РОССИЯ СЕГОДНЯ

 

НЕДОСТРОЕННЫЙ ПАМЯТНИК ПОЗОРУ

Лежащее перед нами издание книги профессора В.В.Ткачука "Математика абитуриенту" не первое: школьники сразу оценили лучшее учебное пособие последних лет. Но не математические достоинства учебника заставляют нас писать о нем на страницах "РМ", а обстоятельства, делающие возвращение к не впервые публикующемуся тексту необходимостью, обстоятельства вовсе не научные и не книжные.

В книге В.Ткачука есть глава «Экзамен "с пристрастием"».

«Партийная команда "срезать"... даже так не звучала. Просто говорилось, что для каждой национальности процент людей этой национальности, принятых в ВУЗ, должен совпадать с процентом, который составляет в СССР численность людей этой национальности. Особо подчеркивалось, что евреев в советском обществе 0,5 %, поэтому и в ВУЗ их не должно приниматься более, чем столько. Однако евреи, Бог знает почему, так умны, что при честном приеме в иные ВУЗы их поступило бы 90% и более. С партийными поручениями тогда шутить опасались и предпочитали "регулировать" число принимаемых евреев так, чтобы оно не выходило за рамки дозволенного...

Сегодня руководят приемом в ВУЗы и осуществляют его те же самые люди, что и в годы застоя. Раз приемные экзамены проводят те же люди, что и раньше, у них будут те же убеждения (в том, кого надо брать в ВУЗы) и те же методы работы, что и раньше. Я знаю не один ВУЗ, где подавляющее большинство членов приемной комиссии обожают газету "Завтра", а евреев считают виноватыми во всех бедах России...».

Заслугам ведущего учебного заведения нашей страны в борьбе с мировым сионизмом посвящена огромная литература. Одна из последних известных нам статей о том, кто конструировал "газовые камеры для абитуриентов" и нажимал кнопки, появилась около года назад в журнале "The Mathematical Intellegencer" (А.Вершик, А.Шень, "О приеме на математические факультеты в 70-80-х гг."). В списке заправлявших ликвидацией заслуженное место, как всегда, занимает нынешний ректор МГУ.

А теперь преступления признал бывший ответственный сотрудник приемной комиссии. После этого продолжать разоблачения казалось нам излишним: зачем писать об общеизвестном, а теперь и общепризнанном? Даже к продолжавшимся антисемитским эксцессам мы относились без особого пессимизма: "эффект исполнителя". Впрочем, сообщать о том, что от дверей одного из факультетов МГУ с прежней ненавистью и грубостью отшвыривают абитуриентов-евреев, у нас не было и возможности: нужны доказательства и свидетели. А школьники, только что подвергнутые экзекуции, предпочитали молчать. Как 20, как 30 лет назад...

Один из московских журналистов позвонил в ректорат МГУ. Состоялся вполне официальный разговор. Правда, с помощником ректора, но на большее мы и не рассчитывали: осторожность Виктора Антоновича хорошо известна.

Как вы можете прокомментировать сообщение профессора Ткачука об интеллектуальном геноциде в Московском университете?

Никакого "геноцида" у нас нет и никогда не было. А что там написал Ткачук это на его совести.

Беседовать с ректором и его помощником о совести не очень хотелось. Но интервью получилось содержательным, наш собеседник успел ответить на многие злободневные вопросы: о присуждении МГУ ученой степени доктора наук Жириновскому и Зюганову, об астрологических заботах Фоменко...

Если преступления прошлого отрицаются, почему бы не продолжать их и сегодня?

В печати интервью не появилось. Зато до нас дошел свет далекой петербургской "Звезды": в N 8 за прошлый год опубликована статья известного математика А.М.Вершика "Наука и тоталитаризм". Попытки одного из авторов статьи в журнале "The Mathematical Intellegencer" обратиться в ведущие российские издания были отвергнуты категорически, с порога. Вот отрывки из его публикации в "Звезде".

«В 70-80-е гг. техника отклонения талантов, особенно в МГУ, стала весьма изощренной: специальные люди, придумывавшие задачи для приемных экзаменов, которые практически невозможно решить; специальные методы подбора групп абитуриентов, предназначенных для отклонения; особые приемы отфутболивания защитников и родителей при апелляциях... Хотелось бы составить белую книгу всех этих дел. Прошло 10 лет гласности но много ли мы услышали об этом? Функционеры и гонители науки тех лет живут рядом с нами и занимают те же посты, а подчас посты и повыше... Нынешний ректор МГУ (тогда активный партфункционер в МГУ) и многие другие тогдашние активисты выполнения указаний партии по кадровым вопросам всех их, видимо, это сейчас не волнует они занимают видные посты и занимаются "строительством" новой России: страх разоблачений прошел, признаваться не в чем и незачем...

Впрочем, были и благородные люди, которые не побоялись поднять голос в своих институтах и университетах против этих мерзостей. С.П.Меркурьев покойный ректор Ленинградского университета... Но он предупредил, что вряд ли я найду желающих профессионально заняться таким исследованием: люди продолжают бояться начальников тех лет, оставшихся в силе и сейчас; и он был прав, как я убедился вскоре: сохранившие власть и слегка "перестроившиеся" коммунисты тех лет сумели запугать нескольких порядочных историков, к которым я обратился. Боюсь, что момент и возможности уже упущены. Видимо, историей уничтожения науки займутся исследователи ХХI века».

В этом году мы получили наконец неопровержимые доказательства продолжающихся в МГУ приемных погромов. И можем назвать не поступившуюся убеждениями часть еще недавно столь единого целого: факультет вычислительной математики и кибернетики.

Но самое страшное не в несгибаемых борцах-энтузиастах с ВМК. Запуганные порядочные историки. Избитые евреи, боящиеся говорить о происшедшем... Быть может, это самая печальная из нерадостных реальностей сегодняшней нашей России.

ВАЛЕРИЙ СЕНДЕРОВ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4271, 27 мая 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....