МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
5 апреля в городском суде Ташкента начался суд над 12 активистами молодежной исламской организации "Хизб ут-Тахрир" (Партия освобождения). Эта организация была создана еще в 1953 г. в Иерусалиме и с тех пор является одной из многочисленных ближневосточных исламских группировок, проповедующих джихад против неверных и мечтающих о возрождении "халифата" государства, основанного на законах ислама и строго эти законы соблюдающего.
Ячейки "Хизб ут-Тахрир" в Узбекистане заявили о себе в 1995-1996 гг. и встретили отрицательное к себе отношение со стороны исламских авторитетов. Во первых, в патриархальном узбекском обществе вообще не приветствуется молодежная активность, а во вторых, несмотря на декларирование приоритета исламских ценностей, члены "Хизб ут-Тахрир" или, как их еще называли, "халифатисты", не слишком часто посещали мечети и снисходительно относились к курению. Кроме того, богословов, и без того затерроризированных Службой национальной безопасности, пугала излишняя политизированость "халифатистов", их заявления о готовности радикально изменить государственный строй Узбекистана.
Однако то, что пугает почтенных отцов семейств, весьма привлекательно для молодежи, которая при свойственном возрасту радикализме не имеет легальной возможности для самореализации. Когда в стране с неработающей экономикой нет открытой политической оппозиции, зато есть много мечетей, естественно, что любая религиозно-политическая организация очень быстро обзаводится сотнями адептов.
Так и случилось с "Хизб ут-Тахрир". Несмотря на то, что религиозные авторитеты встретили ее в штыки, она за три года сумела навербовать несколько сот сторонников, преимущественно из числа бывших молодых "ваххабитов", оставшихся в результате репрессий без лидеров. В основном организация получила распространение в Ташкенте и сильно исламизированных городах Ферганской долины Намангане, Андижане и Коканде. В каждом из этих городов к началу февраля было арестовано по несколько десятков членов "Хизб ут-Тахрир" (только в Ташкенте не менее 80-ти). Низовое звено организации составляли группы до пяти человек (т.н. "халка") в которых, на основе брошюр, поставлявшихся "материнской" организацией из Иордании и переводившихся на узбекский язык, изучали ислам и мечтали о построении в Узбекистане халифата. Пока неизвестно, чтобы члены "Хизб ут-Тахрир" сделали хоть один реальный шаг для осуществления этой мечты (например, закупили оружие), но сам факт образования подобной подпольной организации был, с точки зрения узбекских властей, достаточным основанием для уголовных репрессий.
На начавшемся в Ташкенте процессе судят среднее звено руководства ташкентской городской организации "Хизб ут-Тахрир" (руководители организации Ш.Мирзаджанов, Д.Носыров, Н.Саидаминов объявлены в розыск). Всем им предъявлено обвинение по ст.159 посягательство на конституционный строй. В отличие от предыдущих судов над исламистами, прошедших в конце прошлого года, никто из подсудимых не признаёт себя виновным и не отказывается от своих взглядов. На присутствующих в зале суда правозащитников наибольшее впечатление произвел казначей организации, руководитель нескольких "халка" Абдурауф Запаров 23-летний выпускник Ташкентского института международных отношений.
Понятно, чем закончится как этот процесс, так и другие суды над членами "Хизб ут-Тахрир" (только в Ташкенте аналогичные дела на рядовых активистов слушаются еще в трех районных судах). Исламская молодежь (самому старшему из подсудимых нет и тридцати) получит по 10-20 лет и отправится в лагеря ждать неизбежных перемен на воле. Но непонятно другое почему, несмотря на непрерывные аресты, суды и карательные операции, обстановка в Узбекистане не успокаивается, а накаляется. Массовые аресты "исламистов" и закрытия мечетей в 1997-1998 гг. не привели к спокойствию в стране убийства пограничников на туркменской границе в декабре и январе, взрывы в Ташкенте в феврале доказали это. В ответ на взрывы Узбекистан перекрыл границы со всеми соседями, но мартовские перестрелки в Ташкенте и захват неизвестными террористами автобуса в Хорезме показали, что проблемы лежат внутри страны. Эскалация напряженности в Узбекистане нарастает, и похоже, что власти выпускают ситуацию из под контроля. А в тюрьмах и лагерях тем временем продолжает накапливаться весьма взрывоопасная смесь из озлобившихся на власти исламских радикалов и уголовников.
НИКОЛАЙ МИТРОХИН
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4267, 29 апреля 1999 г.
|
||||
|