СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
События в Югославии и военная акция НАТО важны не только по своим краткосрочным, но и по долгосрочным последствиям. И не только для всего региона и Европы в целом, но и для будущего России. Опасность состоит в том, что в нашей стране даже после окончания югославского кризиса будут и дальше развиваться запущенные в эти драматические дни марта-апреля 1999 г. опаснейшие психологические процессы и выполняться принятые под влиянием момента опаснейшие политико-административные решения. Произошло стремительное оживление темных инстинктов прошлого как будто не было последних десяти с лишним лет либерализации и свободы.
С особой остротой косовский кризис поставил вопрос об убеждениях и настроениях российской молодежи, особенно накануне выборов. Совсем недавно предполагалось, что молодежь это резерв демократических и реформаторских партий и что вся проблема лишь в том, как добиться максимально возможной явки молодых людей на избирательные участки. Но кадры телехроники и газетные фотографии показывают иную картину. На акции протеста, часто носившие хулиганский характер, на пункты записи "добровольцев" пришла не только вполне определенная часть молодежи, но и "приличные" недавние служащие банков и бирж, вроде бы образованные и умеющие анализировать ситуацию в стране и мире и отвечать за свои поступки студенты. В одном из московских вузов, славящихся своей либеральностью, "в знак протеста" против акции НАТО студенты отказались посещать занятия по американистике. С бездумной легкостью они поддались общей истерии и с перевернутыми лицами стали записываться в добровольцы, чтобы ехать защищать...
Но кого и что? Этот вопрос они себе так и не задали. Не сумели задать. И мы должны спросить себя: почему так много молодежи вместо того, чтобы спокойно работать у себя на родине, оказались готовы ехать в чужую страну убивать других людей и умирать самим ради человека, который довел свою страну до полного разорения и подставил свой народ под бомбы только ради сохранения своей власти? При этом они проявляют полное равнодушие к своей жизни и судьбе, к судьбе своих близких. Части из них, вероятно, кажется, что они взрослые, что они принимают "мужественное и ответственное решение", что они "помогают слабым". Они бравируют этой "взрослостью" а на самом деле перед нами демонстрация вопиющего инфантилизма, неумения разобраться в политической ситуации, эгоцентризма и равнодушия. Некоторым кажется, что они едут защищать свободу от "американского диктата". Но им не приходит в голову простая мысль возможно, в этом виноваты СМИ, развернувшие в первые недели фактическую кампанию в поддержку Милошевича, не проводя никакой грани между его личными интересами и интересами сербского народа, что они едут не защищать свободу народа, а навязывать ему и дальше власть одного из самых мрачных диктаторов ХХ века. И вряд ли сербы поблагодарят их за это. Не говоря уже о том, что не дай Бог! возможная гибель кого-то из российских добровольцев могла бы стать той искрой, от которой сгорит весь мир, включая и Россию. Что они, сами того не сознавая, могут перенести в Россию бациллы межэтнической ненависти и гражданской войны, которые погубят ее окончательно.
Конечно, на решение многих повлияла и собсвенная социальная неустроенность. Они смотрят на поездку в Югославию как на возможность найти себе применение и заработать хоть немного денег, чего они лишены у себя на родине. Вероятно, почти никто из нынешних молодых ребят не видел довольно многочисленных репортажей из Югославии во время совсем недавней боснийской войны. Туда поехали воевать их предшественники. Многие либо погибли, либо оказались выброшенными и ненужными как в России, так в Сербии.
О. Сергий Булгаков писал, что Россия поднимется тогда, когда народится новое поколение молодых людей образованных, с русским сердцем, просвещенной в христианском смысле душой и мужественной волей. И мы надеялись, что такое поколение растет, что вот-вот дадут результаты отсутствие цензуры, многовариантность системы образования и гуманизация его содержания. Но реальность оказалась во многом иной. Значительная часть молодого поколения, воспитанного в конце 80-х начале 90-х, легко и просто откликнулась на застарелые мифы и восприняла психологию вражды. Она оказалась абсолютно внутренне не подготовленной к защите свободы. Люди, выросшие и сформировавшиеся в более свободных условиях, чем их предшественники студенты 70-80-х гг., не почувствовали ценности и не осознали цену свободы, сознательно стали отдавать предпочтение несвободе. События марта-апреля только рельефнее высветили эту проблему. И если на первомайских митингах коммунистов мы видим в основном людей старшего поколения, то все больше молодых лиц встречается среди радикалов.
СЕРГЕЙ РОМАНЕНКО
P.S. Эта статья написана в порядке постановки проблемы, которая, по моему мнению, имеет большое значение для нашего будущего. Я не предлагаю никаких рецептов это должно стать результатом обсуждения психологов, социологов, историков, этнологов, конфликтологов.
С.Р.
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4269, 13 мая 1999 г.
|
|