СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
По мере приближения парламентских выборов политические силы страны начинают свой сложный пасьянс. Одним из немногих, чьи позиции пока не определились, оказался красноярский губернатор Александр Лебедь и его движение "Честь и Родина". Поговаривали о возможном союзе Лебедя с движением "Наш дом Россия". После неожиданного визита в Красноярск Бориса Березовского заговорили о новом избирательном объединении "Мужики". В него, помимо генерала Лебедя, должны были якобы войти свердловский губернатор Эдуард Россель, глава Кемеровской области Аман Тулеев и ряд других ярких политиков.
Впрочем, в последнее время у красноярского губернатора было мало времени для политических переговоров, август выдался для генерала Лебедя беспокойным. Красноярскому губернатору и краевой администрации пришлось вступить в борьбу за то, чтобы финансовые потоки не ушли из-под их контроля.
В центре борьбы генерала Лебедя оказалась Красноярская угольная компания. "РМ" уже писала о той борьбе, которую весной нынешнего года генерал Лебедь вел против руководителей Красноярского алюминиевого завода, чтобы богатейшая по запасам угольная компания не ушла в руки металлургов. С помощью денег "ЕЭС России" и при поддержке специальной следственной бригады МВД тогда краевой администрации удалось добиться сохранения контроля над угольной компанией. Против наиболее известного противника Лебедя в крае председателя совета директоров КрАЗа Анатолия Быкова было возбуждено уголовное дело, а в августе была выдана санкция на арест Быкова. Дом, в котором жил Быков, неоднократно обыскивали. Между тем, Быков находится где-то за рубежом, а в Красноярске поговаривают, что могущественный предприниматель намерен баллотироваться в Государственную Думу по 47-му избирательному округу. С момента регистрации в качестве кандидата Быков получит неприкосновенность и сможет вернуться домой. Местная пресса, кстати, сообщила, что Быков, возможно, будет баллотироваться в Думу по общефедеральному списку ЛДПР.
Победив в борьбе с влиятельным предпринимателем за угольную компанию, генерал Лебедь тут же оказался в ситуации, когда компания должна была уйти из-под контроля краевых властей. И виновником этого мог оказаться... Всемирный банк. Дело в том, что правительство России ведет со Всемирным банком переговоры о получении крупного социального займа на реструктуризацию угольной промышленности. Несколько сот миллионов долларов необходимы правительству, чтобы закрыть нерентабельные шахты в Кузбассе и на Севере, переобучить шахтеров новым специальностям и т.п. Однако условием для получения кредита Всемирный банк поставил приватизацию части угольной промышленности, так чтобы около 45% угля в стране добывалось частными предприятиями. В число приватизируемых объектов по планам правительства попала и Красноярская угольная компания. Решение об этом приняло еще правительство Примакова.
"Красуголь" владеет 60% трех угольных разрезов края, одних из самых эффективных в стране. В настоящее время угольная компания добывает около 30 млн. тонн угля в год, что составляет более четверти всего угля, потребляемого тепловыми электростанциями "ЕЭС России". Уголь из Красноярска поставляется в 36 регионов страны, и в случае необходимости у компании есть резервы для увеличения добычи угля. Поскольку уголь в Красноярском крае добывают открытым способом, его себестоимость много меньше, чем у угля, добытого в шахтах.
Решением правительства на торги должен быть выставлен пакет в 75,6% акций "Красугля", что даст покупателю полный контроль над компанией. Планы приватизации предусматривают также введение на два года "золотой акции", т.е. права представителя государства отменять решения совета директоров. После оценки международными аудиторами стартовая цена компании была определена в 100 млн. долл.
Первоначально продажа акций компании должна была состояться 1 августа. Но решение о продаже угольной компании не устроило красноярского губернатора. Правда, первоначально речь шла о том, что, по мнению красноярской администрации, цена на компанию существенно занижена. С учетом необходимых социальных инвестиций, минимальная цена продажи "Красугля" по подсчетам краевой администрации должна быть не менее 200 млн долл. Однако большинство экспертов пришли к заключению, что эта цена существенно завышена и при такой цене компания не найдет своего покупателя. Сразу же возникло предположение, что завышение стартовой цены должно было просто сорвать проведение продажи и сохранить компанию под контролем краевой администрации.
Прямо о своем нежелании упустить из краевой собственности "Красуголь" губернатор Лебедь заявил на заседании совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Это заседание прошло сразу после утверждения нового главы российского правительства, а Владимир Путин принял в нем участие.
На заседании Александр Лебедь заявил, что решение о продаже "Красугля" стало для него неожиданностью. "Красноярский край, сказал Лебедь, даже не посчитали нужным поставить в известность. Я, в свою очередь, не посчитал нужным это проглотить". Впрочем, Лебедь заявил, что движет им не самолюбие, а государственный интерес.
Главной причиной, по которой краевая администрация выступила против приватизации "Красугля", по словам Лебедя, стало то, что хозяин угольной компании получает рычаги влияния практически на всех энергопотребителей: промышленность, транспорт, социальную сферу. "Нет никакой уверенности, сказал красноярский губернатор, что в случае продажи новый собственник станет блюсти наши интересы паче собственных". В качестве примера он сослался на ситуацию на топливном рынке, когда рост мировых цен на нефть спровоцировал дефицит бензина практически по всей стране. Красноярский губернатор призвал рассматривать угольную отрасль как естественного монополиста. Касаясь долгов угольной компании бюджету (а часть суммы от продажи компании должна была пойти на их погашение), Лебедь обвинил в создавшейся ситуации энергетиков, доля платежей которых "живыми деньгами" крайне низка. Кроме того, Лебедь обвинил ЕЭС в выкручивании рук и угрозах в случае отказа от условий "Красугля" перейти на казахстанские угли из Экибастуза.
Присутствовавший на заседании ассоциации председатель правления "ЕЭС России" Анатолий Чубайс немедленно парировал выступление генерала, заявив, что не намерен создавать специальные условия и платить красноярским шахтерам "живыми деньгами" больше, нежели в других регионах. А председатель правительства Владимир Путин аккуратно, но достаточно жестко дал понять, что правительство жизненно нуждается в средствах Всемирного банка и намерено в итоге продать "Красуголь".
Впрочем, Александр Лебедь в борьбе за контроль над топливной промышленностью полагается не только на свои ораторские таланты. Среди мер, которые хотела бы использовать администрация, есть и экономические. Так, три разреза, входящие в состав "Красугля", приняли решения о выпуске дополнительной эмиссии акций. Если эмиссия состоится (а против нее выступает министерство государственного имущества), то доля "Красугля" в уставном капитале разрезов, а значит, и его стоимость уменьшится. Кроме того, красноярские горняки при полной поддержке краевой администрации провели митинги против приватизации "Красугля". На митинге шахтеры заявили, что, если к ним не прислушаются, они готовы перекрыть движение по Транссибирской магистрали.
Кстати, решение о продаже "Красугля" не единственная неприятность, которую доставил Владимир Путин красноярскому губернатору. Одним из первых своих решений глава правительства снял с должности начальника Красноярской железной дороги Юрия Шиповалова. Это решение вызвало резкий протест в администрации края. Там полагают, что причиной снятия Шиповалова стала давняя идея МПС о слиянии Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог. Как известно, часть управления страной строится по экстерриториальному признаку: военные округа или железные дороги шире, нежели края и области, на территории которых они расположены. На территории Красноярского края в силу его масштабов имеется отдельная железная дорога. Когда несколько лет назад было принято решение об укрупнении железных дорог, в крае выступили против вхождения краевой дороги в состав Восточно-Сибирской с центром в Иркутске: финансовые потоки железной дороги ушли бы из края. Для решения спора с краевой администрацией в край прибыл замминистра путей сообщения Вадим Морозов. Уже на следующий день он был назначен новым начальником Красноярской дороги.
Нужно отметить, что и по вопросу сохранения "Красугля" в краевой собственности, и по вопросу сохранения независимости Красноярской железной дороги в крае наблюдается полное согласие. Все политические силы: коммунисты, сторонники Лебедя, сторонники председателя законодательного собрания Александра Усса выступают в поддержку позиции Лебедя. Бывший глава администрации края Валерий Зубов в своем интервью заявил, что Лебедь просто обязан сохранить контроль над собственностью края.
Если по вопросу собственности оппозиция поддержала Лебедя, то последние события могут обострить политическую ситуацию в крае. 25 августа "Литературная газета" опубликовала статью "Бухгалтер предвыборной "мафии"", в которой заместитель руководителя предвыборного штаба Лебедя Юрий Быбин решил рассказать, какие средства были истрачены на избирательную кампанию генерала. По словам Быбина, через его руки проходила только часть средств из предвыборного штаба, но и по этим неполным данным следует, что на избирательную кампанию Лебедя было истрачено 2,33 млн. долл. Эта сумма в 33 раза превысила установленный законом предел в 417,45 тыс. руб. Юрий Быбин рассказал, что новенькие доллары поступали из Москвы и распределялись среди активистов избирательного штаба Лебедя. У Быбина на руках остались финансовые документы избирательной кампании, которые он, опасаясь за свою жизнь, решил предать гласности. Дело в том, что полгода назад пропал без вести начальник Красноярского комитета по государственному имуществу Андрей Черкашин. Черкашин, по словам Быбина, был именно тем человеком, который поставлял из Москвы в Красноярск наличные доллары и осуществлял связь с московскими банкирами и промышленниками. Опасаясь повторения судьбы Черкашина, Быбин решил рассказать о том, что, по его мнению, кто-то хотел бы скрыть.
Публикация в "Литературной газете" вызвала в Красноярске настоящий скандал. Сам Александр Лебедь заявил, что публикация "появилась в газете, подведомственной "московской группе". Юрий Михайлович (Лужков. Авт.) на днях рассуждал о стоимости информационной войны против его партии. Думаю, теперь понятно, что он говорил о заказных статьях со знанием предмета. Тем более странно, зачем так нервничать, когда появляются материалы, затрагивающие его и его семью...". Красноярский губернатор при этом посоветовал московским журналистам "заняться исследованием ряда всем известных эпизодов хозяйственной деятельности в своем собственном городе".
Крайизбирком принял решение рассмотреть те документы, которыми оперировал Быбин. Эти документы передала в комиссию журналистка Марина Добровольская, собственный корреспондент телевизионной программы "Человек и закон", которая подготовила по материалам Быбина специальную телепередачу, так и не увидевшую эфира. Если обвинения Быбина подтвердятся, это будет означать наличие прямого нарушения закона о выборах, а стало быть, и отмену их результатов. Сторонники генерала Лебедя утверждают, что таких материалов нет и быть не может. По их мнению, публикация в "Литературной газете" есть не что иное, как очередное проявление грязных предвыборных технологий. Но оппозиционные генералу Лебедю политические силы заявляют, что крайизбирком проявил поразительную слепоту, не заметив огромных расходов генерала. Впрочем, даже они выражают скептицизм в отношении результатов проверки материалов Быбина.
Как бы ни закончились скандальные события вокруг красноярского губернатора, можно отметить, что за год, прошедший после избрания Александра Лебедя губернатором, он не сумел повысить свой политический статус. В парламентской предвыборной борьбе он и его движение оказались на периферии и могут выступать лишь как сторонники других политических сил. В экономике края генералу также не удалось добиться заметных перемен: Красноярский край не стал заметно выделяться в лучшую сторону по сравнению с другими регионами страны. Политическая харизма генерала потихоньку обтачивается каждодневными событиями и столкновениями.
АНВАР АМИРОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4282, 02 сентября 1999 г.
Красноярск, 30 августа. (Корр. РИА "Новости"). Девять из 11 членов красноярской краевой избирательной комиссии, при одном против и одном воздержавшемся, оставили без удовлетворения поданное 25 августа с.г. заявление тележурналистки Марины Добровольской. С помощью приложенных к заявлению документов она утверждает, что ныне действующий губернатор Красноярского края Александр Лебедь был избран на этот пост весной 1998 года на основе грубейших финансовых нарушений.
Добровольская, в частности, утверждает, что вместо разрешенных законом 417 тыс рублей он затратил средств на свою предвыборную кампанию в 33 раза больше, что составило примерно 2 млн 300 тыс долларов. Однако специальная группа, назначенная крайизбиркомом, во главе с Татьяной Горячевой не сочла возможным использовать представленные счета, квитанции и ведомости для предъявления каких-либо обвинений губернатору и его предвыборному штабу, так как большая часть представленных документов является копиями, которые не заверены нотариально.
На вопрос же Добровольской, гарантирует ли крайизбирком сохранность подлинников, если они будут незамедлительно представлены, последовал ответ, что "как госучреждение крайизбирком каких-либо гарантий давать не имеет права".
Оставив заявление без удовлетворения, крайизбирком порекомендовал его автору обратиться в правоохранительные органы.
|
|