ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Взгляд из Америки

В первой половине июня в Третьяковской галерея проходила выставка, громко озаглавленная "Послевоенный русский авангард". Оставим в стороне вопрос о правомочности подобного названия. В экспозиции было 80 работ избранное из почти двух тысяч произведений, принадлежащих американскому собирателю Юрию Трайсману. Это работы таких известных и разных художников, как Владимир Вейсберг и Дмитрий Жилинский, Дмитрий Краснопевцев и Татьяна Назаренко, Владимир Яковлев и Михаил Шемякин, Олег Целков и Франциско Инфантэ, Илья Кабаков и Эдуард Гороховский и других.

Юрий Трайсман бизнесмен из США, родившийся в Москве в семье художника-графика и чемпионки Европы по спортивной гимнастике. О себе рассказывает, что учился в Московском строительном институте, участвовал в знаменитых КВН 1960-х, работал бригадиром реставраторов икон в Московской Патриархии. В 1970-е эмигрировал.

          
Слева:Дмитрий Жилинский.
Человек с мертвой собакой. 1976.
Справа:Григорий Брускин.
Фундаментальный лексикон.
Часть III. Фрагмент. 1986.

Коллекция начала формироваться в середине 70-х уже в США. В это время понятие "искусство русского зарубежья" приобрело новый оттенок. Многие художники уехали из страны, некоторых из тех, что остались, поддерживали в основном западные коллекционеры. Первые работы собиратель приобрел у Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного. Однако ядро коллекции сложилось позже, может быть, этим объясняется то, что в ней крайне мало произведений так называемого "оттепельного" периода конца 50-60-х годов. Многие работы этого времени рассеяны по частным собраниям Москвы и Санкт-Петербурга, некоторое количество имеется в фондах Третьяковской галереи, не говоря уже о прекрасно подобранном собрании отдела современных течений Царицынского музея-заповедника. Что же касается поздних работ таких уехавших за границу и сумевших интегрироваться в западное искусство художников, как И.Кабаков, Э.Булатов, В.Янкилевский, Э.Гороховский, то в России их мало. С этой точки зрения выставка коллекции Трайсмана представляет несомненный интерес. На ней представлен, к примеру, "Фундаментальный лексикон" Григория Брускина сенсация аукциона Сотби 1988 г., работа Ильи Кабакова "Окна", где крылья ангелов заполняют пространство композиции, крупноформатное, выдержанное в синем колорите полотно Олега Целкова.

Отчетливо просматривается намерение собирателя представить некий срез направлений советского искусства 60-90-х годов от представителей "левого МОСХа" Т.Назаренко, Н.Нестеровой, Д.Жилинского до вызывающего яростные и обоснованные споры критиков Тимура Новикова. До того, как приехать в Москву, выставка экспонировалась в Русском музее, в помещении Мраморного дворца. Петербургская выставка строилась иначе. Кураторы разместили экспонаты свободно, в нескольких залах, вычленив различные тенденции. Москвичи, как-будто в противовес рационализму Петербурга, предприняли попытку создать некий синтез: в двух небольших залах, кажется, можно было потеряться (по концепции автора экспозиции Нины Дивовой, сам зритель движется шаг за шагом от простого к сложному). В некоторых рецензиях на петербургскую выставку звучала мысль о музейном уровне коллекции. То, что собиратель стремится к такой репутации, подтверждает не только заявленное название выставки, но и хорошо изданный каталог со статьями известных исследователей: Джона Боулта, Карла Аймермахера, Александра Боровского, Виталия Пацюкова, сопровождаемыми серьезным справочным аппаратом.

ЕЛЕНА ЗАЙЦЕВА

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4275, 24.06.99 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

   ....