СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Манифест
"Союза правых сил"

Из серии "Предвыборные документы партий и коалиций перед думскими выборами 1999 года")

По мере того, как в России регистрируются избирательные блоки и списки кандидатов и проходят съезды политических формаций, появляются наконец в свет и их программные заявления, в большей или меньшей степени (в зависимости от того, чего ищет каждый из них риторики или честного изложения своей политико-экономической мысли) позволяющие наконец понять, что и как намереваются делать эти группы в случае прихода во власть. В этом первом после отпуска номере "РМ" нам приходится с грустью констатировать, что нет полной уверенности в реальности предстоящих даже думских выборов о президентских не будем пока и говорить. Тем не менее, раз политические программы появляются, мы считаем своим долгом ознакомить читателей с их содержанием, хотя, конечно, нет возможности публиковать их целиком. Мы намереваемся представить нашим читателям сокращенное изложение программ всех демократических и или хотя бы полудемократических движений, партий и блоков; разумеется, ни фашисты, ни коммунисты в эти категории просто не входят, и излагать их программы просто потеря времени.

Мы начинаем этот информационный цикл с краткого пересказа манифеста Союза правых сил, который первым до нас дошел. При этом автор этого обзора не скрывает, что из всех существующих в России сегодня политических группировок это именно та, которая вызывает именно у меня лично наибольшее уважение и доверие, но не в этом причина, по которой изложение ее программы выходит в свет на наших страницах первым из серии.

      Союз правых сил предлагает программу, сформулированную в виде "Правого манифеста". Это программа, которая на сто процентов соответствует принципиальным ориентирам ДВР. Эта программа ориентирована на защиту частной собственности включая защиту частной собственности на землю, на проведение радикальной налоговой реформы и снижение бремени налогообложения заработной платы, на проведение радикальной реформы системы социальной защиты с тем, чтобы сделать ее адресной, на последовательную проевропейскую политику. Это откровенно западническая программа, которая не скрывает того, что она является западнической. В этой связи эта программа для нас это база для объединения, это база для совместной борьбы и работы в составе следующей Думы".

ЕГОР ГАЙДАР. (Из выступления на 8-м съезде ДВР)

 

Мы перечислим для начала названия глав документа, который заполняет двадцать страниц плотно набранного текста, и это наше первое критическое замечание: как бы он ни был хорош, такой документ остается внутренним, и нормальный избиратель, даже серьезный, его не прочтет. Цель же публикации любой политической программы помочь избирателям понять, за кого они голосуют и почему, а также иметь затем возможность судить: были ли выполнены данные обещания.

За введением идут следующие главы: "Наши ценности", "Какой мы хотим видеть Россию", "Что было сделано", "В чем причины нынешнего кризиса", "Наши ошибки", "Оценка текущего момента", "Наша программа", "Заключение".

Надо сказать, что ценности правоцентристского движения одинаковы во всем мире, и тут мы констатируем, что различий между Россией и цивилизованными странами мира нет. Главная и основная ценность это свобода. "Мы заявляем о своей приверженности общечеловеческим ценностям и идеалам свободы и демократии. (...) Высшей ценностью являются человек, его права и свободы, общепризнанные ценности и нормы международного права. (...) Конституция России не допускает установления какой-либо государственной идеологии. (...) Мы исходим из того, что государство должно принимать на себя обязательство заботиться только о тех, кто не способен позаботиться о себе сам".

Этих фраз, вероятно, достаточно, чтобы стала ясной сущность программы, верной классическим либеральным принципам, но мы процитируем еще один пассаж, который в настоящий момент кажется нам в высшей степени актуальным: "Сейчас существует серьезная опасность, что свободы и права человека, нормы демократии снова превратятся в формальность, с которой на деле власть имущие могут не считаться. За либеральные и демократические ценности предстоит длительная и тяжкая борьба".

Какой мы хотим видеть Россию? Резюмируя длинную главу, можно сказать, что правоцентристские силы хотят видеть ее прежде всего правовым государством и страной, в которой законодательно и конкретно обеспечено благополучие граждан и правильное использование ресурсов и природных богатств. Эта глава содержит вполне подробный и реалистичный перечень мероприятий, необходимых для достижения этой цели.

В дальнейших главах ("Что было сделано", "Наши ошибки" и "В чем причины нынешнего кризиса") мы находим напоминание о пути, пройденном страной после того, как она вышла из коммунистической катастрофы: все то, о чем мы слишком часто и легко забываем. "В 1991 году страна стояла на краю катастрофы. Предшествующие пять лет безответственной финансовой политики подорвали национальную валюту, привели к росту внешнего долга с 25 до 96,6 миллиардов долларов и к государственному банкротству. (...) До 1991 года Советский Союз и с ним Россия неумолимо катились в пропасть, и у коммунистического руководства не было ни сил, ни решимости, чтобы остановить это движение. Это сделали либералы. Посредством реформ они перетащили Россию в другую колею, колею рыночной экономики". Авторы манифеста считают, и вполне справедливо, что коммунистическая Россия была страной без будущего, в то время как сейчас будущее у России есть. "Но правда и то, что после семи лет реформ страна находится в тяжелейшем положении. Системный кризис российской экономики, упадок страны в целом порождены прежде всего коммунистическим режимом. Сторонники либеральных реформ руководили правительством в течение 17 месяцев, в остальное время участвовали в нем. За этот период они несут свою долю ответственности перед страной. Они, однако, никогда не располагали всей полнотой власти, и им постоянно приходилось преодолевать сопротивление реформам как внутри правительства, так и за его пределами. Цели реформ политические силы в стране видели по-разному. Либералы стремились к свободной рыночной экономике. Их оппоненты, захватившие контроль над значительной частью государственной собственности, хотели номенклатурного капитализма, означающего сращивание бизнеса и власти, то есть режима безответственности и приобщения бюрократии к дележу получаемых выгод".

Полное и не боящееся никакого сопротивления осуществление именно такого номенклатурного капитализма и есть та опасность, которая сегодня как никогда нависла над Россией, это вывод, к которому мы приходим, читая манифест. В нем говорится также о том, что переход к рыночной экономике в России, в силу такого отчаянного сопротивления этому переходу, пошел по одному из самых консервативных, медленных, а следовательно, и болезненных вариантов.

По вопросу о совершенных либералами ошибках: по их собственному суждению, они состояли в недостаточной решимости, чрезмерной готовности к компромиссу и уступкам, а также в непонимании значения Думы и ее возможностей влиять на положение в республике, которая считалась президентской; наконец, недооценка публичной политики. "Мало оказалось у нас людей, склонных вести активную политическую работу, понимающих важность разъяснения людям наших взглядов и умеющих это делать". Добавим от себя: нам представляется, что такой подход вытекает из марксистского мировоззрения, согласно которому важна и решает все экономика; к этому можно добавить, что ровно такой же подход очень широко распространен в США и принят, как это ни парадоксально, немалой частью правых движений мира, сотворившего себе кумира золотого тельца. В мире как будто намечается начало понимания этой роковой ошибки; весь вопрос в том не поздно ли, особенно для России, и этот вопрос несомненно стоит перед правоцентристскими либеральными силами.

"Оценка текущего момента; важнейшим результатом кризиса 1998 года стала серьезная победа номенклатурного капитализма. Его сторонникам уже не нужно искать компромиссов с либеральными реформаторами, которых отстранили от власти и пытаются дискредитировать, виня их во всех неудачах. Накануне выборов складывается левая и левоцентристская коалиция. Коммунисты тянут в прошлое. Левый центр Примакова  Лужкова политическое воплощение номенклатурного капитализма. Последовательные сторонники реформ и демократии должны мобилизоваться. То, что мы ныне занимаем самостоятельную позицию по отношению к власти, означает потерю некоторых инструментов влияния, но в целом полезно, чтобы выработать и последовательно защитить свои принципиальные позиции".

С нашей точки зрения, в перечислении ошибок, совершенных либералами, пропущена одна, или, вернее, обозначена недостаточно точно. "Недооценка публичной политики" выражение, для многих непонятное. Либералы не обратили вовремя внимания на то, что СМИ России в подавляющем своем большинстве враждебны им или (и это в лучшем случае) не понимают их и не в состоянии внятно и понятным для "простого электората" языком изложить их идеи и объяснить их действия. Отсутствие упоминания об этом важнейшем факторе и в ныне представленном публике манифесте заставляет опасаться, что эта ошибка все еще не понята. А тут действительно есть опасность опоздать.

Программа правого центра зиждется на следующих принципах (во всем этом обзоре мы приводим лишь начальные, основные пункты, в то время как полный текст содержит подробности планируемого или предполагаемого их осуществления): необходимость баланса доходов и обязательств в отношениях между государством и экономикой (что к тому же предполагает важнейший момент: четкое отделение одного от другого); преодоление бюджетного кризиса, законодательный запрет бюджетного дефицита: в течение ближайших 3-4 лет превышение доходов над расходами, за вычетом обслуживания государственного долга; урегулирование внешнего долга ("мы не можем больше ни жить в долг, ни печатать деньги"). Россия приняла на себя долги бывшего СССР на 1 января 1992 года 96,6 миллиардов долларов; ныне внешний долг составляет 158 миллиардов, то есть до 2010 года ежегодные платежи от 10 до 12 миллиардов долларов. Условия посильные для России; списание не менее 75% советских долгов, реструктуризация российских долгов не менее чем на 30 лет с льготным периодом 7-8 лет; налоговая реформа; снижение налогов с целью повышения их собираемости (чего сейчас не происходит, и это, по мнению либералов, одна из главных причин финансового кризиса России); монетаризация экономики, чтобы деньги стали более надежными, чтобы восстановилось доверие к национальной валюте; борьба с бедностью и реформы в социальной сфере, "которая в силу различных обстоятельств осталась практически не затронутой рыночными преобразованиями". (Добавим от себя: может быть, потому, что те, кто понимал важность рынка, недостаточно думали о людях и во всяком случае о том, что надо им объяснить, что без рынка будет становиться все хуже и хуже? Но это классическая дилемма, существующая далеко не только в посткоммунистических странах).

Продолжаем цитировать программу: "Свобода и защита предпринимательства: без преувеличения один из главных пунктов. Главное не налоги, а привязанность бизнеса к власти, зависимость от нее, господство номенклатурного капитализма. Частная собственность на землю, на ее свободную куплю и продажу. Защита прав и свобод человека: начало начал, альфа и омега нашей программы не только провозгласить, но и сделать реальностью соблюдение прав и свобод, общими силами вырастить гражданское общество". Чтобы все эти пункты программы не остались благими намерениями и мечтами, говорится в заключении, необходим в первую очередь работоспособный парламент, занятый не идеологической борьбой, а интересами и потребностями страны.

Иными словами, добавим мы от себя, надо, чтобы люди избрали новую Думу, основываясь на политической, экономической, социальной и культурной программе, которую предлагает каждая партия или группировка, а не потому, что тот или иной кандидат в данный момент представляется более симпатичным, или сильным, или ловким, или предлагающим наибольшие выгоды. Ясно, что каждая политическая группировка делает что может, чтобы показать самые выгодные стороны своей программы. То рождение гражданского общества, о котором идет речь в заключении манифеста либералов, означает как раз способность разумного, честного и серьезного выбора. Сегодня мы на самом деле не можем иметь полной уверенности в том, что выборы действительно состоятся свободно и честно. Но надо все-таки надеяться, что все партии будут готовы отвечать на вопросы избирателей и давать подробную (гораздо более полную, чем то, что можно сделать на газетной полосе) информацию о своих замыслах, намерениях и позициях.

Наша газета приложит все усилия к тому, чтобы хотя бы положить начало этому процессу.

ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ

Париж

© "Русская мысль", Париж,
N 4282, 02 сентября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....