СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
В начале лета в низовьях Енисея гремели взрывы. Военные вели бомбардировки ледяных заторов, которые, перекрыв русло реки, угрожали гигантским наводнением. По счастью, катастрофы, подобной той, что случилась в прошлом году в Якутии, удалось избежать, хотя часть поселков в низовье реки все же затопило.
Много выше по течению реки, в Красноярске продолжались другие бои, без взрывов, но не менее напряженные и масштабные.
Когда в середине февраля в Красноярский край прибыла следственная бригада МВД во главе с заместителем министра Владимиром Колесниковым, многим показалось, что это та самая ударная сила, которая должна изменить расстановку сил в крае. Уж очень много писали газеты о неких связях с уголовным миром одного из ведущих предпринимателей области Анатолия Быкова, который к тому же был главным критиком губернатора Лебедя. На памяти была схожая ситуация в Кемеровской области, где следственная бригада, а затем и суд отстранили от власти мэра Ленинска-Кузнецкого Геннадия Коняхина. Тем более что уже в начале апреля генерал Колесников заявил на пресс-конференции, что против председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) Анатолия Быкова возбуждено уголовное дело. В конце апреля президент Ельцин дал указание председателю правительства Примакову, а также руководителям МВД, ФСБ, Минюста и Генеральной прокуратуры укрепить правоохранительные органы края и доложить результаты комплексной проверки по фактам коррупции и экономических преступлений в Красноярском крае.
Ряд руководителей края действительно сменили. По словам замминистра внутренних дел Колесникова, следственной группой был раскрыт целый ряд экономических преступлений, ущерб по которым составил свыше 10 млрдю рублей. Кроме того, было арестовано девять руководителей, в числе которых оказались бывший генеральный директор ОАО "Красуголь" и глава администрации одного из районов края. Следственная бригада раскрыла серию убийств предпринимателей, произошедших в период передела собственности.
Что же касается Анатолия Быкова, то оказалось, что обвинение ему не предъявлялось. Но у следствия, по словам Колесникова, есть вопросы к Быкову. Вероятно, речь идет о 20-процентном государственном пакете КрАЗа, который без проведения конкурса был передан по номинальной стоимости красноярскому банку "Металэкс", а затем попал под контроль компании "Танако", созданной Быковым. Сам же Быков продолжает находится за рубежом, где, как сообщают его доверенные лица, он проходит курс лечения.
Между тем, следственная бригада начинала проверку еще одного промышленного гиганта края РАО "Норильский никель". А далее в планах следователей проверки во владениях Лебедя-младшего, в Хакасии, где на очереди АО "Хакасуголь" и Саянский алюминиевый завод.
Передела собственности в крае, который предсказывали многие наблюдатели после предъявления обвинения Анатолию Быкову, пока не произошло. На прошедшем недавно собрании акционеров Быков был вновь избран (заочно) председателем Совета директоров алюминиевого завода. Свое влияние на заводе потерял банк "Российский кредит" его представитель не вошел в совет директоров. А вот "Trans World Group" напротив сохранила свое присутствие. В совет директоров избран один из братьев Черных Давид, а также еще один представитель TWG Дмитрий Босов. Любопытно, что после отставки правительства Примакова имя Босова в прессе называлось в числе возможных кандидатов в заместители руководителя администрации президента. По некоторым данным, позиции Быкова на КрАЗе остались стабильными, так как акционерам удалось договорится о распределении доходов от толлинга и прямой торговли алюминием.
Впрочем, определенный передел собственности в крае все-таки идет. И идет он в пользу группы Анатолия Быкова. В июне состоялось собрание акционеров АО "Красноярская ГЭС". Оно приняло решения об увеличении уставного капитала общества, а также о том, что акционеры ГЭС в течение года не будут иметь преимущественного права покупки акций. Основанием для проведения эмиссии называется необходимость привлечения средств для реконструкции станции.
Вторая по величине в стране и шестая в мире ГЭС уже сейчас находится под контролем группы "Танако". "Танако" обрела контроль над станцией после того, как в 1997 г. "Красноярскэнерго" продало ей 28% ГЭС. Доля региональной компании "Красноярскэнерго", которую контролирует РАО "ЕЭС России", сейчас составляет только 23%. Если дополнительная эмиссия осуществится, то доля "Красноярскэнерго" может еще больше сократиться, и компания окончательно потеряет контроль над ГЭС.
В прошлом году собрание акционеров АО "Красноярская ГЭС" уже принимало решение о проведении дополнительной эмиссии. Законность этого решения оспаривали и "ЕЭС России", и администрация края, и генеральная прокуратура. Сейчас дело дошло до рассмотрения в арбитражном суде.
Против нынешней дополнительной эмиссии акций "Красноярской ГЭС" сразу же резко выступил генерал Лебедь. Он заявил, что краевая администрация обладает возможностями предотвратить новый выпуск акций. Союзником Лебедя в этом вопросе вновь может стать председатель правления "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, которому не нужны дополнительные расходы на покупку акций, а уж тем более полная потеря контроля над ГЭС.
Масштабы Красноярского края таковы, что губернатору Лебедю приходится вести борьбу не только со своими бывшими сподвижниками Анатолием Быковым и братьями Черными, но и с правительственными чиновниками. Причиной конфликта стало решение о продаже угледобывающей компании "Красуголь".
"Красуголь" владеет 60% трех угольных разрезов края, которые являются чуть ли не самыми эффективными в стране. В настоящее время компания добывает около 30 млн. тонн угля, что составляет более четверти всего угля, потребляемого энергетиками "ЕЭС России". Красноярские угольщики снабжают топливом множество регионов страны и в случае необходимости способны увеличить добычу угля. В свое время КрАЗ попытался добиться контроля над "Красуглем", добиваясь признания его банкротом (мы уже писали об этом конфликте). Сейчас судебная процедура банкротства прекращена, так как компания погасила долги кредиторам.
Поскольку уголь в Красноярском крае добывается открытым способом, его себестоимость много меньше, чем у угля, добытого в шахтах. Нерентабельные шахты нужно закрывать, а шахтерам необходимо предоставить новую работу. Денег на это у правительства нет, но средства готов предоставить Всемирный банк в рамках программы реструктуризации угольной промышленности. Однако у Всемирного банка есть свои условия предоставления кредита. Одно из них состоит в том, что российская угольная промышленность должна быть частично приватизирована так, чтобы 45% угля добывали частные компании. Чтобы выполнить условия Всемирного банка, правительство Примакова приняло решение продать в нынешнем году акции "Красугля" и "Хакасугля". Причем решением правительства продавался пакет в 75,6% акций "Красугля", что даст покупателю полный контроль над компанией. Планы приватизации предусматривают также введение на два года т.н. "золотой акции", т.е. права представителя государства отменять решения совета директоров.
Наблюдатели отмечали, что главными соперниками в борьбе за "Красуголь" могут стать КрАЗ и "ЕЭС России". Обе компании заинтересованы в том, чтобы завладеть источником сырья для энергетиков, что позволит им снизить свои производственные затраты. И, главное, по оценкам экспертов, обе компании в состоянии найти необходимые 100 млн. долл. на покупку угольной компании.
Конфликт с генералом Лебедем возник после того, как правительство определило стартовую цену компании. Министерство государственного имущества назвало стартовую цену в размере 100 млн. долларов. Губернатор Лебедь заявил, что цена занижена. По оценке краевой администрации, компания (даже с учетом больших долгов дочерних угольных разрезов) стоит в три раза больше. Лебедь заявил, что сделает все, чтобы цена компании увеличилась по крайней мере до 200 млн. долларов.
По словам заместителя губернатора края Святослава Петрушко, курирующего финансовые и экономические вопросы, если "Красуголь" будет продан по цене Мингосимущества, то Красноярскому краю не достанется ничего. 40 млн. долл. уйдут правительству России, а остальные 60 миллионов пойдут на погашение долгов "Красугля" перед бюджетом. Кстати, Петрушко хорошо знает ситуацию вокруг "Красугля": до назначения в администрацию края он представлял интересы банка "Российский кредит" в совете директоров "Танако".
Генерал Лебедь уже успел обсудить проблему "Красугля" с новым председателем правительства Сергеем Степашиным. После встречи Лебедь заявил, что удовлетворен позицией Степашина.
Между тем, некоторые экономисты считают, что если стартовая цена будет значительно повышена, как того требует генерал Лебедь, то возникнет опасность, что компания вообще не будет продана. Можно вспомнить пример нефтяной компании "Роснефть", цену на которую в прошлом году установили такую, что в итоге покупателей не нашлось. Если компания "Красуголь" не будет продана, она перейдет под контроль совета директоров. В него, по договоренности, достигнутой Лебедем в апреле еще с Примаковым, входят четыре представителя федеральной власти и четыре краевой. На минувшей неделе состоялись выборы совета, однако новый совет не сумел выбрать своего председателя. В спорных случаях его голос считается за два, что позволяет контролировать компанию. Генерал Лебедь настаивает на том, чтобы председателем компании стал представитель краевой администрации. Это даст ему возможность контролировать "Красуголь", если провалится конкурс по продаже.
Обширнейший и богатейший Красноярский край стал переплетением интересов самых крупных российских компаний. Потому здесь идут скрытые и явные экономические войны, здесь становятся видны противоречия между центром и регионами, неожиданно и ярко выявляются недостатки системы управления экономикой. От того, чем завершатся эти войны, зависит не только политическое будущее генерала Лебедя, но во многом и экономическое будущее страны.
АНВАР АМИРОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4275, 24.06.99 г.
|
|