СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЪЕЗДЕ

(См. также отчет о съезде:
Александр Водолазов.
"Правое дело" выходит на финишную прямую.
)

Егор Гайдар:
"Формирование правительства нельзя превращать в фарс"

"Многие пункты нашей объединительной платформы - общие для многих партий и движений центристской, демократической ориентации. Чем от них отличается "Правое дело"?

Первое: только "Правое дело" способно завтра при необходимости сформировать сильное дееспособное правительство, которое может эту программу выполнять.

Второе: достаточно несложно написать набор красивых тезисов. Только у "Правого дела" под этими тезисами подложена большая законодательная программа (налоговая реформа, законодательство о труде, пакет социальных законов, Земельный кодекс, реформа бюджетных отношений и т.д.).

Именно об этом я собирался говорить сегодня. Но события последних дней вынуждают меня изменить тему выступления.

Чуть больше месяца назад мы обсуждали нашу объединительную платформу. Тогда мы стояли перед угрозой ползучего красного реванша. За это время ситуация радикально изменилась.

Борис Николаевич Ельцин еще раз подтвердил, что он остается очень сильным политическим тактиком, и за двадцать дней переломил ситуацию в свою пользу. К сожалению, точно так же мы видим (как мы это видели в 91-м, 93-м, 96-м годах), что Борис Николаевич может не только выигрывать в сложных кризисных ситуациях. Он восхитительно умеет проигрывать сразу после того, как победил.

В этом зале собрались люди, которые поддерживали Ельцина в очень сложных кризисных ситуациях. На самом деле мы его поддерживали не потому, что мы к нему лояльны лично. Не потому, что мы его любим. Мы его поддерживали потому, что он первый в истории России свободно избранный президент, потому что с ним связана попытка прорыва России к свободе и демократии.

За это время у Бориса Николаевича было время убедиться в том, как легко продаются и продают лакеи, было время убедиться в том, что ничто не заменит принципиальную поддержку, которая базируется на убеждениях, а не на личной преданности.

Сегодня я убежден, что те, кто собрался здесь, и те, кто стоял за нами, кто поддерживал Ельцина как демократически избранного президента, имеют право и серьезные основания обратиться к своему президенту: "Уважаемый Борис Николаевич, нельзя делать из правительства фарс. Мы абсолютно не убеждены, что оно будет вести правильную политику. Но вы сами назначили Степашина, вы внесли в Думу его кандидатуру, она получила поддержку. Нельзя завоевать доверие демократии в России, если всем будет понятно, что правительство ничем не управляет, что за его спиной стоят кукловоды.

То, что происходит в последние дни, дискредитирует российскую демократию в мире и, что особенно важно, дискредитирует российскую демократию в России. Мы слишком дорого за нее заплатили, чтобы вот так легко разбрасываться доверием к демократическим институтам".

Сергей Ковалев:
"Добросовестность, открытость - прежде всего"

Что это такое - либеральные ценности? Думаю, что это прежде всего добросовестность, открытость и прозрачность всего, что мы считаем нужным предложить нашим избирателям.

Открытость и прозрачность - это и есть основы либеральных ценностей, нового политического мышления, о котором говорили Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел, Андрей Сахаров. Насколько эти ценности приложимы к нам, воплощающим их в нашем больном обществе?

Как и Борис Ефимович Немцов, я хорошо знаю Степашина. Не надо говорить об этом человеке, что он воплощает русскую офицерскую честь. Это не так. И все мы это знаем. Человек, который энергично организовывал чеченскую кампанию, не есть воплощение офицерской чести. Степашин исполнителен и послушен, и поэтому удобен для высшей власти. Представления его ничтожны, черты характера - тоже. Зачем же мы здесь объясняем, какой он светлый и замечательный демократ?

Если мы ввязываемся в игру за то, чтобы занимать за спиной Степашина некое влиятельное место, мы должны спокойно относиться и к возможности проигрыша. Поэтому пафос обращения к президенту, который сделал верный шаг, заменив Примакова на Степашина, но теперь делает неверные шаги, не позволяя тому воспользоваться этой заменой, - ложный пафос.

Я прекрасно понимаю, что Степашин нисколько не хуже Примакова, может быть, даже чем-то лучше. Но это фигуры одного порядка. Это всё результаты обкомовских подковерных, закулисных кадровых интриг. Наше ли с вами дело играть в эти игры и поддерживать ту или иную сторону?

Борис Григорьевич Федоров совершенно правильно призывал к тому, чтобы мы обсуждали не наши разногласия, а перспективы предвыборной борьбы. Мне кажется, что я и говорю в плане именно этих перспектив. Ведь избиратель не дурак. Если уважаемая коалиция, независимо от результатов интриг, соблюдает сама точно и откровенно эти самые прозрачность и открытость, то и успех ее, по-моему, будет бульшим.

То же самое относится и к отношениям с "Яблоком". Я понимаю, что Григорий Алексеевич Явлинский был и остается инициатором существенных расколов в демократическом движении. Важно, чтобы избиратели, требуя от своих демократических лидеров объединения, которое просто необходимо, говорили: объединяйтесь, иначе мы не станем за вас голосовать. Давайте сделаем так, чтобы "Яблоко", не желающее объединяться, теряло голоса. Это должно быть достойной избирательной тактикой.

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4272, 03.06.99 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»:
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....