ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Б О Р Ь Б А
ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕФТЕГАЗОВУЮ
КОМПАНИЮ

Правительственным планам
сопротивляются
нефтяники

Почти сразу после того, как в 1995-1996 гг. в российской нефтяной промышленности прошла основная волна приватизации, начались разговоры о необходимости укрупнения нефтяных компаний. В ту пору основными аргументами за укрупнение были несбалансированность компаний (например, большая добыча и малая переработка) и географическая разбросанность дочерних подразделений.

Идея укрупнения российских нефтяных компаний стала особенно актуальной после падения на мировых рынках цен на нефть в 1997-1998 годах. Объединение нефтяных компаний позволило бы существенно уменьшить издержки, а также оптимизировать нефтедобычу и производство нефтепродуктов. К практической подготовке планов создания Национальной нефтегазовой компании (ННГК) правительство приступило осенью 1998 г., когда стало ясно, что провалились планы приватизации компании "Роснефть".

Варианты и варианты

Определенную роль в планах создания ННГК сыграла также тяжелая ситуация с "северным завозом", в особенности с поставками топлива на Дальний Восток в прошлом году, а также проблемы Ангарской нефтехимической компании (АНХК). АНХК это целый комплекс заводов в Иркутской области, которые были построены, чтобы, в частности, снабжать армию на границе с Китаем. В самом регионе в последнее время достаточно низкий платежеспособный спрос, и потому АНХК работает с убытками. Причем долги "по цепочке" отражаются и на положении материнской компании "Сиданко". Вместе с тем АНХК предприятие градообразующее, остановить его значит лишить средств к существованию несколько десятков тысяч человек. В конце прошлого года "Сиданко" предложило передать АНХК государству и попыталось прекратить поставки нефти на комбинат. Минтопэнерго под угрозой отключения "Сиданко" от экспортной трубы сумело все-таки добиться, чтобы нефтяная компания поставляла сырье на заводы. Правительственные планы в силу этих причин содержали предложения по включению АНХК в состав Национальной компании.

На рассмотрение в правительство были представлены несколько планов. Первый, разрабатывавшийся в Минтопэнерго, предусматривал создание ННГК на базе полностью государственной компании "Роснефть", к которой в той или иной форме присоединялись государственные пакеты акций компаний "Славнефть" и ОНАКО (Оренбургская нефтегазовая компания). Два других плана были представлены компаниями "ЛУКойл" и ЮКОС. "ЛУКойл" предложил обменять акции ОНАКО и "Славнефти" на собственные акции с увеличением государственной доли с 26 до 36%. ЮКОС же предложил обменять блокирующий пакет своих акций на акции "Славнефти" и "Роснефти".

Пока различные варианты создания ННГК находились на рассмтрении в правительстве, большого шума вокруг разных вариантов не возникало. Можно предположить, что основную работую заинтересованные лица в это время вели на уровне чиновников Минтопэнерго и других ведомств.

В феврале правительство приняло принципиальное решение о создании ННГК путем объединения государственных пакетов акций "Роснефти", "Славнефти" и ОНАКО. Заместитель председателя правительства Владимир Булгак заявил, что весьма вероятно также включение в ННГК "Тюменской нефтяной компании". Между тем, окончательное решение о форме новой компании не было принято.

Противники

У принятого решения оказались свои сторонники и противники, которые стали активно использовать СМИ для пропаганды своих позиций. Вполне ясно, что противниками правительственного решения в первую очередь стали нефтяные компании "ЛУКойл" и ЮКОС. Как обычно, работу по связям с общественностью взяли на себя вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун и член правления компании "ЮКОС-Роспром" Василий Шахновский. Главным их аргументом стали сомнения в эффективности новой структуры: уж слишком малоэффективной оказалась государственная система управления в "Роснефти". Из-за долга в 15 млн. долл. государственная компания едва не потеряла свое дочернее нефтедобывающее предприятие "Пурнефтегаз" стоимостью в несколько сот миллионов долларов. Не могли нефтяным генералам из ЮКОСа и "ЛУКойла" понравиться и планы правительства по принудительной загрузке нефтяных предприятий, находящихся в собственности государства, за счет нефти, добытой частными компаниями.

Среди противников правительственного плана создания ННГК оказались руководители нефтяной компании ОНАКО и администрация и депутаты Оренбургской области. Нефтяники строили свою аргументацию на том, что ОНАКО сбалансированная по добыче, переработке и продажам нефтяная компания. И ее включение в состав ННГК, по их мнению, не даст экономического эффекта ни для ОНАКО, ни для ННГК. Администрация же Оренбургской области на протяжении последнего времени добивалась передачи в свое управление государственного пакета ОНАКО, утверждая, что сумеет лучше организовать управление в регионе, нежели это будет делаться из Москвы. Депутаты областного законодательного собрания приняли специальное обращение к правительству с просьбой не присоединять ОНАКО к ННГК. Некоторые депутаты пригрозили в случае отказа принять "жесткие" меры. В частности, заместитель председателя законодательного собрания Виктор Нефедов предложил уведомить правительство, что в случае присоединения ОНАКО к ННГК, область будет требовать возмещения связанных с этим потерь из федерального бюджета либо путем отключения коммуникаций в зданиях федеральных органов на территории Оренбуржья.

Руководители компании "Славнефть" также выразили негативное отношение к правительственному проекту создания ННГК. Их основным аргументом стало улучшение положения в нефтяной компании "Славнефть" после смены руководства компании летом прошлого года. Дополнительным аргументом руководства "Славнефти" стал ее межгосударственный статус: пакетом акций владеет Белоруссия около 11%, но по по соглашению этот размер носит блокирующий характер. Впрочем, отношение белорусской стороны к планам российского правительства пока неизвестны.

Пожалуй, лишь руководство "Роснефти" не возражало против правительственных планов. "Роснефть" в силу своих объемов добычи явно доминировала бы в ННГК, а значит, и влияние ее руководителей было бы доминирующим.

Сторонники

В марте же в Государственной Думе прошли слушания о положении в топливно-энергетическом комплексе страны. Парламентские слушания собрали очень представительный состав участников. Помимо председателя Думы Геннадия Селезнева и руководителей ряда комитетов и фракций, в слушаниях участвовали заместитель председателя правительства Владимир Булгак, министр Генералов и исполнявший в тот момент обязанности министра государственного имущества Браверман, вице-президенты "ЛУКойла", ЮКОСа, президент ОНАКО. На слушаниях столкнулись мнения о целесообразности создания ННГК по варианту правительства. Ряд депутатов, оперируя цифрами общего падения нефтедобычи, доказывали, что акционирование не принесло нефтяной отрасли пользы. Такие высказывания депутатов, не относящихся к фракции КПРФ, явно подразумевали необходимость создания именно государственной компании.

Активными сторонниками планов создания ННГК стали министр топлива и энергетики Сергей Генералов и его бывший первый заместитель Сергей Чижов, в начале марта освобожденный от должности и перешедший в авиакомпанию "Аэрофлот". Сергей Генералов в своих интервью по большей части не касался вопросов создания ННГК и, рассматривая положение в топливном комплексе, подчеркивал потребность изменений работы отрасли. В прессе Генералова, пришедшего в министерство из частного бизнеса, за его позицию даже назвали перебежчиком. Сергей Чижов в своих интервью, напротив, не касался вопросов эффективности ННГК (решение принималось на уровне правительства), но разъяснял "технические" вопросы создания ННГК, возможности маневра правительства при принятии решений. При этом он особенно подчеркивал право правительства принимать решения по управлению государственным пакетом.

Особую поддержку планы правительства получили у ряда депутатов Государственной Думы. Депутат от движения "Наш дом Россия" Валерий Язев, работавший до избрания в Думу на строительстве нефтяных объектов в Тюменской области, выступил в целом ряде российских газет с публикациями, а также организовал специальную пресс-конференцию. В своих выступлениях Язев проводил мысль о том, что государственное управление в нефтяной отрасли еще не проявило всех своих возможностей. Активность Язева была столь велика, что в ряде СМИ даже высказывались предположения, что Язев намерен возглавить ННГК. На своей пресс-конференции Язев дал понять, что не отказался бы от подобного предложения.

Окончательное решение о форме образования ННГК еще не принято. Можно предположить, что стороны, участвующие в дискуссии, продолжат свои попытки воздействовать на общественное мнение. Между тем, еще одним существенным аргументом в пользу правительственного плана создания ННГК стало заявление Тюменской нефтяной компании (ТНК) о ее намерении присоединиться к создаваемой нефтегазовой компании. Об этом сообщил первый вице-президент ТНК Герман Хан. Предложение ТНК заключается в том, чтобы создать холдинговую компаннию и передать ей государственные пакеты акций как ТНК, так и "Роснефти", ОНАКО и "Славнефти".

Сразу же после этого заявления в прессе появились статьи о нарушениях, выявленных Счетной палатой, при приватизации Тюменской нефтяной компании со стороны "Альфа-банка" (Герман Хан член совета директоров банка). Одновременно вышли статьи в еженедельнике "Совершенно секретно" и журнале "Российская Федерация сегодня". Статья в "Совершенно секретно" носила отчетливый популистский, "анти-олигархический" оттенок. Автор публикации в консервативном журнале "Российская Федерация сегодня" депутат Государственной Думы Владимир Сергеев, член совета директоров нефтяной компании РИТЭК, в учредителях которой холдинг "ЛУКойл".

Существенную поправку в планы создания Национальной нефтегазовой компании может внести и начавшийся рост цен на нефть. Изменение цен на нефть меняет экономическую эффективность разных нефтяных компаний по-своему: возникают новые аргументы за и против. На планы правительства могут повлиять и возможные изменения в расстановке сил в самом российском правительстве. Можно предположить, что борьба за тот или иной план создания компании получит дальнейшее продолжение.

АНВАР АМИРОВ

Москва

© "Русская мысль", N 4264, Париж, 08 апреля 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....