СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Хаос незаконнорожденное дитя демократии

Карачаево-Черкесия принимает у Чечни эстафету "горячих точек" Кавказа

Второй тур выборов главы Карачаево-Черкесии стал детонатором нового резкого обострения социально-политической напряженности в республике. Ресурсы диалога и примирения почти исчерпаны, и силы, способные восстановить былую стабильность, похоже, отсутствуют.

От российского федерального центра ситуацию в КЧР курирует МВД. Такая ответственность была возложена на министерство еще в апреле, когда им руководил Сергей Степашин, и сохраняется сейчас, когда пост министра перешел в Владимиру Рушайло. В КЧР, по мнению многих, МВД отрабатывает сценарий срыва выборов, который может быть востребован в декабре 1999 или в июне 2000 г. во всей России. В этом свете симптоматичным кажется назначение руководителя МВД премьер-министром, а его действия по урегулированию ситуации в республике рассматриваются через призму гораздо более общих проблем.

Как управляется в КЧР милицейское руководство? Во-первых, в республику нагнали массу омоновцев из разных российских городов, а представителем президента в КЧР назначен замминистра внутренних дел России генерал Иван Голубев. Во-вторых, Москва не поддержала ни одну из сторон конфликта и старается не давать оснований для обвинений в нечестной игре. Беспорядки и межнациональные столкновения благодаря этому пока удается предотвращать, но легитимного и всех устраивающего выхода из конфронтации не видно. Усилия добиться от Дерева и Семенова гарантий восстановления мира и законного проведения выборов серьезных результатов не приносят. Кстати, дополнительные силы МВД были введены в КЧР еще до второго тура, но срыву выборов они помешать не смогли. Подобно этому поступавшая 14-16 мая информация о снижении митинговой активности сторонников Дерева дезориентировала центр, и новый всплеск противостояния, вызванный нападением в Черкесске на представителя КЧР при президенте РФ Магомеда Каитова, одного из неудачливых кандидатов на выборах, вновь застал Москву врасплох.

Хотя отказ центра однозначно встать на сторону одного из кандидатов имеет рациональные основания, это еще не означает, что федеральные власти способны найти эффективные способы урегулирования конфликта. Пассивность Москвы в немалой степени вызвана отсутствием необходимых рычагов для преодоления противостояния. В воздухе носится (точнее, активно продвигается Деревым и его сторонниками) проект ввести в КЧР федеральное правление, но против этого резко выступают непризнанные победители выборов карачаевцы. Выбор такого сценария сопряжен с серьезными трудностями. Крайне нежелательно для центра создать еще один прецедент пересмотра результатов голосования: подобные примеры уже имели место в других регионах, но всегда рассматривались как чрезвычайные (исключение составляет лишь длящийся шестой год "избирательный марафон" во Владивостоке).

24 мая председатель российского правительства Сергей Степашин в ходе своего блиц-визита в Черкесск поручил руководство временным правительством республики председателю Народного собрания (парламента) КЧР Игорю Иванову. Такое назначение осуществлено в связи с добровольным сложением полномочий нынешнего главы КЧР Владимира Хубиева и председателя совета министров республики Анатолия Озова. Такое управление будет действовать до окончательного решения проблемы Центризбиркомом и Верховным судом России, сообщил Сергей Степашин на встрече со Станиславом Деревым, Владимиром Семеновым, лидерами общественно-политических движений и религиозных конфессий республики. Премьер-министр не исключил, что в дальнейшем будут проведены повторные выборы главы республики, поскольку "никто не имеет оснований лишить такого права жителей Карачаево-Черкесии".

Тем не менее, если компромисс между сторонниками Семенова и Дерева не будет достигнут, на повестку дня может встать угроза раскола республики через выделение черкесских и части русских земель в самостоятельный регион с перспективой присоединения к Ставропольскому краю (либо объединения с кабардинцами из соседней Кабардино-Балкарии). Напомним, что после заключения федеративного договора в марте 1992 г. Москва лишь однажды перешла на пересмотр границ, в июне того же года одобрив создание Ингушской республики. Любые попытки ревизии нынешних границ рассматриваются в Москве как "подкоп" под нынешнюю модель федеративного устройства страны. Особенно болезненным этот процесс может оказаться на Северном Кавказе, где по-прежнему не урегулирован осетино-ингушский конфликт, а в последнее время наблюдается обострение ситуации на границе Дагестана и Чечни. Наконец, следует ожидать сопротивления подобным попыткам со стороны руководителей соседних регионов, прежде всего Ставропольского края (руководители которого гораздо больше сосредоточены сейчас на проблемах обустройства границы с Чечней) и Кабардино-Балкарии республики, которая, как и Карачаево-Черкесия, объединяет этнически разнородных кабардинцев и балкарцев.

МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4271, 27 мая 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....