СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Президент собирает силы в кулак

Заполняются вакансии в силовых структурах

В конце марта президент предпринял ряд перестановок в правоохранительных органах и спецслужбах. Директор Федеральной службы безопасности Владимир Путин сменил Николая Бордюжу на посту секретаря Совета безопасности; Вячеслав Солтаганов занял вакантное кресло директора Федеральной службы налоговой полиции; произошли перестановки в руководстве МВД. Все вновь назначенные "силовики" характеризуются либо как люди, лично преданные Ельцину, либо как профессионалы без особых убеждений, способные верно служить любому политическому руководству. Таким образом, вслед за серией шагов, призванных мобилизовать работу президентской администрации, глава государства попытался укрепить свое влияние в силовых структурах. Именно они наряду с администрацией и средствами массовой информации остаются политической опорой Ельцина в его отношениях с весьма самостоятельным правительством, вызывающе оппозиционной Думой и фрондирующим Советом Федерации.

Не всякий разведчик человек Примакова

Назначив секретарем СБ Владимира Путина, президент фактически повторил прием, опробованный несколькими днями раньше при выборе кандидатуры нового руководителя администрации. Как и Александр Волошин, Путин политический "легковес". Оба сверхлояльны президенту, вызывают отторжение у оппозиции, оба антипатичны премьер-министру и призваны ограничить его самостоятельность в важнейших сферах государственной деятельности экономической политике и силовых структурах. Правда, Путин обладает несколько большим аппаратным опытом, нежели Волошин: до 1996 г. он занимал высокие посты в администрации Санкт-Петербурга, а впоследствии работал в управлении делами президента, главном контрольном управлении президента, непродолжительное время занимал пост первого заместителя руководителя АП, курируя отношения с регионами.

Как и Волошин, Путин имеет в своем пассиве излишне близкое знакомство с "героями вчерашних дней": для Волошина это Борис Березовский, с которым он раскручивал проект AVVA, для Путина Алексей Собчак, под руководством которого он работал в петербургской мэрии. Зато достоинством нового секретаря СБ в глазах главы государства являются его устойчиво плохие отношения с Примаковым. Хотя, как и многие выдвиженцы премьера, Путин многие годы работал в системе внешней разведки, он не занимал там высоких постов и покинул службу задолго до прихода туда Примакова. Занимая пост директора ФСБ, Путин неоднократно находился на грани отставки из-за неудовлетворенности им главы правительства. Маловероятно поэтому, что преемник Бордюжи повторит его ошибку, "спевшись" с Примаковым.

Схватка бульдогов под ковром

Вряд ли совмещение Путиным постов секретаря СБ и директора ФСБ можно трактовать как создание новой мощной силовой опоры для президента. Влияние этих структур нельзя назвать слишком высоким. Вполне возможно, что в скором времени встанет вопрос о нецелесообразности совмещения Путиным двух постов: налицо конфликт интересов, когда, контролируя в качестве секретаря СБ деятельность всех силовых ведомств, он курирует сам себя. Тем не менее назначение Путина явственно демонстрирует неуспех Примакова в скрытом соперничестве с главой государства за влияние на спецслужбы.

Этому предшествовали провал попыток назначить директором ФСБ Юрия Зубакова, ближайшего соратника премьера, отставка Бордюжи с поста секретаря СБ и приход к руководству Федеральной службой налоговой полиции Вячеслава Солтаганова. Новый глава ФСНП, сменивший на этом посту уволенного 18 февраля без объяснения причин Сергея Алмазова, многие годы работал в системе "борьбы с хищениями социалистической собственности", в 1992-1995 гг. возглавлял главное управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями, а последние полгода был заместителем руководителя главного контрольного управления президента. Несмотря на то, что Солтаганов не замечен в особой преданности президенту и плохих отношениях с премьером, назначение директором ФСНП, формально подчиненной напрямую Ельцину, фигуры не из сферы влияния Примакова может перевести эту формальность в реальность. Неподконтрольность главе правительства столь важного в экономическом и политическом отношениях инструмента, как налоговая полиция, серьезный "минус" для Примакова.

Параллельно происходит укрепление кадровых позиций другого весьма лояльного президенту силовика министра внутренних дел Сергея Степашина. Месяц назад были заменены руководители нескольких крупнейших региональных управлений МВД; теперь произошли перестановки в высшем руководстве министерства. Так, пост заместителя министра куратора кадровой политики занял Андрей Черненко, в недавнем прошлом журналист с репутацией чекиста (или наоборот), а теперь генерал МВД и выдвиженец Степашина. Кроме того, министр внутренних дел принял меры по укреплению своего влияния во внутренних войсках "вотчине" прежнего главы МВД Анатолия Куликова, добившись замены Павла Маслова Вячеславом Овчинниковым.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ

Москва

© "Русская мысль", N 4264, Париж, 08 апреля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....