СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Взлет и падение
российских аграриев

Аграрная партия России
за восемь месяцев до выборов

Катастрофическое развитие событий на Балканах сильно повысило шансы коммуно-националистических сил на декабрьских выборах в Государственную Думу. Тем не менее "красно-коричневая" окраска будущей Думы все-таки не предопределена. До парламентских выборов еще целых 8 месяцев, и от предвыборного поведения демократов ("Правое дело" и "Яблоко"), от разумной или неразумной блоковой тактики партий "номенклатурного центра" (столичное "Отечество", провинциально-губернаторский "Голос России") зависит достаточно много. В ряде значимых составляющих, которые в сумме определят результаты выборов, находится и состояние Аграрной партии России (АПР) корпоративно-лоббистского образования левой ориентации, которое несомненно входит в первую десятку политических российских политических партий (хотя и не входит уже в первую пятерку).

АПР фактически является партией сельскохозяйственной номенклатуры директоров переименованных в акционерные общества (АО) колхозов и совхозов. Первоначальная ортодоксально-коммунистическая идеология АПР постепенно размывается, и партия тяготеет к тому, чтобы стать чисто лоббистской группировкой аграрного директората подобно тому, как это уже произошло с некогда "красным" промышленным директоратом (который прошел успешное перевоспитание в структурах Вольского и НДР и теперь стоит на распутье между "Отечеством" и "Голосом России"). Однако этот процесс интеграции сельских начальников в постсоветский номенклатурно-олигархический капитализм еще не завершен.

На выборах в первую Государственную Думу 12 декабря 1993 г. АПР получила почти 8% голосов (21 мандат в Думе по пропорциональной системе). 16 выдвиженцев АПР и несколько сочувствующих были избраны в Думу по территориальным мажоритарным округам. Во фракцию АПР в Думе первого созыва вошло 55 депутатов, председателем Думы был избран тогдашний аграрий Иван Рыбкин (в 1996 г. Рыбкин создал собственную Социалистическую партию России).

Фракция АПР выступала в первой Думе главным союзником КПРФ в том числе в поддержке Виктора Черномырдина, в состав правительств которого почти всегда входили представители правого крыла АПР: сначала Александр Заверюха (покинувший партию в 1996 г.), потом Александр Назарчук.

На выборах в декабре 1995 г. в Думу второго созыва избирательный барьер оказался для избирательного объединения АПР неприступным (3,78%). АПР сумела провести в Думу только 20 депутатов по мажоритарным округам, тогда как для создания полноценной депутатской фракции необходимо как минимум 35 мандатов.

То, что аграрии лишились думской фракции, было невыгодно для их ближайших союзников из КПРФ. Каждая фракция или депутатская группа это лишний голос в совете Думы, который в значительной степени определяет ее политику. Поэтому КПРФ озаботилась созданием двух "дочерних" депутатских групп Аграрной и "Народовластия". Благодаря "братской помощи" КПРФ Аграрная депутатская группа (АДГ) была доукомплектована до 37 человек. Председатель АПР Михаил Лапшин с первого захода не прошел в Думу, и думскую АДГ возглавил представитель левого, прокоммунистического крыла партии Николай Харитонов.

Аграрии стали, таким образом, сателлитами КПРФ причем сателлитами вдвойне: когда интересам КПРФ соответствовала "соглашательская" позиция Думы по отношению к президенту, фракция КПРФ голосовала в своем большинстве "непримиримо принципиально", а своим союзникам из АДГ и "Народовластия" давала санкцию на "уступчивость".

На президентских выборах 1996 г. АПР вошла в "Блок народно-патриотических сил", поддерживавший кандидатуру Зюганова. В августе 1996 г. выступила вместе с КПРФ учредителем "Народно-патриотического союза России" (НПСР), в котором Лапшин стал сопредседателем, т.е. одним из заместителей "председателя Зю".

VII съезд АПР

20 марта в Колонном зале Дома Союзов прошел VII съезд Аграрной партии России. Основным вопросом съезда было определение избирательной тактики АПР на предстоящих парламентских выборах.

К началу 1999 г. отношения АПР и КПРФ сильно осложнились, хотя в Думе аграрии вели себя в 1996-1998 гг. в основном послушно. Однако на губернаторских выборах в ряде регионов, например, в Астраханской области, Ставропольском и Краснодарском крае, АПР поддерживала не согласованных общих кандидатов НПСР, а действовавших глав администрации, выдвигавшихся при поддержке НДР и администрации президента. На суровую товарищескую критику со стороны "старшего брата" по НПСР М.Лапшин отвечал, что в АПР "демократия" и он не может заставлять местные отделения своей партии отказываться от своих предпочтений. При этом тактично опускался тот факт, что в том же Ставропольском крае Лапшин агитировал за "кремлевского" губернатора лично.

Победа Лапшина прошлым летом на довыборах в Государственную Думу по освободившемуся в Горном Алтае одномандатному округу не изменила статус-кво в Думе. Чтобы предотвратить переход власти в Аграрной депутатской группе от подконтрольного Харитонова к более самостоятельному Лапшину, руководство КПРФ в очередной раз пригрозило выводом из нее депутатов-коммунистов, что означало бы снятие группы с регистрации.

Опасения КПРФ по поводу нежелательного для нее усиления Лапшина и "генеральной линии" Аграрной партии в Аграрной группе были связаны с активизацией контактов между Лапшиным и Юрием Лужковым. К победе председателя АПР в Горном Алтае Лужков приложил руку не меньше, нежели Зюганов. Это дало основания для рассуждений о том, что вопрос с избирательной тактикой у АПР еще до конца не решен. Данные всех опросов демонстрируют очень слабые сегодня шансы АПР преодолеть 5-процентный барьер. Как и в на прошлых выборах, она рискует оказаться "в тени" КПРФ и вновь подарить ей свои "сельские" голоса.

Казалось, что существование НПСР является залогом создания на его базе единого избирательного блока. В принципе это было бы выгодно АПР, так как статус второй по политическому весу организации внутри НПСР позволял рассчитывать на достаточное представительство в общем списке. Но планы АПР на возвращение в Думу не совпали с планами КПРФ, рассчитанными на собственное в ней доминирование.

Странная "рассеянность" аппаратчиков НПСР, одновременно являющихся оргработниками КПРФ, привела к тому, что НПСР не внес в свой устав и не зарегистрировал в Минюсте необходимых изменений, позволяющих участвовать в выборах.

Последовавшее за этим решение КПРФ о самостоятельном участии в думской кампании заставило остальных союзников по НПСР, в первую очередь АПР, искать собственные пути в будущую Думу. Попытка Лапшина воспользоваться давними контактами с Лужковым не привела к успеху. Московский мэр успел обрасти собственной организацией "Отечество", для которой лишние союзники уже нежелательны. Их и так уже слишком много, а избирательные списки не резиновые. Да и столичная бюрократия по своим политическим взглядам за это время значительно поправела (а с ней и Лужков). АПР теперь слишком левая организация для "отечественной" городской номенклатуры.

Раскол "союза рабочих и крестьян"

Вплоть до дня проведения своего мартовского съезда аграрии надеялись убедить коммунистов в недопустимости раскола "союза рабочих и крестьян". Показателем этого стал подготовленный проект резолюции съезда, где предлагалось отложить выбор между самостоятельным участием в выборах либо вхождением в избирательный блок с КПРФ до следующего, VIII съезда. Но неопределенность политических перспектив АПР начала сказываться на доселе незыблемых позициях Лапшина как лидера партии. Все большее количество региональных лидеров стали говорить о недопустимости дальнейшего оттягивания решения основного политического вопроса.

В качестве кандидатуры, способной заменить нерешительного председателя, называли бывшего черномырдинского министра сельского хозяйства Александра Назарчука апологета независимости от КПРФ и в этом качестве лидера правого крыла партии. Назарчук возглавляет соседнюю с Горно-Алтайским избирательным округом Лапшина организацию АПР в Алтайском крае, что отнюдь не мешает их конкурентным отношениям в центре.

В этой ситуации единственным для Лапшина выходом оставалась демонстрация политического веса АПР, достигнутого под его руководством. Демонстрация получилась не очень убедительной. Чуть ли не единственным зримым достижением оказался собственный гимн АПР, который был выслушан делегатами стоя несмотря на то, что еще не был принят съездом в качестве такового и являлся чистой самодеятельностью. Впрочем, содержание и поэтическое качество текста были вполне "аграрными".

В свете нынешних сложных взаимоотношений между КПРФ и АПР показательно, что исполнительную региональную власть представляли на съезде шесть губернаторов и из них только двое: Владимир Любимов (Рязанская область) и Василий Стародубцев (Тульская область) были представителями "красного пояса". Кроме них, в президиуме восседали Константин Титов (Самарская область), недавно возглавивший блок "Голос России" и, по всей видимости, имеющий виды на его укрепление аграриями, Иван Скляров (Нижегородская область), покровительствующий у себя "Отечеству", а также Николай Меркушкин (Мордовия) и Владимир Савченко (Белгородская область). Ожидавшийся Лужков не приехал, прислав вместо себя достаточно аполитично выступившего вице-мэра Валерия Шанцева.

Очевидно желание лидеров регионов видеть АПР не в качестве "приводного ремня" КПРФ, а как самостоятельную силу, с которой можно будет "договориться" самим губернаторам. Это проявилось в выступлениях Склярова, Савченко, а также вице-губернаторов Саратовской и Брянской областей, заверявших делегатов съезда в мощи потенциала их собственной партии. Что касается другого гостя Зюганова, то он в своей речи призвал делегатов поддерживать военно-промышленный комплекс и производство ракет "Тополь-М", что было чрезвычайно актуально на съезде деревенских начальников. После чего "председатель Зю" уехал с чувством выполненного долга.

После того как стало очевидно, что решения съезда просто безразличны для ближайших союзников, депутаты-аграрии дали волю накопившимся чувствам и припомнили все грехи КПРФ по отношению к ним чуть ли не с 17-го года. Назарчук в очередной раз заявил, что "АПР это не сельхозотдел КПРФ". Лапшин также подтвердил, что на выборы АПР должна идти самостоятельным списком, а с КПРФ будет согласовывать кандидатов по одномандатным округам. По словам Лапшина, основные противники АПР это "Яблоко", "Наш дом" и ЛДПР, а с "Отечеством" отношений просто нет.

Выборы председателя партии прошли традиционно для подобных номенклатурных мероприятий. Лапшин был переизбран практически единогласно всего при одном воздержавшемся. Очевидно, что его потенциальные соперники (Назарчук "справа" и Харитонов "слева") обговорили это с Лапшиным еще до съезда. Так же единодушно все выглядело и насчет самостоятельного участия в выборах. Идея союза с коммунистами в сложившихся условиях означала бы всего лишь попрошайничество у Зюганова двух-трех мест в верхушке списка КПРФ и даже Харитонов не пытался отстаивать эту гиблую идею.

Наибольшую значимость и, следовательно, шансы провести своих кандидатов в мажоритарных округах АПР имеет в Алтайском и Краснодарском крае, Горном Алтае, Мордовии, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Белгородской, Воронежской и Пензенской областях, а также в Башкирии (но здесь только при условии безоговорочной лояльности президенту Рахимову).

Первым свидетельством начала самостоятельной избирательной кампании АПР стала кардинальная правка первоначального проекта "Обращения съезда к правительству РФ". Проект, розданный делегатам, был исполнен в традиционном для АПР духе "конструктивной поддержки" нынешнего правительства (одним из первых вице-премьеров которого является, как известно, представитель АПР Геннадий Кулик). Длинная преамбула одобряла действия правительства в отношении агро-промышленного комплекса, и лишь в конце делегаты обращались "с настоятельной просьбой" по некоторым вопросам.

В конце съезда, с голоса и без обсуждения, был принят совершенно новый документ, из которого выброшена вся комплиментарная часть, а "просьба" заменена на "требования", в т.ч. конкретные финансовые.

Аграрии и импичмент

На съезде АПР не ставился вопрос о том, как будет голосовать Аграрная депутатская группа в Думе по вопросу об импичменте. И это было полностью предсказуемо. Поставив такой вопрос на съезде, пришлось бы принимать определенное решение и скорее всего из популистских соображений голосовать за отстранение президента от власти. Что крайне неудобно и для большинства руководителей провинциальных отделений партии (они же делегаты с мест), и для центрального руководства партии, поскольку и те, и другие предпочитают сидеть на двух стульях: для избирателей изображать из себя непримиримых борцов с "окупационным режимом", а в глазах правящей постсоветской бюрократии (центральной и провинциальной) выглядеть "конструктивными партнерами", с которыми есть смысл поторговаться и поделиться.

Позиция "Яблока", которое намерено голосовать за признание Ельцина виновным в чеченской бойне, в очередной раз ставит левых в том числе аграриев перед необходимостью самим определяться, хотят ли они решающей битвы с "непредсказуемым" или все-таки не хотят.

Без аграриев КПРФ не получает нужных ей 300 голосов для выхода в виртуальной игре "Импичмент" с уровня-1 ("Дума") на уровень-2 ("Верховный Суд"). (А всего в игре три уровня, есть еще "Конституционный суд" и "Совет Федерации"). Сейчас больше всего похоже на то, что аграрии опять поступят "как всегда", т.е. в данных конкретных условиях будут активно содействовать спикеру Думы коммунисту Геннадию Селезневу в откладывании импичмента до греческих календ ("до прекращения войны на Балканах"), а если это у Селезнева не получится воздержатся при голосовании. Общероссийское (минус Боровой и Новодворская) согласие по вопросу о натовских бомбардировках Сербии дают аграриям и не только им очень удобное для этого самооправдание.

В пользу того, что дело пойдет именно таким образом, говорят и некоторые другие симптомы. Например, ритуальный текст, именуемый "послание президента", мало кто удосужился целиком прочесть и мало кто похвалил. Но среди тех, кто решился все-таки выразить свое удовольствие от этого документа, были (наряду с Жириновским, Березовским и редактором "Независимой газеты" Виталием Третьяковым) депутаты от Аграрной партии.

ИГОРЬ МУСАХАНОВ
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ

Москва

© "Русская мысль", N 4264, Париж, 08 апреля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....