СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

"Бомбить США!"

скандировали коммунисты на митинге в Москве

В течение нескольких дней у здания американского посольства в Москве шел непрекращающийся митинг. Выразить свой протест против бомбардировок в Югославии приходили очень разные люди: старые и молодые, построенные в колонны с флагами и лозунгами, или пришедшие сами по себе, или просто любопытствующие. Многие машины, проезжая мимо по Садовому кольцу, сигналили, вывешивая флаги из окон. К ночи толпа расходилась, а утром собиралась опять. Здание посольства оцеплено, усиленные наряды милиции патрулируют весь район от Красной Пресни до Смоленской площади.

Все время, пока у посольства находятся выразители протеста, в сторону здания что-то летит: яйца (говорят, были тухлые проверить трудно), камни, бутылки, петарды, стеклянные пузырьки с краской. Фасад до второго этажа покрыт разноцветными пятнами, стекла выбиты. Несколько больших пятен краски очень высоко, на уровне четвертого этажа.

Больше всего около 8 тысяч человек было здесь в субботу 27 марта. В этот день проводилось две организованные акции протеста.

С утра состоялся митинг КПРФ, на котором основным оратором был Геннадий Зюганов. Лидер коммунистов в начале своего выступления призвал соратников сохранять спокойствие, тяжелыми предметами не бросаться. Было решено, что КПРФ будет настаивать на необходимости оказать Югославии всяческую помощь (при определенных обстоятельствах и военную), а также добиваться отставки президента Ельцина, так как именно он виноват во всех бедах и неприятностях.

Длился митинг около двух часов, после чего часть присутствующих свернула свои красные флаги и разошлась по домам, а другая, бульшая, осталась ждать следующих демонстрантов. Ближе к обеду, после двух часов дня, началась акция, проводимая Партией мира и единства (ПМЕ). Несмотря на название партии, именно на этом митинге прозвучали открытые призывы к войне. Возглавляет ПМЕ несгибаемая Сажа Умалатова коммунист-ленинец, носящая титул руководителя виртуального государства: "председатель президиума съезда народных депутатов СССР". Ее выступление было очень эмоциональным и очень агрессивным. Когда из толпы в стену здания полетела пустая бутылка, Умалатова отреагировала немедленно:

Я сказала ничего не бросать! Вы же можете попасть в нас! Вот мы уйдем, тогда бросайте, что хотите, и мы вам поможем.

Призывали к конкретным действиям срочно восстановить Советский Союз, защитить с оружием в руках "нашу Югославию", разнести по кирпичику здание американского посольства и т.п. Ораторов восприняли всерьез сразу после окончания речей охрану перед зданием посольства усилили. Более 40 человек в форме ОМОНа, в касках и с дубинками, быстро встали второй цепочкой между толпой и посольством. Все до одного парни лет 18-19-ти, которые очень старались придать своим лицам безразличное выражение. Видимо, люди, отвечающие за сохранение порядка, посчитали: если что, этих детей пожалеют. Не чужие же, свои. То ли расчет оправдался, то ли митингующие отнеслись к воинственным призывам гражданки Умалатовой прохладно, но на штурм посольства никто не кинулся. Изредка кидали бутылки каждое попадание вызывало аплодисменты и одобрительный свист.

Через некоторое время большая часть престарелых коммунистов разошлась, их место заняла молодежь группы ЛДПРовцев с флагами, студенты, болельщики спортивных команд в опознавательных шарфах. Подойти к американскому посольству можно было только "по задворкам" через Девятинский переулок, где тоже стояло оцепление. Желающих выразить несогласие с действиями НАТО обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. Не пускали даже с пластиковыми бутылками.

А если мы захотим пить?

Пейте здесь и сейчас, потом пройдете.

Кидаться стало нечем, и присутствующие вполне мирно скандировали свои "кричалки" (это так называется заимствовано из сленга футбольных фанатов, в свою очередь позаимствовавших термин у заходеровского Винни-Пуха). По сравнению с выступлениями членов ПМЕ "кричалки" показались гораздо более мирными, хотя были придуманы специально по теме и состояли изрядной частью из ненормативной лексики (цитировать невозможно...). Люди с лозунгами, флагами стояли не только около посольства, но и на другой стороне Садового кольца. Тут же можно было купить изготовленные кустарным способом флажки России и Югославии: размером побольше за 40 рублей, а поменьше за 25. К ночи толпа рассеялась.

Казалось, что ситуация стала спокойней. На следующий день митингующих было гораздо меньше к полудню собралось не более тысячи человек. Перед зданием американского посольства можно было пройти, но остановиться разрешалось только в стороне, левее по Новинскому бульвару, там все и стояли. Но после часа дня обстановка резко переменилась. По посольству была выпущена автоматная очередь стрелявший человек подъехал на белом "джипе", все произошло так быстро, что машина смогла беспрепятственно скрыться после этого. Митингующих сразу же оттеснили на противоположную сторону Садового кольца, была усилена охрана здания посольства.

29 марта милиция запретила проводить какие-либо акции у стен посольства США. Полтора киломерта Садового Кольца в районе посольства оказалось в плотном оцеплении постов милиции. Проход был разрешен только жителям квартала по предъявлению паспортов. Изменился даже режим работы общественного транспорта, а "потенциальных пикетчиков" милиция останавливала уже на дальних подступах к посольству. Как сообщили агентству "Новости" в ГУВД, если какие-то акции протеста и будут проводиться в ближайшие дни, то только те, на которые будет получена санкция "на самом верху".

ЮЛИЯ СМОЛЯКОВА

Москва

© "Русская мысль", N 4263,
Париж, 1 апреля 1999 г.

N 4263,
Париж, 1 апреля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....