ВОЙНА НА БАЛКАНАХ

 

Косово
в сербской истории

С конца ХII в. вплоть до полной утраты независимости (1459) в краю Косово и Метохия был политический, духовный и культурный центр средневекового сербского государства, установление и наивысшее развитие которого связаны с царской династией Неманичей. В ХII-ХIV вв. ими были построены многочисленные церкви и монастыри, многие из которых сохранились до наших дней.

Один из наиболее значительных памятников монастырь Печская Патриархия. По настоянию основоположника Сербской Православной Церкви св. Саввы Неманича, его преемником на архиепископском престоле святым Арсением I в первой половине ХIII в. была возведена церковь Святых Апостолов, к которой позднее было пристроено еще несколько храмов, где сохранились замечательные фрески того времени. После 1253 г. Печский монастырь главная резиденция сербских архиепископов, а позднее Патриархов. Гробницы с их останками находятся в каждой из церквей. Это место паломничества православных, так как многие владыки были причислены к лику святых и глубоко почитаются в народе. Именно отсюда началось великое переселение сербов в Южную Венгрию под предводительством Патриарха Арсения Црноевича в 1690 г., когда тысячи сербских семей спасались от турецкого геноцида. Патриарший престол в Пече существовал с небольшими перерывами вплоть до 1766 г., когда был окончательно запрещен султаном. После возвращения Косовского края в состав независимой Сербии (1912) монастырь был восстановлен и сейчас является одним из главных духовных центров Сербской Церкви.

В Призрене, древней столице Сербии, находится церковь Богородицы Левишской, воздвигнутая в 1307 г. святым царем Стефаном Милутином. В ней гармонично сочетаются византийский и романский стили, что является характерной чертой так называемой Рашской школы зодчества. Храм не пострадал даже после турецкого завоевания и лишь в XVIII в. был превращен в мечеть, а в ХХ-м вновь возвращен Церкви и отреставрирован.

Многие монастыри в Косовском крае строились как места будущего погребения сербских царей, например, построенные в ХIV в. монастыри Банска, место упокоения св. Милутина, и Святых Архангелов, где был похоронен царь Душан. Эти обители сильно пострадали в годы турецкого ига. В ХХ веке было начато их восстановление.

Лучше других сохранился Вознесенский монастырь Дечани, построенный между 1327-1335 гг. царем Стефаном Дечанским. Его святые мощи хранятся в каменном саркофаге перед алтарем монастырской церкви, сохранившейся лучше других средневековых храмов Сербии. Алтарь храма украшает мраморный иконостас (частью датируется XIV в.). В ризнице монастыря находится свыше 800 произведений сербского церковного искусства ХIV-XVIII вв., а в монастырской библиотеке около 170 старинных рукописных книг.

Успенский женский монастырь Грачаница был построен также святым царем Милутином в 1315 г. Помимо памятников архитектуры и живописи, он известен также и тем, что здесь в начале ХVII в. находилась одна из первых сербских типографий. Монастырь находится на знаменитом Косовом поле, в 12 км от современной столицы края Приштины. События, произошедшие там, заслуживают отдельного рассказа.

Название "Косово поле", видимо, давшее имя и всему краю, значит в переводе "Дроздово поле". 15 июня 1389 г., в день св. Вита (Видовдан), здесь состоялась историческая битва, положившая начало утрате сербской государственности. Объединенное сербское войско под предводительством князя Лазаря, насчитывающее около 20 тыс. воинов, расположилось на правом берегу реки Лабы. Турецкое войско (около 30 тысяч) стояло на левом берегу. Им командовал султан Мурат I с сыновьями Якубом и Баязедом. Около 8 часов утра турки перешли Лабу. Сербы отбивали атаки турецких войск, а затем сами перешли в наступление. Переправившись на правом фланге через реку и прорвав войсковые порядки турок, они сумели подойти на близкое расстояние к турецкому штабу, и, согласно преданию, сербский воевода Милош Обилич смертельно ранил главнокомандующего султана Мурата. Принц Баязед, приказав убить старшего брата своего соперника, принял командование и перешел в наступление. Около полудня князь Лазарь ввел резервы, однако туркам удалось обойти сербов на правом фланге. Сербское войско дрогнуло и стало отступать. Битва была проиграна, князь Лазарь захвачен в плен и казнен по приказу Баязеда. Однако Баязед со своим войском был вынужден вернуться в Турцию, опасаясь волнений после гибели своего отца.

После Косовской битвы Сербия постепенно теряет свою независимость, хотя окончательно это произошло гораздо позже в 1459 г. "И мать о дитяти плакала, и отец горько рыдал, и брат брата обняв, слезы горькие проливал", записал современник Косовской битвы монах из монастыря Раваница. Вместе с тем в народном сознании гибель сербского войска и князя Лазаря, причисленного Сербской Церковью как великомученика к лику святых, трансформировалась в своеобразную Крестную Жертву, в победу Света над силами тьмы. "Косово терновый венец в страданиях югославянских народов. Это символ их мученического пути через века", писал в 1915 г. известный сербский художник Иван Мештрович.

Об этой битве было сложено множество народных песен, где она воспринималась прежде всего как битва за православную веру. И позднее, в тяжкие времена турецкого ига, сербы часто призывали на помощь князя-воина Лазаря. Его святые мощи чудом сохранились до наших дней и в 1989 г., во время празднования 600-летия великой битвы, были торжественно перенесены из Белграда на Косово поле, в уже упоминавшийся нами монастырь Грачаница.

"Сербия потеряла на Косове одного из лучших своих правителей, но получила великого святого, который на все времена воссел на престол Небесной Сербии и который владеет непрестанно душами и сердцами всего сербского народа", отмечал в том же году сербский Патриарх Герман. Патриаршее послание называет Косовскую битву Великой Пятницей сербского народа и одновременно его Воскресением. Таким образом, исторические события Косова в национальном сознании сербского народа расцениваются не только как великое страдание, но и как великая победа.

Край Косово это не только святые руины славного прошлого. В настоящее время здесь действует 12 мужских и женских монастырей. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников не только из сербских земель, но и со всего христианского мира.

ВЛАДИМИР БЕЛОВ

Москва

© "Русская мысль", N 4264, Париж, 08 апреля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....