РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО |
Диакон Андрей Кураев из Москвы, профессор Свято-Тихоновского православного богословского института и по совместительству преподаватель кафедры философии и религии философского факультета МГУ, осенью прошлого года выступил в Шуйском педагогическом университете (Ивановская обл.) с лекциями, посвященными отличию христианства от других религий. Он также встретился с преподавателями и студентами Ивановского государственного университета. Считаем необходимым привести некоторые высказывания церковного публициста во время этой трехчасовой встречи они говорят сами за себя.
Русский народ должен помнить, до какой степени презирают наши святыни, нашу веру господа из Еврейского национального конгресса. Вы, надеюсь, знаете, что господин Гусинский, глава НТВ, по совместительству председатель Еврейского национального конгресса России? Понятно, что для него это [показ фильма "Последнее искушение Христа" по НТВ] так, повод для кощунства. А после этого что удивляться, что в России появляется несимпатичное отношение к евреям?..
25 августа этого года газета "Известия" поместила статью по поводу отставки правительства Кириенко. Статья была подписана так: "Мариетта Чудакова, член Президентского совета". Это известная петербургская русскоязычная еврейская поэтесса Мариэтта Чудакова. У нее, конечно же, есть свое право высказать свой взгляд на отставку правительства Кириенко. Она, конечно, сожалеет, что господин Израитель был отправлен в отставку. Есть повод для сожаления. Но последняя фраза в этой статье просто непристойна. Она такая: "Ну, вот, Россия съела еще одного и даже не заметила. Только потерлась о дерево". Простите, когда мою Родину называют свиньей еврейские поэтессы из Петербурга, как мне на это реагировать?
Так же и с НТВ. Умная провокация. Еврейский национальный конгресс заинтересован в провокации антисемитских настроений в России. Почему? Потому что, во-первых, это консолидирует самих евреев, создает ощущение того, что вокруг них чужой мир и враждебный, и это позволяет раввинату и сионистским кругам лучше контролировать поведение самих евреев. Вы ведь знаете, что еврейские гетто в европейских городах в эпоху средневековья строились по просьбам раввинов, не по требованию инквизиции. Раввинам было удобней, чтоб все евреи жили вместе и можно было наблюдать за тем, чтоб они жили по законам Талмуда. Так же и здесь: очень важно создать это гетто, ощущение, что их якобы преследуют. А реального антисемитизма нет в России. Все социологические опросы показывают: а) число антисемитов среди православных меньше, чем среди коммунистов и людей атеистических взглядов; б) что на самом деле, если уж где-то есть национальная неприязнь, то по отношению к азербайджанцам или чеченцам, к цыганам, но не по отношению к евреям. Евреев эта ситуация не устраивает: они должны быть самым гонимым народом, самым-самым. Если их не преследуют, организуем эти преследования или видимость их, спровоцируем антисемитские настроения, чтобы, с одной стороны, понудить большее число евреев уезжать в Израиль отсюда, а с другой стороны, лучше контролировать тех испуганных, которые здесь остались...
Нам действительно больно, когда кощунствуют о Христе. Почему же это жидам можно кощунствовать, это демократия, а русским людям нельзя сказать "нам больно", этого демократия не разрешает? Странное понимание демократии!..
(Читает записку.) Мне пишут, что Чудакова не поэтесса, а литературовед, я с этим могу согласиться. Что не еврейка, а дагестанка... Вы знаете, я наводил справки в кругах литературоведов, мне сказали, что Чудакова еврейка.
Голос из зала: Здесь тоже круги литературоведов.
Ну, так узнаю еще и уточню. Спасибо за подсказку.
Вопрос: Есть ли в вашем родословии евреи?
Насколько мне известно, нет.
Вопрос: Как вы относитесь к тому, что в наше время преобладают в правительстве, на телевидении и даже среди священников евреи?
Ну, здесь я соглашусь с господином Зюгановым, который попросил Примакова при формировании правительства учесть ошибки предыдущих правительств и вспомнить, что Россия многонациональная страна и что здесь не только одна нация живет, и поэтому не обязательно, чтобы всюду были одни Асмоловы, Лившицы и так далее. Что касается священников, есть священнослужители-евреи, есть и среди иерархов, но сказать, что они именно преобладают в Церкви, такого сказать нельзя.
Вопрос: Должен ли христианин быть патриотом? Если да, то что значит быть патриотом?
Патриотизм, естественно, в христианстве отнюдь не грех. Вполне добродетель быть патриотом своего отечества, особенно если оно христианское. Что значит сегодня быть патриотом? Мне кажется, это прежде всего означает быть профессионалом... Ну а, кроме того, понятное дело, что быть патриотом означает, конечно же, избавиться от навязанного нам западной прессой представления о том, что русский человек всегда должен только каяться, каяться, каяться, какие мы гадкие. Для начала просто отучиться, выбросить из своего лексикона "эта страна". Потому что сегодня люди делятся на две группы в России: те, кто говорят "наша страна", и те, кто говорят "эта страна". Для начала хотя бы выбросить это словечко из своего языка...
Вопрос: Вы часто упоминаете о евреях в негативе. Не усложнит ли этот подход им путь к православию?
Может быть, и усложнит. Мне важнее привести к православию русских. А у евреев есть свои священники в Церкви, свои пастыри и ради Бога. Понимаете, у каждого должна быть своя сфера. Есть священники, работающие в тюрьмах, есть священники, работающие в университетах. Есть священники, работающие с евреями, есть священники, работающие с русскими.
Голос из зала: А как же "нет ли эллина, ни иудея"?
Правильно: во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но господин Гусинский не во Христе...
Сообщил
ЭДУАРД МИХАЙЛОВ
Иваново
© "Русская мысль", Париж,
N 4266, 22 апреля 1999 г.
|
||||
|