СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Избирательная кампания стартовала

Указ президента России о назначении на 19 декабря очередных выборов в Государственную Думу опубликован 10 августа. Следовательно, как заявил на пресс-конференции председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков, с этого дня "избирательной кампании дан старт". С началом избирательной кампании, сказал он, ЦИК будет считать нарушением правил предвыборной агитации политическую рекламу тех кандидатов и общественных объединений, которые еще не зарегистрированы в ЦИК. Согласно действующему законодательству, предвыборная агитация "может идти только тогда, когда будут зарегистрированы списки кандидатов в депутаты", то есть не раньше октября, а оплата ее "может вестись только из средств избирательного фонда". За нарушение правил агитации может последовать "страшная санкция" решение ЦИК об отказе в регистрации или ее отмена через суд.

Председатель ЦИК пообещал, что "для самых непонятливых" будет сделано специальное разъяснение. Не исключено также и обращение Центризбиркома к общественно-политическим объединениям, СМИ, предприятиям, изготовляющим рекламную продукцию, и т.д. о необходимости соблюдения правил предвыборной агитации. "Мы понимаем, что, наступаем на интересы тех лиц, которые рвутся во власть любой ценой, кто зарабатывает на предвыборной агитации огромные деньги, но такова позиция Центризбиркома, которая полностью поддержана и президентом России", сказал Вешняков.

Он также сообщил, что 9 августа ЦИК получил от министерства юстиции список, где перечислены 139 общественно-политических объединений, которые могут принять участие в выборах. Министр юстиции Павел Крашенинников "специально оговорил", что последней допустимой датой регистрации таких объединений Минюст считает 19 декабря 1998 года. Таким образом, возглавляемое московским мэром движение "Отечество" имеет полное право получить статус избирательного объединения. Политическими общественными объединениями признаны (независимо от их названия) также другие организации, в уставах которых не предусматривается членство по профессиональному, национальному и конфессиональному признакам, а также реализация любительских или иных интересов. Вот почему в список Минюста попали, в частности, партия "Автомобильный клуб России", Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации, Союз офицеров, Православная партия России, Партия свободных предпринимателей и др.

По словам Вешнякова, списки кандидатов в депутаты Думы от избирательных объединений, согласно законодательству, могут быть представлены в ЦИК не раньше 25 сентября и не позднее 24 октября. И уже к 7 ноября "вся страна будет знать тех лиц, которые будут включены в списки избирательных объединений и за которых предстоит проголосовать 107 миллионам российских избирателей".

Агитация после регистрации

В соответствии с законом о выборах предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата или федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В этот период каждая копейка, затраченная на агитацию, должна быть отражена в банковских документах. Платежное поручение филиалу Сбербанка РФ о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени или публикации должно быть в полном объеме представлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня появления в СМИ агитационных материалов. В случае нарушения указанного условия кандидат не получит ни эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, ни площади в газетах и журналах.

Более того, для финансирования всех предвыборных мероприятий предусмотрено создание избирательных фондов и специальных избирательных счетов, которые будут находиться под строгим контролем. Оплата эфирного времени и публикаций должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда. При этом в законе перечислены не только все источники пополнения этих фондов, но и предельные суммы, которые могут быть использованы на такие цели. Для кандидата в депутаты это 10 тысяч минимальных зарплат (то есть 834,9 тыс. руб., или около 34 тыс. долл.), а для избирательного объединения (блока) 250 тысяч минималок (20 872,5 тыс. руб., около 860 тыс. долл.).

20 августа министерство печати, радиовещания и средств массовых коммуникаций должно было представить в Центризбирком список средств массовой информации общероссийского масштаба, которые будут обязаны предоставлять бесплатное эфирное время и печатные площади кандидатам. Список подлежит публикации. Средства массовой информации, которые не попадут в данный список, будут иметь право предоставлять время и площади на платной основе. При этом СМИ должны не позднее 30 августа установить единые для всех расценки на эфирное время и газетные площади и опубликовать их.

Однако первые официально зарегистрированные кандидаты в депутаты, как полагает Вешняков, "появятся не раньше 1 октября" лишь после этого они получат право вести политическую агитацию.

Лазейки в законодательстве

Однако довольно строгие правила закога не мешает некоторым политикам уже сегодня активно рекламировать себя и свои организации. Правда, большинство политических партий и движений сейчас не используют телеэкран для прямой агитации. Они только договариваются друг с другом о создании избирательных блоков (что используется журналистами как информационный повод для публикаций) и готовят рекламные ролики, запоминающиеся "речевки" и убедительную аргументацию, позволяющую набрать на выборах максимум голосов. Но для одного политика вся эта работа была сделана заранее. Именно он сейчас постоянно мелькает на телеэкранах, стремясь опередить возможных конкурентов и привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. Читатель, наверное, уже догадался, что речь идет о Владимире Жириновском.

Лидера ЛДПР вовсе не смущало, что выборы еще не были объявлены и что ни партия, ни он лично пока не зарегистрированы в ЦИК. Жириновский понимает, что до 7 ноября можно вложить уйму денег в свою рекламную кампанию, не опасаясь контроля со стороны Минюста и Центризбиркома. По следам ЛДПР пошли также Партия пенсионеров Сергея Атрошенко, Руская социалистическая партия Владимира Брынцалова и партия "Яблоко" Григория Явлинского. Но они появляются на телеэкране не так часто, к тому же "Яблоко" вообще перестало рекламировать себя после 10 августа.

Жириновский и другие политики могут не только вкладывать немеренные средства в собственную рекламу, но и самостоятельно договариваться о размерах ее оплаты, что не исключает бесплатных услуг или необоснованно заниженных расценок (тогда как реальная оплата проводится наличными деньгами через "черную кассу"). Причем, поскольку эта рекламная кампания не регулируется законом о выборах, ее может финансировать кто угодно, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления; госучреждения и правоохранительные структуры; иностранные государства, граждане и юридические лица, лица без гражданства; несовершеннолетние и даже религиозные и благотворительные организации. Им категорически запрещено вкладывать средства в официальную предвыборную агитацию, но не в обычную, пусть даже политическую, рекламу. Тем более что специальный закон о политической рекламе до сих пор не принят, а именно в нем должны содержаться некоторые ограничения.

Следовательно, на нынешнем этапе возможно как отмывание с помощью СМИ "грязных" денег, так и уход от налогообложения, поскольку материальная поддержка предприимчивого политика может быть замаскирована под благотворительную акцию. Для этого достаточно вначале перечислить деньги в некий благотворительный фонд или в сиротский приют, созданные не без участия политической организации, а затем уже в СМИ.

Одна минута рекламного времени в "прайм-тайм" на ОРТ сегодня обходится в 10-12 тысяч долларов. Чуть ниже (но ненамного) расценки на НТВ и РТР, диапазон вещания которых меньше, чем у первого канала. Минута на региональном телевидении стоит всего 600-1000 долл., но от нее меньше отдача. А ведь каждому "нераскрученному" кандидату нужно купить как минимум час рекламного времени. Сколько надо "светиться" на телеэкране известному всей России Жириновскому, знает только он сам. И, видимо, считает, что "надо чаще встречаться" с телезрителями. Наверняка имеются и иные лазейки в законодательстве, превращающие в несбыточную мечту все потуги провести честные и чистые выборы. Но о них мы узнаем позже, скорее всего уже после выборов.

КИРИЛЛ ПОПОВ

Москва

© "Русская мысль", Париж,
N 4282, 02 сентября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....