ВОЙНА НА БАЛКАНАХ

 

Косово, несвоевременный «подарок» к юбилею НАТО

Празднование 50-летия НАТО, по замыслу организаторов торжеств, должно было стать апофеозом военного блока, которому на протяжении полувека удавалось сохранить мир на европейском континенте, найти смысл существования после распада враждебного военного блока (Организации Варшавского договора) и стать не просто "одним из", а "ключевым", как любят говорить в Вашингтоне, элементом европейской безопасности. Война в Косове несколько охладила пыл юбиляров, она стала, по выражению "Нью-Йорк таймс", "мухой в стакане шампанского НАТО".

Сессия совета НАТО, на которую по случаю юбилея приехали главы 40 государств и правительств (при подчеркнутом отсутствии России), была больше похоже на заседание кризисного штаба по Косову. Союзники вновь подтвердили единство своих позиций и заявили о намерении усилить авиаудары по Югославии. Как объяснил один из представителей НАТО Дж. Ши, отныне основной целью натовских ударов является "центральная нервная система" режима Милошевича: телевидение, радио, здание ЦК Сербской социалистической партии, а также частная резиденция С.Милошевича, которые уже подверглись бомбовым ударам, и по мнению Ши, как мишени могут быть приравнены к военным объектам.

В декларации НАТО по Косову, включающей 17 пунктов, союзники напомнили о целях военных действий и условиях, при которых операция НАТО может быть прекращена, но при этом не промолвили ни слова о возможном наземном вмешательстве. "Кризис в Косове, говорится в документе, фундаментально противоречит тем ценностям, которые НАТО защищает с момента своего основания... Мы не допустим, чтобы эта кампания террора продолжалась".

Думая об омраченном юбилее, можно было бы сказать, что кризис в Косове пришелся некстати, что, начав бомбардировки Югославии 24 марта, союзники, слишком понадеявшись на свою способность устрашить Милошевича, просчитались. Но если думать о будущем военного альянса, которому впервые за полвека своей истории пришлось применить оружие, то эта война уже видится как своевременное испытание состоятельности новой стратегии НАТО.

Первый (после 1949 г.) и последний раз стратегическая концепция НАТО менялась в 1991 году. Тогда были учтены изменения, происшедшие в Европе после падения Берлинской стены и отказа стран Восточной и Центральной Европы от коммунистической идеологии. За прошедшие восемь лет даже у союзников не раз возникал вопрос, имеет ли смысл сохранять свой союз, когда враждебный военный блок распался.

По Вашингтонскому договору 1949 г., главной целью создания Северо-Атлантического союза значится обеспечение коллективной безопасности его членов. Ст.5 договора вменяет в обязанность каждому члену воспринимать агрессию против любого из союзников как нападение на свою страну. Эта задача НАТО сохраняется и поныне, хотя она уже и не так актуальна, как в годы "холодной войны". Но после 1991 г. поле деятельности НАТО, связанной с поддержанием мира на европейском континенте, расширилось. Впервые в этом амплуа Северо-Атлантический альянс проявил себя в Боснии и Герцеговине, сегодня в Косове, хотя и совершенно новыми для него методами: НАТО без формального разрешения ООН впервые поставило свою военную мощь на защиту идеалов свободы и безопасности, чтобы "предотвратить серьезную человеческую катастрофу" на пороге XXI века.

Однако все эти операции НАТО, называемые операциями "вне пятой статьи договора", требовали своего закрепления в тексте новой стратегической концепции. Соединенные Штаты, например, при подготовке нового документа предлагали ввести формулировку, которая позволяла бы странам НАТО действовать без "зеленого света" ООН. Европейцы, особенно Франция, были против и добились своего. США хотели расширить географическую зону возможного вмешательства НАТО за пределы территории стран членов альянса. Итоговая формулировка получилась слишком расплывчатой. Опять же американцы были сторонниками более широкого толкования термина "угроза", включая в него наркобизнес, организованную преступность, терроризм и производство оружия массового поражения. Но европейцы решили ограничиться созданием специального информационного бюро по данным вопросам, которое находилось бы в ведении генерального секретариата НАТО, но исполняло только координационные функции. Единственное, на чем настаивали и чего в конечном итоге добились от США их европейские союзники, это закрепление в документе права Европейского союза использовать военные средства НАТО в тех случаях, когда атлантические союзники Европы (США и Канада) не желают вмешиваться в какой-либо европейский конфликт. В результате, как отмечает "Вашингтон пост", "новая стратегическая концепция будет малопонятной".

25 апреля юбилейная встреча в верхах стран НАТО и ее партнеров завершилась заявлением о поддержке соседних с Югославией стран, особенно Албании и Македонии, которые находятся под угрозой дестабилизации из-за войны в Косово и сербской "политики расовых чисток", по выражению президента Франции Жака Ширака. Семь стран: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния и Словения получили гарантии военной защиты на случай расползания косовского конфликта за пределы Югославии (эта защита распространяется и на Черногорию), а также обещание экономической помощи. Пакт по стабилизации и развитию всего региона должен быть обсужден на конференции, которая по инициативе канцлера ФРГ Г.Шредера состоится 27 мая в Берлине.

И.К.

Париж

© "Русская мысль", Париж,
N 4267, 29 апреля 1999 г.


    ....