РОССИЯ СЕГОДНЯ

 

ГЛЯДЯ ИЗ МАРЬЕВКИ

Конструкция ТНВ «Нива»

Как известно, товарищество на вере это одна из новых организационно-правовых форм сельскохозяйственного предприятия. При реорганизации ее обычно выбирают в тех хозяйствах, где есть яркий лидер, убежденный сторонник рыночных отношений.

Учредители ТНВ по добровольной договоренности разделяются на две группы: полные товарищи и члены-вкладчики. Последние сами отказываются от участия в управлении предприятием, передавая всю власть полным товарищам. Зато в случае неуспеха предприятия, если оно наделает множество долгов, члены-вкладчики несут материальную ответственность лишь в пределах своего вклада, а полные товарищи отвечают своим личным имуществом.

Если помнить, что основная цель глубинного реформирования села создание класса эффективных собственников, то станет понятно, что трудно найти более удачную для выполнения этой цели форму организации предприятия.

Как же управляется конкретное ТНВ "Нива"?

При его образовании полных товарищей было семеро. Сейчас осталось двое. Один из них сам Михеев. На вопрос, не мало ли, Михеев ответил: "Достаточно". И пояснил:

Кое-кто за пять лет ушел на пенсию. С остальными не сошлись взглядами. Не будем вникать в причины, хотя они есть.

Сказано было с металлом в голосе, так четко и твердо, что моя дальнейшая настойчивость выглядела бы бестактностью и явно бы ни к чему не привела. Одно приходило в голову: в ТНВ роль руководителя столь велика, что ему по большей части единолично, на свой страх и риск, приходится решать многие вопросы жизни предприятия. Главное, чтоб работало успешно и прибыльно. И сколько нужно для данного ТНВ полных товарищей ему решать.

Далее момент, который может показаться и вовсе щекотливым. Руководители ТНВ, как правило, не скрывают, что имеют намерение увеличить свою долю участия в предприятии и, как правило, добиваются этого. Ведь руководителю нетрудно поставить дело так, чтобы именно ему продавали свои паи те из членов предприятия, кто пожелает из него выйти.

Так вот, лично Евгению Константиновичу Михееву сегодня принадлежит 41% собственности ТНВ "Нива". Если же брать только полных товарищей, то здесь доля Михеева 94,5%, а доля его коллеги 5,5%.

Теперь еще один немаловажный момент. Юридически подкованные руководители хозяйств сегодня, как правило, объединяют перерабатывающие цехи и создают отдельное дочернее предприятие. Дело в том, что наше славное законодательство пестрит дырами во многих важнейших моментах правовой обеспеченности сельхозпроизводства, а в других случаях регламентирует каждый чих. К примеру, законодатель строго определил, что если в продукции, выпускаемой предприятием, сельхозпродукция составляет не менее 70%, то таковое предприятие есть сельскохозяйственное, а потому пользуется некоторыми налоговыми льготами. Если же хоть на один процент меньше, то о льготах позабудь. При этом есть немало споров при определении, что к оной сельхозпродукции относится, а что никоим образом. Зерно, мясо тут спора нет, мука из своего зерна тоже проходит. А вот хлеб и колбаса уже считается промышленной продукцией и облагается соответственно.

В общем, при толковом разделе и переделе появляется возможность все, за что можно заплатить по льготному тарифу, отнести к деятельности одного предприятия. А уж что от полномасштабных выплат в казну никоим способом не уберешь другого. Скажите: химичат сельхозники? Ничего подобного! У них это там, где рынок давно вошел в практику, норма жизни. На то и существуют льготы, чтоб ими пользоваться.

Однако не стану развивать эту тему. Для нас важен другой момент. Конкретнее то, что во главе дочернего предприятия "Ивы" Михеев поставил не кого-нибудь, а собственную жену. И никоим образом не считает нужным этот факт скрывать. По всем статьям она на эту должность годится: имеет соответствующее образование, 15 лет проработала замом директора консервного завода, 10 лет зампредом райисполкома.

Причину столь близкого родства с дочерним предприятием Михеев объясняет с подкупающей простотой:

Нет у меня теперь лишней головной боли. Не надо контролировать каждый шаг переработчиков. Точно знаю, что здесь у меня ничего не украдут.

Совковые привычки, от которых никуда нам не уйти, заставляют в этом случае невольно поморщиться: и сам владеет чуть не половиной хозяйства да еще семейственность развел.

Но если мыслить категориями, к которым мы с трудом привыкаем, то что же во всем этом дурного? Паи односельчан покупал Михеев на собственные кровные трудовые денежки, и здесь, сколько ни придирайся (а к нему уже не раз придирались щупали и так и этак), нет никакого криминала и в помине. Да и почему человеку, который по сути единолично управляет предприятием, и управляет мастерски, не должна принадлежать значительная часть собственности хозяйства? Можно не сомневаться, что в этой ситуации он станет еще более рачительным хозяином, что она положительно скажется на эффективности работы предприятия.

То же и про жену. Кому настоящий хозяин поручит развивать и оберегать ту отрасль производства, которая приносит главный доход? Человеку, которому полностью доверяет, или прохожему молодцу? Думаю, вопрос риторический.

Вообще в нашем мышлении иногда обнаруживается чудной сдвиг по фазе. Реформу проводили, чтобы получить эффективного собственника. Вышла редкая удача получили. А потом ждем от него, что будет поступать правильно по совковым меркам...

Про то, что ТНВ "Нива" добилась результатов, о которых огромное большинство сельхозпредпритий только мечтает, работает в режиме расширенного воспроизводства, сказано было уже предостаточно. Теперь поставим важнейший вопрос: а как это отражается на доходах его рядовых тружеников?

Самым непосредственным образом. Средний заработок на предприятии 600 руб. в месяц, выплачивается регулярно, без задержек. Конечно, у Михеева есть возможность отстегивать трудягам и пощедрее, но тогда не хватило бы на то, чтобы строиться, преумножать добро, то есть обеспечивать этим же трудягам не только хлеб насущный на день нынешний, но и светлое будущее. К тому же 600 рублей для села сумма немалая, особенно если у многих соседей денег не платят годами. Да ведь и то надо взять в расчет, что средний заработок и получает средний работник. А тот, кто проявляет радение и смекалку, у того заработок переваливает за миллион, да плюс еще всякие натуральные выплаты, да плюс набор продуктов и услуг за аренду земельной доли. У работящей семьи сумма получается немалая. Ведь на селе картошку, овощи, молоко, мясо, яйца и так далее не покупают все это дает личное подсобное хозяйство.

Словом, работники "Нивы" по сравнению с соседями выглядят если не богачами, то, во всяком случае, людьми зажиточными. И одно это уже оправдывает все труды и все неординарные решения Евгения Константиновича Михеева. А ведь главное "Нива" выдает на продовольственный рынок страны сотни тонн зерна, хлеба, муки и той же недоступной прежде народным массам колбасы.

Михеев, рассуждая о том, как "Ниве" удалось выбраться в десяток лучших хозяйств Нижегородской области, упор делает на самое существенное:

     Многое получается именно благодаря тому, что мы выбрали ТНВ. Обеспечивается полная свобода рук. Появляется возможность организовать производство наиболее рационально. А для меня, если не добиваюсь рациональности нож острый. У меня такой стиль мышления, что все просчитываю. Ночь спать не буду, если какие-то параметры не сходятся. Вот приведу в соответствие, тогда успокаиваюсь... ТНВ задает динамичный темп жизни, открывает большие возможности. Мы их пока далеко еще в полной мере не используем.

К началу статьи ||| Предыдущая часть статьи ||| Заключительная часть статьи

ИГОРЬ ДУЭЛЬ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4268, 06 мая 1999 г.
N 4269, 13 мая 1999 г.

[7 / 8]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....