МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
Вопреки опасениям последних недель встреча на высшем уровне "шанхайской пятерки" состоялась в намеченный срок, 25 августа, в киргизской столице Бишкеке. По Москве ходили слухи об ухудшении здоровья Бориса Ельцина, о необходимости регулярных уколов против болей в позвоночнике и т.д. Однако вечером 24 августа он прилетел в Бишкек, тем самым подчеркнув значение, которое нынешние руководители России придают этой региональной организации.
Президенты России, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана обсудили как на пленарном заседании "пятерки", так и на двусторонних беседах проблемы взаимодействия этих стран, имеющих общую границу протяженностью более 10 тыс. км. Они отметили с удовлетворением, что за три года существования "пятерки" удалось существенно продвинуться в деле ослабления напряженности вдоль бывшей советско-китайской границы. Борис Ельцин в свойственной ему манере подчеркнул, что страны пятерки "уже успели отвести войска от границ на столько километров, на сколько мы с вами считаем нужным, а всем другим не обязательно знать".
Обсуждая военно-политические проблемы региона, президенты выразили свое беспокойство намечаемым созданием оси ВашингтонТокиоСеул и планами развертывания региональной системы ПРО для защиты от предполагаемой угрозы, исходящей от Северной Кореи. Они рассматривают ее как угрозу безопасности не только Дальнему Востоку, но и прилегающим зонам Азии. Все это побуждает их активизировать свое взаимодействие в рамках "Шанхайской пятерки". Степень обеспокоенности российской дипломатии военным сближением США, Японии и Южной Кореи выразил президент России в аэропорту Бишкека, сказав, что он "готов к бою со всеми, особенно с западниками". Правда, министр иностранных дел Игорь Иванов поспешил сгладить впечатление от слов президента, заявив журналистам, что "Борис Николаевич имел в виду интеллектуальный бой, бой за будущее мироустройство, за многополярный мир. Никто ни в кого не собирается бросать бомбы".
Однако, похоже, период охлаждения отношений между Россией и Западом не ограничился косовским кризисом. Подобные заявления, а также встречные обвинения западных СМИ в поголовной российской коррупции вряд ли могут создать условия для преодоления противоречий. К тому же в Москве растет тревога относительно планов США отказаться от обязательств по договору 1972 г. по ПРО и развернуть полноценную современную систему противоракетной обороны. Россия находит в этом сочувствие коммунистического Китая, который "обеспокоен планами США развернуть национальную систему ПРО, поскольку эти намерения затрагивают интересы безопасности всех стран". Обе страны озабочены стремлением создать вышеупомянутую региональную систему ПРО. Руководители России и КНР обсудили "систему мер" по противодействию американским планам развертывания национальной и прочих систем ПРО и поддержали предложение своих среднеазиатских коллег о создании в регионе зоны, свободной от ядерного оружия.
Президенты высказали пожелание расширить контакты в рамках пятерки. В частности, было предложено организовать в будущем встречу руководителей правоохранительных органов пяти стран для обсуждения возможностей сотрудничества в борьбе против организованной преступности, наркомафии, сепаратизма и религиозного экстремизма.
Еще одним висячим вопросом оказалась проблема торгового и экономического сотрудничества этих пяти стран. На встрече отмечалось, что укрепление торговых и экономических связей между ними могло бы стать дополнительным фактором безопасности в зоне действия Шанхайского соглашения. Для этого, в частности, президент Киргизии Аскар Акаев предложил активизировать сотрудничество, направленное на возрождение Великого шелкового пути.
Следует отметить, что большинство решений встречи носят декларативный характер. Правда, перед ней помощники Бориса Ельцина утверждали, что "шанхайская пятерка" отличается от других региональных образований как раз тем, что в ее рамках удалось добиться существенных практических результатов. Однако на деле животрепещущие проблемы региона не нашли отражения в документах встречи. Возможно, они и были обсуждены, но, по всей вероятности, стороны не смогли прийти к единому мнению относительно их решения.
А напряжение в регионе растет постоянно. Непосредственно накануне встречи в Бишкеке исламские боевики, принадлежащие предположительно к таджикской оппозиции, вторглись на территорию Киргизии и захватили командующего внутренними войсками республики, а также четырех японских геологов и их переводчика. Они потребовали свободного прохода в Ферганскую долину Узбекистана "для совершения там террористических актов".
Позже стало известно, что численность этой группы составляет, по разным источникам, от нескольких сот до тысячи боевиков. В ее состав входят не только таджики, но и граждане других мусульманских стран. Их целью является создание на территории Узбекистана исламского государства фундаменталистской направленности. Некоторые СМИ утверждают, что одним из предводителей является помощник международного террориста Бен-Ладена.
Угроза исламского фундаментализма становится все более явственной на южных рубежах СНГ. Она также беспокоит и Китай, так как влияние фундаментализма начало ощущаться и в мусульманском Уйгурском национальном округе. Перед встречей представители всех пяти стран выражали обеспокоенность действиями исламистов. Однако "пятерка" не приняла никаких решений относительно совместных действий против этой угрозы. Несколько дней спустя было подписано российско-киргизское соглашение о военном сотрудничестве, а руководители государств Средней Азии обещали оказать поддержку правительству Киргизии в борьбе против террористов. На данный момент все этим ограничилось, хотя ситуация обостряется с каждым днем.
МИХАИЛ ВИСЕНС
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4282, 02 сентября 1999 г.
|
|