капитализма, самостийности или идея коммунизма.

Живут мифами

Положа руку на сердце, готов признаться, что пытался найти хотя бы какой-нибудь лучик света, чтобы «уравновесить» слишком темную статью. Увы, все мои собеседники (а говорил я с крестьянами и интеллигентами, с госчиновниками и предпринимателями) пребывают если не в самом мрачном предчувствии, то в состоянии глубокой подавленности. Один мой новый знакомый, «зачуханный» сельский учитель сорока восьми лет, показал мне сарай, в котором рядом с заготовленными на зиму дровами я увидел... гроб. Он сделал его для себя. По его словам, многие люди заготовляют себе гробы «на всякий случай». «Время такое», объяснил мне этот ничем особым не болеющий человек. Что это за настроение? Можете вы представить себе такое в западном мире? До какой степени должен быть раздавлен человек, чтобы в еще здоровом теле угасли силы к жизни?

Лишь в среде немногочисленных мелких предпринимателей, накручивающих ценой огромного напряжения чаще всего не больше средней украинской зарплаты (после падения гривны она теперь составляет около 40 долларов!), я увидел какую-то искорку обнадеживающего азарта. На фоне общего неверия в государство и уныния это лучшее, что я встретил «в массах»: отчаянная борьба за личное выживание.

На этом фоне психологически понятными, но со стороны комическими выглядят усиливающиеся попытки раздувания в стране образа «великой Украины». Речь идет не о пропаганде великого героического прошлого: князья, запорожские казаки, гетманы и т.д. (это понятно: у каждого народа есть свое великое прошлое). Я имею в виду другое: невиданный ажиотаж, вызванный, скажем, победами сборной Украины по футболу над сборной России, серией побед киевского «Динамо» в европейском турнире, эйфория по поводу завоевания титула чемпиона мира украинским кикс-боксером... Малейший успех отечественной певицы на самом незначительном «международном» (с участием, скажем, артистов из Белоруссии и Молдавии) фестивале, на который в странах Западной Европы никто бы не обратил внимания, подается масс-медиа как сверхсобытие. Во время моих многочисленных разговоров с киевскими знакомыми мне так и не удалось их сбить с твердого убеждения, что украинские эстрадные певцы не идут ни в какое сравнение с «безголосыми» русскими звездами. Причем, что характерно, это были русские киевляне.

Как это все знакомо: непобедимый провинциальный фанфаризм, жизнь саморекламой, выстраивание собственной шкалы ценностей, очень далекой от реальности. Характерный пример. В учебнике по украинской литературе об украинском поэте-шестидесятнике (правда, уже умершем) ничтоже сумняшеся говорится, что это «один из выдающихся поэтов ХХ столетия». Так просто кажется автору учебника. Реальность же (имя поэта совершенно неизвестно не только за пределами Украины, но и абсолютному числу самих украинцев) сама по себе. И все нормально. Автору приятно так думать и приятно думать народу Украины. Чтобы не смотреть в лицо суровой реальности людям подсовываются мифы. Так сказать, жизнь по принципу «чем бы дите ни тешилось».

Но если, смотря на эту реальность, невозможно жить? Если уровень твоего личного самоуважения и достоинства вследствие невозможных условий (прежде всего бюрократического блокирования деятельности и краха финансовой системы) находится ниже критической отметки? Меньше всего мне хотелось бы осуждать этот талантливый и работящий народ в такую трудную для него годину. Хотелось бы понять...

Уезжая с Украины, я услышал по республиканскому телевидению следующую сводку погоды, которая меня потрясла: «Сегодня погоду в Европе определяет Украина. Центр антициклона находится над нашей страной»...

ОЛЕГ ОСИПОВ

Винница Житомир Киев

© "Русская мысль",
N 4262, Париж, 18 марта 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....