КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО |
Владимир Константинович Егоров родился в городе Канаше Чувашской АССР. Его дед был священником, мать учительницей словесности. Окончил историко-филологический факультет Казанского университета, работал в ЦК КПСС, помощником президента СССР М.С.Горбачева по вопросам культуры и религии, главным научным сотрудником аналитического центра при Госкомитете по науке. В 1996 г. назначен директором Российской государственной библиотеки. С 30 сентября 1998 г. министр культуры.
Владимир Константинович, что вам уже удалось сделать за первые полгода вашей работы?
За полгода я не мог успеть многое изменить. Говорить, что надо начинать с нуля, было бы несправедливо. В министерстве культуры много профессионалов высокого класса, которые работали и работают заинтересованно. Другое дело, что высокая репутация русской культуры требует от министерства бульших полномочий и бульших возможностей.
Вы как-то сказали, что государство задолжало культуре три миллиарда рублей. Есть ли какая-то надежда получить эти деньги?
Из этого долга мы уже получили 300 миллионов. Они пойдут на поддержание Российской государственной и Российской национальной библиотек (бывшие "Ленинская" и "Салтыковская"), пушкинских мест в Нижегородской области и Санкт-Петербурге, Кирилло-Белозерского монастыря и Русского музея. Конечно, культура не может жить без поддержки государства. Но нельзя сводить все к проблемам кошелька это похоже на желание списать на объективные трудности неумение определить приоритеты в работе. Бюджет министерства культуры должен быть прозрачным: должно быть известно, куда направлены средства, кто и сколько получил. Необходимо искать возможности получать деньги помимо бюджетных. Мы должны вносить поправки в действующие законы, лоббировать новые законодательные акты, и не только федеральные, но и субъектов Федерации. Необходимо получать инвестиции из российских коммерческих структур и зарубежные. Вкладывать в культуру деньги должно быть престижно и материально выгодно. А чтобы поступающие средства не разворовывались, необходимо принять соответствующий закон.
Я, например, отношусь к горячим сторонникам закона о меценатстве и его налогообложении, который находится на обсуждении в комитете по культуре Государственной Думы.
Как вы относитесь к закону о создании Высшего совета по нравственности? Не является ли это реставрацией цензуры в России?
Я категорический противник идеологической и политической цензуры. Конституция предусматривает право человека на информацию. В проекте закона речь идет не о цензуре. Дума, Совет Федерации и многие крупнейшие деятели культуры, демократичные по убеждениям и свободные в своем творчестве, поддержали этот закон. Сейчас он направлен на рассмотрение президенту. Я вижу уязвимость закона в том, что в его основу положен принцип морали, достаточно сложный и субъективный. Многие мои коллеги и журналисты не сходятся в оценках "нравственно безнравственно". Нравственно ли скрывать информацию от населения по тому или иному вопросу политической или экономической жизни? Стоит ли обнародовать, что стоит за тем или иным кандидатом в депутаты? Фиксировать ли внимание населения на катастрофах или, с точки зрения нравственного здоровья нации, лучше акцентировать достижения? Меня, например, многое не устраивает на экране нашего телевидения, но нельзя ограничивать право гражданина на получение разной и всесторонней информации.
И, наоборот, отсутствует регулярная информация о том, что происходит в России: у нас 89 субъектов Федерации, десятки народов с оригинальными культурами, которые имеют право на общероссийское звучание. Постоянно освещаются только те культурные события, которые происходят "в пределах Садового кольца". В данном случае тоже недостаточно работает моральная категория. Нет, пока я не могу назвать себя сторонником этого законопроекта, но понимаю, почему он появился.
В Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, под руководством генерального директора Федерико Майора прошло совещание по проблеме реставрации Большого театра. Как сегодня обстоит дело с проектом реставрации Большого, Эрмитажа и бывшей Ленинской библиотеки?
Работы в Эрмитаже (строительство вспомогательных помещений) выполнены уже на 70%. Вскоре можно будет приступить к основным реставрационным работам. Мы только что встречались с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и рассматривали проект освоения новых помещений. Есть идея передать Эрмитажу помещения бывшего Генерального штаба. Новая область развитие международного культурного туризма, в связи с чем предполагается строительство большого гостиничного комплекса.
Уже идет работа по тендеру реставрационных работ Большого театра. Нас радует, что участвуют не только зарубежные, но и российские фирмы, которые предложили вполне конкурентоспособные проекты. Выиграет тот проект, который предложит не только интересные инженерные решения, но и способы их осуществления.
Как московские меломаны и коллектив Большого театра будут пережидать время длительной реставрации?
Рядом с театром московские строители возводят здание филиала. Строительство ведется на уровне мировых стандартов и уже почти завершено. Оперная и балетная труппа с января 2000 г. начнут обживать это помещение, затем в зал (он немного меньше старого) придет публика. Размеры сцены и всех репетиционных помещений такие же, как в Большом.
Вы два года работали директором Российской государственной библиотеки. Что-то улучшилось в ее состоянии, которое было катастрофическим?
Главное сейчас полностью укрепить здание, модернизировать и герметизировать хранилище, в котором находятся 25 млн. единиц хранения (из 42 миллионов, которыми располагает эта крупнейшая библиотека Европы). Для хранения книг важен не только температурно-влажностный режим; необходимо предупредить, как деликатно выражаются музейщики и библиотекари, "несанкционированный вынос объектов хранения", т.е. воровство книг и документов. Идут проектные работы и сооружение инженерного корпуса, который будет обеспечивать энергией и теплом книжное хранилище. В конце 2000 г. библиотека будет в основном полностью модернизирована. Увы, из-за отсутствия средств в бюджете без движения остаются строительство и реставрация основных корпусов.
Но, если вы сейчас придете в библиотеку, вы увидите: она функционирует. Еще три года назад был сокращенный режим работы, теперь полный рабочий день. Библиотека ведет обработку книг в автоматизированном режиме, идет (медленней, чем хотелось бы) внедрение новых информационных технологий. Введен новый электронный каталог библиотеки.
Реконструированный Лувр, перестроенный в музей вокзал Орсе, новое здание Национальной библиотеки возможно ли у нас использовать французский опыт? Каково участие Франции в программах реставрации?
В программах по линии ЮНЕСКО участвуют многие страны, в том числе Франция. В Париже сразу после совещания по поводу Большого театра мы поехали в оперу на пл. Бастилии и Гранд-Опера, чтобы посмотреть, что нам может пригодиться для реконструкции или строительства новых зданий. Заработала кредитная линия между Францией и Россией. Это межправительственный кредит, который был выделен при поддержке ЮНЕСКО под гарантии правительства России для реставрации РГБ. Среди строительных подрядчиков французская фирма "Кюнанс", соглашение с которой было подписано больше года назад.
Министерство культуры по-прежнему контролирует международные контакты в области культуры?
Только межгосударственные проекты. Произошло перераспределение двухсторонних контактов по другим каналам: театры взаимодействуют с театрами, города с городами, исполнители с исполнителями, организаторы фестивалей со своими коллегами.
Насколько границы, которые разделили территорию бывшего Советского Союза, мешают культурному сотрудничеству с бывшими союзными республиками?
Гораздо меньше, чем в других областях, но и в культуре мешают таможенные и финансовые барьеры. Подавляющее большинство министров культуры стран ближнего зарубежья солидарны в том, чтобы для культуры эти барьеры были сведены к минимуму. Там очень заинтересованы в русской культуре и науке. Из моего опыта работы в РГБ я знаю, каков спрос на нашу периодику, на новейшие российские издания по науке.
Министром культуры быть трудней, чем директором библиотеки?
А кому на Руси сейчас легко жить?
Беседу вела
ВИКТОРИЯ ГАНЧИКОВА
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4269, 13 мая 1999 г.
|
|