ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Когда война и мир
сменяли друг друга
со стремительной быстротой...

В Эрмитаже открылась выставка
«От войны к миру.
Россия Швеция, XVIII век»

На открытии присутствовала принцесса Кристина (госпожа Магнуссон), представлявшая королевскую семью Швеции. А президент Ельцин и король Карл XVI Густав объявили, что вернисаж проходит под их покровительством.

"Дело не в радости от высоких имен, сказал директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский. Главы наших государств тем самым подтвердили, что придают большое значение этому событию, ставшему примером того, как прочтение заново собственной истории может служить сближению народов, а не разделению (что бывает, увы, часто). Мы выбрали не тихие заводи культурных связей, а острые ситуации, где война и мир сменяли друг друга со стремительной быстротой. И когда музеи двух стран, много веков враждовавших между собой, вместе рассказывают о победах и поражениях, становится понятно, что это две стороны единого процесса, а над политическим соперничеством возвышается сродство культур и взаимное влияние".

В октябре прошлого года в Стокгольме с успехом прошли две масштабные российско-шведские выставки: "Петр Великий и Карл XII", "Екатерина Великая и Густав III". Вернисаж в Петербурге второй, заключительный этап крупного российско-шведского проекта, охватывающий все XVIII столетие и представляющий более 600 экспонатов.

Веками между Россией и Швецией шла борьба за господство на Балтийском море. Военные конфликты сменялись периодами сближений, и особенно тесные контакты установились после окончания Великой Северной войны и заключения Ништадского мира (1721), закрепившего за Россией Балтийское побережье. Пять разделов экспозиции в Эрмитаже впервые представляют панораму политической, военной истории, научных и культурных связей России и Швеции в XVIII веке: монархи и династические связи, дипломатические отношения, история двух столиц Санкт-Петербурга и Стокгольма, августейшие коллекционеры.

Буклет выставки

Открывает выставку рассказ об истории королевского дома Швеции и династии Романовых. XVIII столетие в России называют эпохой дворцовых переворотов: ни в одном государстве Европы на протяжении одного века не сменилось столько государей, как в России. Швецией в XVIII веке управляли шесть королей из Пфальц-Цвайбрюккенской, Гессен-Кассельской и Гольштейн-Готторпской династий. В Эрмитаже можно увидеть портреты русских и шведских государственных деятелей того времени они впервые представлены в России вместе.

Соперничество двух стран за балтийские берега продолжалось на протяжении всего XVIII века. Но если события Великой Северной войны (1700-1721) хорошо известны, то история двух последующих войн (1741-1743 и 1788-1790) малознакома русской публике. Потому особый интерес вызывают батальные полотна (среди них картины Иоганна-Дитриха Шульца, Луи-Жана Депре, Пера Хиллестрёма), портреты военачальников русской и шведской армий, карты, мундиры, снаряжение, знамена, военные трофеи.

Дипломатические контакты между Россией и Швецией, личные отношения монархов, культурные и научные связи, динамичные и насыщенные в XVIII веке, отражены в таких экспонатах, как посольские дары, письма, книги, мемориальные вещи, принадлежавшие четырем монархам, оставившим значительный след в истории своих стран Петру I и Карлу XII, Екатерине II и Густаву III. Так, в 1777 г. русская императрица подарила своему "царственному кузену" шпалеру, созданную петербургскими мастерами (она хранится сейчас в Королевском собрании Швеции), а в 1796 г., когда сын Густава III Густав IV приехал в Россию просить руки внучки императрицы великой княжны Александры Павловны, ему преподнесли чашку с его гербом, созданную на Императорском фарфоровом заводе.

Самая большая часть выставки посвящена Стокгольму и Санкт-Петербургу. В архитектурном облике Стокгольма, насчитывающего более семисот лет, и молодого Петербурга много общего, о чем свидетельствуют архитектурные чертежи, планы, рисунки, акварели, посвященные двум столицам. Здесь редкие материалы о строительстве Петербурга из различных музеев Швеции (например, акварель с видом Петербурга и Петергофа, исполненная пленным шведским офицером в 1710-х годах; три рисунка из Тессин-Хардемской коллекции, документально зафиксировавшие многие здания города 1720-1740-х годов). Впрочем, устроители выставки не ограничились одной лишь архитектурной темой и показали наиболее любопытные аспекты художественной жизни двух столиц (театры, придворные турниры, художественные мануфактуры).

Особый раздел представляет правителей России и Швеции в роли коллекционеров. Екатерина II и Густав III, монархи эпохи Просвещения, считали собирательство произведений искусства важным делом. Наибольшую часть знаменитого собрания Екатерины II, основательницы Эрмитажа, и сегодня можно видеть в залах музея. Особенно она любила резные камни, поэтому в состав выставки включены 52 камеи и инталии эпохи классической древности, Средних веков и Нового времени.

А символами выставки в Эрмитаже стали, пожалуй, два мундира Карла XII и Петра I.

Мундир Карла XII, в котором он был убит в 1718 г. в Норвегии, одна из ценнейших исторических реликвий Швеции хранится в Королевской Оружейной палате Стокгольма. Он никогда не покидал пределы Швеции. Но ради выставки в Эрмитаже было сделано исключение: с величайшими предосторожностями мундир Карла XII был доставлен в Петербург и демонстрируется сейчас неподалеку от мундира Петра I...

История соперничества и вражды двух монархов, впервые соединившаяся в музейной экспозиции, многое высветила по-новому. И не разъединила два народа, а соединила их.

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА

Санкт-Петербург

© "Русская мысль", Париж,
N 4269, 13 мая 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....