ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Долги внешние,
проблемы внутренние

Выплаты по долгам требуют изменений
в экономической политике

Первый заместитель министра финансов Михаил Касьянов, находившийся на прошедшей неделе в Лондоне, заявил, что в мае Россия не сможет рассчитаться по ряду облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Если это произойдет, то держатели этих бумаг 14 мая не получат около 1,5 млрд долларов.

«Таежные облигации»

Облигации внутреннего валютного займа один из многочисленных видов российского внешнего долга. ОВВЗ выпускались в 1993 и 1996 гг. для владельцев счетов во Внешэкономбанке СССР, которые были заморожены еще в 1991 году. В 1993 г. было выпущено пять траншей этих ценных бумаг, а в 1996-м еще два. Ежегодно 14 мая по выпущенным облигациям выплачивается 3% годового дохода, а также в этот день происходит погашение выпусков облигаций. На западе эти облигации получили название MinFins, а также "taiga bonds" "таежные облигации" (напоминая российскомй уху достопамятное "закон тайга"). За прошедшие годы первые два транша ОВВЗ были погашены. В этом году Россия должна была погасить третий выпуск на сумму 1,3 млрд. долл. и выплатить проценты по остающимся в обращении облигациям (они будут находится в обращении до 2011 г.).

Напомним, кстати, что по мнению некоторых экспертов, выпущенные в 1996 г. ОВВЗ были использованы для оплаты избирательной кампании президента. Тогда облигации были распределены между уполномоченными банками. Затем они стали возникать в сомнительных сделках, например, в печальной истории о хищении в ВПК МАПО 231 млн. долларов, предоставленных авиастроителям для выполнения контракта по поставкам самолетов МИГ-29 Индии.

Примерно за месяц до даты погашения ОВВЗ Михаил Касьянов, который ведет переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов, сделал заявление по этим бумагам. Он сказал, что вполне возможно, что 14 мая Россия не будет погашать третий транш и не погасит проценты по четвертому и пятому выпускам ОВВЗ. Эти бумаги российское правительство считает долгом бывшего СССР, а вот по шестому и седьмому траншам (чисто российскому долгу) оно готово выплатить 105 млн. долларов. Правда, на следующий день министерство финансов смягчило однозначные формулировки Касьянова. В заявлении Минфина было сказано, что окончательное решение будет принято после проведения консультаций с Лондонским и Парижским клубами кредиторов. Это связано с тем, что выпуск ОВВЗ предусматривал ситуацию так называемого cross-default. Он означает, что в случае срыва погашения одного выпуска облигаций владельцы бумаг получают право предъявить к досрочному погашению все выпуски бумаг. А это около 8,7 млрд. долл. сумма для России в нынешней ситуации абсолютно неподъемная.

До августа прошлого года ОВВЗ пользовались популярностью: ведь первые транши были погашены в срок. Третий выпуск в то время стоил почти 90% от номинальной стоимости. Однако после 17 августа стоимость их пошла стремительно вниз и колебалась между 15-30% от номинальной стоимости. По сути инвесторы прямо выражали свое неверие в то, что Россия сможет погасить свой долг. Когда речь идет о том, что нужно рисковать деньгами, речи о достигнутой политической стабилизации в обществе, предотвращении хаоса и пр. для инвестора пустой звук. Его интересует, сможет или нет Россия погасить долг, и голосует он не сердцем, а долларом. И в данном случае инвестор не верит в возможность возврата своих денег.

Правительство могло бы воспользоваться низкой сто_имостью российских долговых обязательств и скупить их по низким ценам. Председатель правления Национального резервного банка Александр Лебедев, ставший экономическим идеологом черномырдинского движения "Наш дом Россия", оценил экономический эффект от такой операции. По его оценкам, за 2-4 млрд. долл. можно было бы купить 35 миллиардов долга. Но средства, по мнению Лебедева, в последние месяцы были потрачены на поддержку банков-банкротов.

Старые проблемы правительства Примакова

Оказавшись во главе правительства, Евгений Примаков неоднократно заявлял,, что решения правительства Кириенко и Банка России от 17 августа были ошибочными. Правда, за прошедшее время никто в правительстве не стремился отменить неправильные решения. Теперь же уже само правительство Примакова намеревается предпринять схожие шаги. Проблемы, с которыми столкнулось правительство "молодых реформаторов", остались прежними. И выход из ситуации внешнего долга остался прежним отложить срок выплат. Правительство ведет переговоры с клубами кредиторов о списании и реструктуризации советского долга. И Лондонский, и Парижский клубы заявляют, что они готовы рассматривать возможность таких действий, но только после того, как Россия достигнет договоренности о кредитах с Международным валютным фондом. Но вот уже четыре месяца, как правительству не удается договорится с МВФ.

Проблема, о которую спотыкаются переговоры с МВФ, остается прежней это проблема российского бюджета. По-прежнему сохраняется проблема сбора налогов. По словам министра налогов и сборов Георгия Бооса, в марте его министерство собрало налогов на 19,4 млрд. руб., а в апреле он надеется собрать 23-24 миллиарда. Между тем, за первую половину прошлого года правительствам Черномырдина и Кириенко удалось собрать 106,3 млрд рублей. Конечно, определенный рост сбора налогов имеет место, но не нужно забывать, что цены в стране выросли за это время более чем в два раза.

Выступая на съезде Ассоциации российских банков, председатель правительства Евгений Примаков назвал две причины затрудняющие сбор налогов. Он заявил, что значительную часть платежей (40%) составляет бартер и "черный, в том числе и валютный нал". Эти средства уводятся из-под уплаты налогов, и бюджет не получает значительных сумм. Налоговикам же проще найти ошибки в бухгалтерии крупных компаний и начислить на них штрафы, чем заниматься ловлей мелких предпринимателей, работающих с наличными средствами.

Сохранились проблемы и в российской банковской системе. Продолжается рост просроченной кредиторской задолженности, которая, как признаёт правительство, стала своеобразным способом решения задач текущей ликвидности для банков. Объем непроведенных банковских платежей составил 18 млрд. руб. и вырос по сравнению с 17 августа втрое, в том числе непоступления по вине банков в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды составили 3 млрд. рублей. При этом само правительство признает наличие "банков-мертвецов и финансовых бомжей". А Всемирный банк назвал промедление с реформированием банковской системы одной из основных причин задержки займа правительству Примакова.

Проблемы со сбором налогов ставят под сомнение полноценное исполнение бюджета на нынешний год. А это ставит под сомнение все планы по повышению зарплаты бюджетникам, повышение пенсий, инвестиции в промышленность и т.д. Первый заместитель председатель правительства Валентина Матвиенко, курирующая социальную сферу признала, что инфляция в текущем году, вероятнее всего, составит около 50%. Несколько более пессимистические прогнозы сделал Егор Гайдар. По его оценкам, инфляция в нынешнем году составит 60-80%. А обесценивание рубля означает, что России будет еще труднее выполнять свои внешние обязательства каждый доллар будет обходится дороже и дороже.

Нельзя не признать, что большинство проблем, с которыми сталкивалось правительство в прошлом году, по-прежнему далеки от своего решения. Но внешние обстоятельства выплата долгов все более и более вынуждают правительство действовать. Примаков, по мнению экспертов, сделает все, чтобы выплатить проценты по еврооблигациям, а также по кредитам МВФ и Всемирного банка. Правительству придется изыскивать деньги, проводить перемены в экономике. А действия правительства волей-неволей будут разрушать то политическое равновесие, которое правительству Примакова удавалось поддерживать в последнее время.

АНВАР АМИРОВ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4267, 29 апреля 1999 г.


    ....