МИР ИСКУССТВА

 

В тридевятом царстве,
в тридесятом государстве

«Народы Сибири: от Амура до северных земель» так называется выставка, открывшаяся 7 апреля в парижском парке Ла Вилетт. В четырех небольших залах павильона Делуврье представлены фотографии, сделанные французским фотографом Клодиной Дури во время ее путешествий по Сибири, которые начались в 1996 г. в рамках проекта «Дорога индейцев». Целью проекта было рассказать европейской публике о землях, чья удаленность обозначается выражением «на краю света», о народах, чей быт, культура и обычаи среднему европейцу неизвестны и потому окутаны смутными фантастическими представлениями. Это «исчезающие» народы Сибири: 34 тыс. ненцев, около трех тысяч ульчей, 12 тыс. нанайцев, 9 тыс. коряков... Фотографии Клодины Дури попытка рассказать о том, как живут эти «исчезающие» люди, приоткрыть европейскому зрителю мир, где связь человека с природой и противостояние ей выступает во всей своей очевидности.

В первом зале на зрителя как будто вееет арктическим холодом. Подчеркнутая графичность черно-белых фотографий, запечатлевших огромные заснеженные пространства: тонкая, будто прочерченная тушью, линия горизонта, маленькие неуклюжие фигурки людей. Это работы, посвященные ненцам. Фотографии, сделанные на Крайнем Севере, где живут эвенки, коряки и чукчи, сдержанно-выразительны. Человек в них как бы «играет в прятки» со зрителем: люди то выступают на первый план, то теряются в снежной пурге, становясь почти неразличимыми точками в пространстве.

Дальше, однако, становится «теплее» теперь в объективе берега Амура и живущие там буряты, ульчи и нанайцы. Клодине Дури принадлежит честь быть западным «первопроходцем» этих земель: именно по ее фотографиям в Европе начали узнавать Приамурье и Сахалин. В этом зале совсем другая природа, не менее дикая и все же более милостивая. Чувствуется дыхание реки, деревьев, и пространство уже не кажется таким жестоким и равнодушным. На выставке представлены и портреты народов Севера в своих национальных костюмах, причем «национальный колорит» лишен лубочности.

Помимо фотографий, на выставке можно увидеть и предметы прикладного искусства, предоставленные санкт-петербургским Этнографическим музеем. Их немного, но эти вещицы здесь чрезвычайно уместны, они сообщают экспозиции особое обаяние: простое, наивное искусство «диких народов» хранит в себе какую-то подлинность, цельность переживания. Костяные божки-амулеты, яркие и красочные сцены охоты, изображенные на бивнях моржа, коллекция деревянных и костяных защитных очков с узкими прорезями для глаз все эти мелочи позволяют взглянуть «изнутри» на холодный мир Крайнего Севера.

Выставка продлится все лето, до 29 августа.

МАРИАННА ЯСЕМЧИК

Париж

© "Русская мысль", Париж,
N 4268, 06 мая 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....