ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Нефтяные сепаратисты

Оренбург угрожает выходом
из федеративного договора

Проект объединения разрозненных объектов российской нефтяной промышленности, находящихся в государственной собственности, в единую Государственную нефтяную компанию (ГНК) по-прежнему встречает ожесточенное сопротивление во властных структурах центра и регионов. Вдобавок к частным нефтяным корпорациям, которых не устраивает появление мощного конкурента в лице ГНК, ее создание противоречит интересам нынешних "покровителей" относительно мелких государственных компаний, подлежащих объединению. Зачинщиками "нефтяного бунта" выступили власти Белоруссии, контролирующие 11% акций компании "Славнефть", и руководство Оренбургской области, на территории которой работает компания ОНАКО.

Если белорусы грозят Москве осложнениями в межгосударственных отношениях и пересмотром результатов приватизации собственной нефтяной промышленности (что означает вывод Мозырского нефтеперерабатывающего завода из состава "Славнефти"), то оренбуржцы высказались еще более резко. Как заявил губернатор Владимир Елагин, если ОНАКО будет включена в состав ГНК, то область перестанет содержать федеральные структуры на своей территории. Председатель областного законодательного собрания Виктор Нефедов предупредил, что Оренбургская область в этом случае может в одностороннем порядке расторгнуть федеративный договор. Это означает, что Федерацию готов покинуть один из ее субъектов. Угроза распада РФ, таким образом, родилась не из вполне понятного сепаратизма "национальных окраин", а из соображений экономической выгоды. Довольно зловещее значение в этом контексте приобрели слова президента Ельцина, предложившего за неделю до этого губернаторам и президентам республик во составе РФ пересмотреть договоры о разграничении полномочий между центром и регионами: "Давайте свои предложения, что бы вы хотели еще отхватить от федерального центра".

Борьба за собственность

События, связанные с борьбой за ОНАКО, лишь один из элементов очередного этапа передела собственности в регионах, старт которому дал прошлогодний финансовый кризис и последующий обвал крупных общероссийских банковских и нефтяных империй. Почувствовав слабость своих прежних конкурентов, ряд губернаторов предпринял попытки вернуть себе контроль над расположенными на "их" территории предприятиями, доставшимися "варягам" в ходе приватизации в 1992-1997 гг. Наибольший резонанс получила ситуация в Иркутской области, где администрация предъявила претензии на Ангарскую нефтехимическую компанию завод, принадлежащий нефтяной компании "Сиданко", но лишенный по вине владельцев необходимого сырья и доведенный этим практически до банкротства. После длительной борьбы с губернатором и Минтопэнерго "Сиданко" махнула на завод рукой, и сейчас его планируется включить в состав ГНК в качестве базового нефтеперерабатывающего предприятия компании на Дальнем Востоке.

По другому сценарию развернулись события в Оренбургской области. Созданная на волне приватизации компания ОНАКО сохранилась в федеральной собственности, но на практике контролировалась неформальным альянсом в составе менеджмента предприятия и областной администрации. С благословения своего земляка Виктора Черномырдина ОНАКО получила в 1994 г. серьезные налоговые льготы и сегодня является наиболее преуспевающим предприятием Оренбуржья, обеспечивает до 20% доходов областного бюджета, содержит значительную часть социальной сферы, предоставляет местным крестьянам товарные кредиты в виде горюче-смазочных материалов. Однако после двукратной смены правительства ОНАКО и область в целом лишились того надежного политического прикрытия в центре, которое им гарантировал Черномырдин. Защиты от крупнейших частных нефтяных корпораций ("ЛУКойла", ЮКОСа, "Сургутнефтегаза") ждать тоже нельзя: они готовы разве что поглотить ОНАКО, но отстаивать ее независимость перед федеральными чиновниками, как они это делают в случае с собственными дочерними предприятиями, им совершенно незачем.

Последние "сепаратистские" демарши южноуральцев это, конечно же, демонстративная акция, призванная привлечь внимание правительства к той катастрофической экономической ситуации, в которой окажется регион в случае выхода ОНАКО из-под контроля местных властей.

Существует ряд обстоятельств, позволяющих властям области надеяться на успех. Хотя передача ОНАКО в управление области (чего требует губернатор) создала бы опасный прецедент слабости правительства и разрушила бы еще не созданную ГНК, идти на открытую конфронтацию в этот политически сложный момент центр не может. Поэтому Евгений Примаков предложил уральцам компромисс: ОНАКО включается в состав ГНК, получая взамен гарантии загрузки сырьем собственного нефтеперерабатывающего завода и введение нынешних руководителей компании в состав высшего менеджмента ГНК. Налоговые платежи с операций оренбуржского подразделения ГНК также обещано оставлять в регионе.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4267, 29 апреля 1999 г.


    ....