МИР ИСКУССТВА

 

Новые итальянские фильмы

После крупного международного успеха фильма Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна" итальянский кинематограф заметно оживился. Родились надежды на выход из длительного периода застоя. Надежды эти можно считать небезосновательными, так как в последние месяцы на экранах появились несколько итальянских фильмов достаточно высокого уровня.

Прежде всего заслуживает упоминания талантливая лента режиссера Джузеппе Торнаторе "Легенда о пианисте над океаном". Как указывает само название, фильм снят в жанре притчи, повествующей о судьбе творческой личности в современном мире. В первое утро ХХ века на океанском лайнере, курсирующем между Европой и Америкой, кочегары находят младенца-подкидыша и прячут его. Мальчик, подросши, становится превосходным пианистом, хотя и самоучкой. Но у него нет ни законных родителей, ни документов, ни гражданства: он не имеет права сойти на землю ни в одной стране. Молчаливый и одинокий юноша с отстраненным удивлением наблюдает толпы эмигрантов, устремившихся в Новый Свет. Но человеческие страсти чужды ему - он живет в мире музыки над бескрайними просторами океана. Правда, заботы о хлебе насущном ему знакомы: гениальный музыкант (его роль убедительно сыграл Тим Рот) вынужден играть в корабельном оркестре для танцев и увеселения скучающей публики. Но зато он отводит душу в ночных импровизациях на стареньком фортепьяно. С годами имя пианиста обрастает легендами, известность его растет, однако он все более замыкается в себе. Фирмы звукозаписи предлагают контракты, оформляют необходимые документы, приглашают на концерты в самых престижных залах Америки. Он вроде бы принимает решение, но в нью-йоркском порту, дойдя до середины трапа, он останавливается, медлит в течение нескольких минут и возвращается на корабль, свою родину.

Большое впечатление производит также работа оператора Л.Ласло: во время океанского шторма рояль неистово катается по огромной танцевальной зале, а пианист, оставаясь за ним, беззаботно продолжает играть для друга-трубача виртуозную джазовую импровизацию.

Большим успехом у публики и критики пользуется новый фильм Бернардо Бертолуччи "Осада". Это драма двух жизней, протекающих в осаде одиночества. Африканская девушка-эмигрантка Шандурай (Т.Ньютон) убирает, зарабатывая на учебу в университете, римскую квартиру мистера Кински, богатого и неудачливого английского пианиста (Д.Тьюлис). Их жизни протекают в непересекающихся плоскостях: под звуки Моцарта и Шопена, льющиеся из-под пальцев печального эстета и сноба, разливается по лестнице мыльная пена, натираются полы и смахивается пыль с антикварных вещей. Но, когда мистер Кински случайно узнает, что муж Шандурай находится в одной из африканских тюрем, он распродает все свое имущество, включая и рояль, и с помощью священника добивается его освобождения и приезда в Рим. Потрясенная девушка испытывает к англичанину смешанное чувство благодарности и любви, которой, увы, не дано осуществиться...

Фильм снят очень просто, с предельной экономией выразительных средств, но щемящая лирическая интонация выгодно отличает его от предыдущих монументальных и эстетски-холодных работ Бертолуччи ("Чай в пустыне", "Маленький Будда" и др.).

АЛЕКСАНДР БРАГИН

Рим

© "Русская мысль", N 4263,
Париж, 1 апреля 1999 г.

N 4263,
Париж, 1 апреля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....