К ПУШКИНСКОМУ ЮБИЛЕЮ |
Неиссякаемый интерес к А.С.Пушкину, его творчеству, жизненному пути породил и многочисленные изыскания о его предках и потомках. Обнаруженные во французских фондах документы вносят небольшую лепту в эти изыскания.
Младшая дочь поэта Наталья Александровна, во втором замужестве графиня Меренберг, большую часть своей жизни провела в Германии, в Висбадене, где у нее в 1871 г. родился сын Георг-Николай (Георгий Николаевич) Меренберг. Некоторые биографические сведения о нем и его детях, правнуках Пушкина, сохранились в делах французской разведки и полиции.
Граф Георг Меренберг, женатый с 1895 г. на дочери Александра II, до войны неоднократно приезжал с семьей из Висбадена погостить у своей тещи, морганатической вдовы Александра II, светлейшей княгини Екатерины Михайловны Юрьевской, (урожденной княжны Долгорукой). Но с началом Первой Мировой войны французская разведка дважды, в 1915 и 1917 гг., собирала информацию о светлейшей княгине для проверки ее благонадежности и лояльности Франции, так как муж ее дочери был немецким офицером, занимался обучением рекрутов в Висбадене, а внук находился в плену во Франции. Так возникло досье, находившееся в недрах 2-го бюро Генштаба французской армии на Екатерину Юрьевскую и потомков Пушкина, о родстве с которым в этих документах нет и намека.
Еще три досье на внука Пушкина и его детей сохранились в фонде полицейских служб МВД Франции Центральной службы выдачи удостоверений личности иностранцам и Центральной паспортной службы. Вывезенные во время Второй Мировой войны в Германию архивы этих служб, как и архивы упоминавшегося выше фонда французской разведки и полиции, были в свою очередь захвачены советской армией в качестве "трофея" и возвращены Франции только в конце 1993 начале 1994 гг.
В документах 1919-1922 гг. содержится переписка МВД Франции с префектурой департаментов Верхняя Савойя и Приморские Альпы по поводу просьб жены Георга Меренберга Ольги Александровны Юрьевской-Меренберг о разрешении поездки к матери в Ниццу, а в 1922 г. о продлении визы в связи со смертью матери в феврале того же года и разделом наследства. В 1924-1925 гг. супруги Меренберг приезжали в Ниццу с разрешения французских властей по семейным делам и для поправки здоровья. Май 1925 г. оказался последним в жизни дочери Александра II, так как по приезде в Ниццу она заболела и, возвратившись в Висбаден, вскоре умерла.
Документы конца 20-х начала 30-х годов имеют отношение уже к правнучке Пушкина (внучке Александра II) Ольге Георгиевне Меренберг, в замужестве Лорис-Меликовой.
В 1928 г. французская разведка получила секретные сведения от "надеж ного агента" о приезде Ольги Лорис-Меликовой из Парижа в Берн на лечение с предположением, что цель ее пребывания в Швейцарии иная. "Надежный агент" сообщает и некоторые подробности о чете Лорис-Меликовых. К разведдонесению приложена и фотография супружеской четы.
В 1933 г. Ольга Георгиевна Лорис-Меликова обратилась к французским властям с просьбой разрешить ей постоянное проживание во Франции. Ее письмо, переписка парижской префектуры с МВД Франции, а также сведения за 1937 г. позволяют утверждать, что правнучка Пушкина жила до августа 1923 г. в Висбадене (9, Полиненштрассе), а после замужества вплоть до Второй Мировой войны в Париже, где у нее в 1926 г. родился сын. Но только 14 мая 1934 г. Ольга Георгиевна получила официальное разрешение на постоянное жительство во Франции.
Нигде в литературе о потомках Пушкина не обращается внимание еще на один любопытный зигзаг в их родословной. Ольга Георгиевна Лорис-Меликова была женой внука ближайшего сподвижника Александра II, министра внутренних дел Михаила Тариеловича Лорис-Меликова. Из опубликованных в 1913 г. Федором Долгоруким родословных сборников князей Долгоруких известно, что и Михаил Тариелович Лорис-Меликов-старший, и его сын Тариел были женаты на княжнах из рода Долгоруких, что у Тариела Михайловича, полковника лейб-гвардии Преображенского полка, и его жены Варвары Николаевны Долгорукой был старший сын Михаил 1900 года рождения. Скупые биографические сведения о нем сохранились только во французских архивах. Внук, супруг Ольги Георгиевны, полный тезка своего знаменитого деда, закончил в Париже электромеханический институт, служил в банке, был состоятельным человеком. Известно, что его семью опекал дядя граф Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков.
Опубликованные частные письма "парадоксального диктатора" (как называли министра внутренних дел), подавшего в отставку вскоре после гибели Александра II и уехавшего с семьей за границу, позволяют предположить, что с конца XIX века между семьями Меренбергов и Лорис-Меликовых установились дружеские связи, которые позже подкрепились и родственными узами.
Сейчас продолжателями рода А.С.Пушкина, Александра II и Лорис-Меликовых по праву можно считать праправнука А.С.Пушкина Александра Михайловича Лорис-Меликова и четверых его детей, носящих русские имена и живущих в Швейцарии. Французские документы будут опубликованы в ближайших номерах журнала "Исторический архив".
СВЕТЛАНА ПОПОВА
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4275, 24.06.99 г.
|
|