РОССИЯ СЕГОДНЯ

 

"У нас редко что обходится без влияния криминальных структур..."

Беседа с руководителем Екатеринбургского отделения Фонда защиты гласности (ФЗГ), начальником местного управления Госкомпечати Алексеем Пермяковым и сотрудником ФЗГ, журналистом Сергеем Плотниковым

В августе в Свердловской области пройдут выборы губернатора. Как готовятся к ним местные СМИ?

Алексей Пермяков: Кампания по выборам губернатора Свердловской области, старт которой должен быть дан в мае, фактически началась в сентябре прошлого года. Какие-то подготовительные мероприятия велись и раньше, потому что круг основных местных кандидатов был определен давным-давно и любые их шаги или заявления интерпретировались в свете предстоящих выборов.

По отношению к СМИ это проявилось, например, в том, что вдруг был изменен порядок допуска в Дом правительства Свердловской области. Примерно половине представителей СМИ, которые ранее достаточно свободно входили в это здание, было заявлено, что они не аккредитованы. Между тем, какие-то положения или правила по аккредитации у нас большая редкость. Они есть в МВД, а в органах исполнительной власти их практически нет. Причем в департаменте информации администрации губернатора Свердловской области, отказавшем журналистам в допуске, им давали достаточно прямые объяснения, типа "вы не то о губернаторе пишете".

А в средствах массовой информации началось то, что называется информационной войной. Произошло явное разделение СМИ на политические лагеря. В основном это связано с двумя фигурами действующим губернатором Эдуардом Росселем и мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким. Стали создаваться объединения СМИ. Появился холдинг под названием "Уральский рабочий". И хотя редакторы изданий, которые в него вступили: "Уральского рабочего", "Вечернего Екатеринбурга" и студии "Город" (последняя всегда была при городской администрации, а первые два независимые издания), заявляли, что их объединение не связано с политикой, в это мало верится.

Активизировались и издания другого лагеря. "Вечерние ведомости из Екатеринбурга" газета, которая практически в каждом номере дает материалы, направленные против мэра города или городской администрации.

Такого рода положение дел в СМИ нас тревожило, и на недавней конференции, которая была проведена по инициативе областной избирательной комиссии, было отмечено, что такая информационная война не сочетается с самой природой СМИ. Есть вполне конкретные статьи закона о СМИ. Ст.51 запрещает СМИ собирать сведения в пользу третьих лиц. А у нас нередко СМИ и собирают такие сведения, и распространяют их. Ст.38 того же закона гласит, что граждане имеют право на оперативное получение достоверных сведений от государственных организаций и должностных лиц.

Коль скоро кандидаты на выборные должности как правило, политики, то, согласно этой статье, граждане имеют право получать достоверную информацию об их жизни и деятельности. А когда газета работает на того или иного кандидата, она выполняет совершенно другую роль, превращается в средство манипулирования массовым сознанием. Это не обязательно делается путем сообщения недостоверных или лживых сведений. Можно сказать часть правды и утаить другую, создать благодаря этому определенный образ. Но, кроме закона о СМИ, существует избирательное законодательство, предписывающее СМИ в этот период действовать вполне определенным образом: если их учредителями являются государственные и муниципальные органы и если они получают из того или иного бюджета средства в размере не менее 15% от общего бюджета редакции, они обязаны публиковать информационные и агитационные материалы, даже если не согласны с позицией того или иного политика, и не имеют права их комментировать. То есть в избирательном законодательстве закрепляется понимание СМИ как средства манипулирования, средства достижения кандидатами победы на выборы вопиющее противоречие внутри закона.

Можно ли как-то изменить ситуацию?

А.П.: Сейчас избирательная комиссия стремится воздействовать на процесс, но радикально изменить эту ситуацию трудно, уже невозможно. Надо хотя бы попытаться сформировать какие-то более цивилизованные навыки. Когда недавно на конференции я рассказывал все это главным редакторам изданий, я видел отклик в их глазах. С другой стороны, я понимаю: они приедут с конференции, им надо деньги зарабатывать, а предвыборная компания как раз тот период, когда можно заработать деньги.

Уже сегодня многие, в том числе полномочный представитель президента здесь, считают, что грядущие выборы будут куда более противоречащими законодательству, чем петербургские. У нас уже были два убийства кандидатов в депутаты буквально накануне выборов, совершённые с периодичностью в год: сначала адвоката Степаненко, который был кандидатом в депутаты, и совсем недавно Юрия Альтшуля, одного из предводителей нашего местного казачества.

Сергей Плотников: Действительно, у нас редко обходится без влияния криминальных структур. Это специфика города. Недавно порезали шеф-редактора новостей телекомпании АТН Эдуарда Худякова в лифте собственного подъезда, у него пять ножевых ран. Он прямо связывает это со своей профессиональной деятельностью. Потом у АТН сожгли машину. Она стояла среди множества других машин перед зданием, где, кроме телекомпании, размещается предприятие "Уральские самоцветы", но только она была с символикой АТН. У машины разбили лобовое стекло, кинули туда бутылку с зажигательной смесью: салон выгорел, но пожар успели потушить.

А 1 апреля у нас произошла загадочная история с пропажей тиража "МК-Урал". В этом номере было помещено интервью с погибшим накануне Юрием Альтшулем, краткий комментарий Александра Хабарова, одного из лидеров местного отделения Социалистической партии, и выдержка-перечень преступлений по уголовному делу группы, которая имела отношение к уралмашевской преступной группировке. Юрий Альтшуль говорил в этом интервью которое состоялось за месяц до его гибели, что он знает, что его "заказали", знает, кто и за сколько. Заголовок был такой: "Меня заказала группировка, которой нет". Имелось в виду давнее высказывание губернатора Росселя о том, что в Свердловской области организованной преступности нет.

Сейчас много говорят, что решающую роль в предвыборной кампании будут играть электронные СМИ. Для вашего региона это тоже характерно?

А.П.: Не секрет, что и в столицах, и в провинции активность избирательных штабов в период выборов очень высока и почтовые ящики завалены печатной продукцией. Подписка дорога, многие люди печатные издания не выписывают, и их "прикармливают" бесплатными изданиями их у нас в городе 4-5. Не исключено, что именно в этих, ставших уже традиционными изданиях будут появляться агитационные материалы. Поэтому преуменьшать значимость печатных изданий я бы не стал.

Тем не менее роль телевидения в предвыборной борьбе будет очень велика. Телеканалов у нас 15. Политические пристрастия руководства студий и каналов не секрет ни для журналистов, ни для зрителей. Студия "41" городская, то есть близкая мэру; региональная телерадиокомпания, хотя и носит такое название, тоже городская; областное телевидение бывшее Свердловское гостелерадио, которое стало филиалом ВГТРК, считается прогубернаторским. Это явные инструменты предвыборной кампании. Есть такие, как телеканал "Авторские телевизионные новости" (АТН), позицию которых в этой борьбе нельзя определить столь однозначно. За этой телекомпанией стоят определенные финансовые круги. Примерно в той же ситуации находится наш 4-й канал, возглавляемый Игорем Мишиным. По общему мнению и специалистов, и просто наблюдателей, именно И.Мишин приложил руку к тому, что в прошлом году в Екатеринбурге была сорвана встреча руководителей трех государств. Он передал в Москву на НТВ информацию о том, с кем Э.Россель встречается, каким политическим деятелям местного масштаба руки пожимает, а они потом были показаны в кругу криминальных авторитетов. Этого оказалось достаточно.

Беседовала
КСЕНИЯ КОРНЕЕВА

Екатеринбург Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4271, 27 мая 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....