МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

По страницам прессы
западной и российской

   В этом номере, первом после летнего перерыва, много можно было бы рассказать о событиях августа и их описании в западной прессе. Но разразившийся в России предвыборный скандал оставляет очень мало места. Вспоминается интервью, которое Борис Немцов давал по Христианскому церковно-общественному каналу; на вопрос, не считает ли он, что эта предвыборная кампания в России будет особенно грязной и безобразной, он (правда, поколебавшись) ответил, что да, приходится этого опасаться. Ему не стоило колебаться. Надо, однако, сказать, что никто не мог себе представить такого уровня бессовестности и неприличия. Правда, кампания носит, может быть, решающий характер для России, и не на короткое время, а поэтому высокая ставка вызывает особую ярость.

Патриарх Павел:
"Мне не нужна Сербия
ни Великая, ни даже совсем малая,
если она будет строиться на преступлениях"

   Но мы начнем все таки не с этой темы, а с Косова, о котором уже говорится на этой странице в статье Мирко Джорджевича. Когда до нас дошла его статья, итальянская газета "Аввенире" опубликовала интервью с Патриархом Павлом, главой Сербской Православной Церкви. Вряд ли кто-нибудь в России позаботится о том, чтобы ознакомить ее жителей с его содержанием, поэтому мы считаем нужным это сделать. На вопрос итальянского журналиста, готов ли Патриарх быть посредником между представителями оппозиционных партий и экономистами стран "большой семерки", чтобы создать в Югославии новое правительство (иными словами ускорить уход Милошевича и возникновение демократического правового государства), Патриарх Павел ответил:

    Церковь хочет мирного демократического изменения. Нам предложили содействовать политическому соглашению между всеми оппозиционными партиями с целью не позже сентября создать временное правительство. Мы одобряем эту идею и поддерживаем ее, но не знаем, удастся ли ее осуществить. (...) Мы переживаем тяжелое время, власть зашла в тупик, Сербия изолирована от мира, она стала то ли гетто, то ли тюрьмой. Ничего не может быть важнее сейчас, чем единство всех, кто хочет демократических перемен. Сейчас или уже никогда.

   Патриарх боится возможности социального взрыва и даже гражданской войны в Сербии. Он считает, что все зависит от того, как поведет себя Милошевич и какова будет его реакция на просьбу, с которой обратилась к нему Церковь его страны: уйти в отставку, перестать думать о своих личных эгоистических интересах, а действовать ради блага страны. Патриарх уточняет:

    Когда закончилась война в Косове, я попросил у президента аудиенции, но он не принял меня и до сих пор мне не ответил. Последний раз я встречался с Милошевичем в апреле, когда в Белград приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий."

    Не поздно ли, спрашивает итальянский журналист, предлагать Милошевичу уйти и создавать демократическое государство после десяти лет трагедии и войны?

   Патриарх Павел возражает:

    Десять лет тому назад, когда воевали в Словении и Хорватии, мы уже настаивали на создании правительства национального единства, и ту же просьбу мы повторили в 1994 и в 1996 годах. А кто ответственен за все случившееся в эти годы? Все мы отвечаем за это, потому что нация это организм и, если появляется раковая клетка, заболевает и гибнет все тело. Но виноваты только те, кто совершал преступления и, конечно, прежде всего те, кто у власти и приказывал эти преступления совершать.

    Православная Церковь всегда прославляла Косово как святую для Сербии землю. Как это могло повлиять на отношение сербского народа к косовским албанцам?

    Когда мы в Сербии говорим о Косове как о святой земле, как о колыбели нации, мы имеем в виду борьбу наших предков против турецких завоевателей. Это была оборонительная война в защиту свободы и веры, а не наступательная. Те, кто совершал преступления в Косове, никакого отношения не имеют к этой традиции. Преступления же совершались с обеих сторон. Они совершались и международным сообществом. Только Бог может судить, какое из них страшнее. Мне не нужна Сербия ни Великая, ни даже совсем малая, если она будет строиться на преступлениях. Мы все должны покаяться и просить друг у друга прощения. Сейчас это очень трудно, потому что раны еще кровоточат. Следующим поколениям будет легче. Если сердце великодушно, земля всегда будет достаточно просторной. Но если в сердце царит зло, то не хватит и самых широкоих просторов, чтобы люди могли на них мирно жить.

    А каковы сейчас отношения между сербским Патриархатом и Ватиканом? Были ведь периоды большой напряженности...

    Нет, напряженности нет никакой; мы просто всегда считали, что решение Ватикана сразу же признать независимость Боснии было чересчур поспешным, надо было подумать о том, что там живут три этнические общности, люди трех разных религиозных верований. Но вот уже некоторое время как мы очень близки друг к другу, есть настоящее единство. Когда начались бомбардировки НАТО, Папа Иоанн Павел II выразил нам свою солидарность, он прислал мне письмо, в котором сообщал, что обратился и к президенту Клинтону, и к генеральному секретарю НАТО с просьбой о пасхальном прекращении огня, чтобы можно было вести переговоры. Он предлагал мне поддержать эту его просьбу, что я, конечно, сделал. К сожалению, они не стали слушать ни Папу ни меня...

   И наконец на последний вопрос журналиста: Что больше всего нужно Вашей стране в это послевоенное время? Патриарх отвечает:

Мир, справедливость и терпимость. И все зависит всегда только от нас самих.

   Действительно так, всегда и во всем. Как нужны мир, справедливость и терпимость России, в этот предвыборный период больше, чем когда-либо, но если взглянуть на то, что сообщают российские СМИ, то невооруженным глазом видна черная волна ненависти и лжи, захлестывающая, словно в военное время. Много говорят о терроризме на Северном Кавказе, а только что, перед сдачей номера в типографию, дошло до нас известие о взрыве в Манеже и о гибели ни в чем неповинных людей; терроризм бывает разный иногда тот, который выражается в клевете и моральном линчевании, не лучше взрывов. С горечью и чувством глубокого стыда мы наблюдаем за тем, как Россия сама себя обливает грязью, используя для этого, по испробованным советским гебистским методам, иностранную прессу.

"Чистые руки" потянулись и к России

   "Коррьере делла сера", крупнейшая миланская газета, принадлежащая ныне гигантскому концерну семьи Аньелли, послужила в данном случае очень удачным инструментом для тех, кто решил сохранить страну в руках номенклатурного капитализма того, у которого столько союзников и соучастников во всем мире, в том числе и в истинно демократических странах. Источник информации миланской газеты (которую прежде всего подхватили другие западные газеты, а затем настойчиво стали повторять и российские СМИ) это уволенный со службы российско-испанский гражданин, работавший в испанском филиале итальянской фирмы, которая как-то была связана с предполагаемыми денежными махинациями и отмыванием денег между Россией и западными странами; якобы он знал о многих тайных делах и вот теперь решил их выдать так, во всяком случае, сообщает испанская газета "Паис".

   Второй источник ставшая знаменитой, особенно после поездки в Россию для сотрудничества с российскими органами по разным якобы незаконным денежным делам, прокурор Карла дель Порто, очень близкая к той когорте итальянских судебно-следственных чиновников, которые задумали и осуществили пресловутую операцию "Чистые руки" отдавшую Италию, без переворотов и открытых столкновений, почти целиком во власть коммунистов, не имевших на эту власть никакого права, ибо большинства голосов никогда не получали.

   Главный факт, о котором до совсем недавнего времени совсем никто не упоминал: не только нет доказательств тех нарушений закона и недозволенных денежных операций, в которых обвиняют президента Ельцина, его близких, его семью, а заодно, конечно, и весь правый центр вообще, всех тех, кто не хочет ни коммунизма, ни номенклатурного капитализма, но все обвинение в целом строится на предположениях и догадках, а преподносится как уже вынесенный приговор. Сейчас на это наконец обратили внимание, в том числе и в Италии какие-то свободные СМИ там все таки еще существуют. Кто-то обратил внимание и на то, что зазвучали эти обвинения именно и только сейчас, за три с половиной месяца до выборов: та самая очень грязная предвыборная кампания, в которой дозволены все удары; а раньше молчали. И ни о ком не говорят, кроме президента Ельцина и его единомышленников и союзников; все остальные политики и претенденты на думские кресла и президентский пост, мэры, губернаторы, банкиры, олигархи не интересуют уже даже самых ярых врагов. Импичмент не прошел, президент, сколько ему это ни советуют, уходить не собирается, по-видимому, даже когда сам бывший премьер Примаков и сам мэр Москвы Лужков во всеуслышание обещают ему "безнаказанность". В итальянской прессе промелькнуло это сообщение, правда, с комментарием: безнаказанность за что, когда нет даже ясно сформулированного предположительного обвинения? И почему бывший премьер и мэр столицы считают себя вправе давать такие обещания?

Догадки, предположения но что-то на удивление громко произносимые

   В то же время во всю историю замешаны (с подачи все той же "Коррьере делла сера", но ей гораздо важнее сбросить Ельцина, чем расправиться с международными финансовыми организациями) Международный валютный фонд и Нью-Йоркский банк: первый обвиняют в том, что он слишком много давал России денег и не проверял, как они используются, второй в том, что участвовал в незаконных денежных операциях, прежде всего в отмывании мафиозных денег. Что касается МВФ, его генеральный директор в интервью парижской газете "Либерасьон" прежде всего подчеркнул то, что было нами сказано выше: все строится на догадках и предположениях, доказательств нет никаких. Кроме того, говорит он, речь идет не о краже денег, а если что-то и будет всерьез доказано, то это может быть только "бегство капиталов": проблема, с которой мы сталкиваемся во всем мире. Там, где люди боятся за сохранность своих денег, они стараются их вывозить. Надо прежде всего создавать в стране такие условия, чтобы этот страх исчез и для него не было причин.

   Насколько нам известно, российские СМИ утверждают, что вся западная общественность верит в обвинения, выдвигаемые против Ельцина, и очень враждебно к нему относится. Действительно в течение довольно долгого времени западная общественность относилась к российскому президенту недоверчиво и критически, но это другой вопрос, о котором стоит подумать всерьез, только в данный момент это не наша тема. Мы можем свидетельствовать, что в разных политических кругах, а следовательно, и в разных СМИ подход к той очередной российской драме, которую какой-то американский остряк уже окрестил "Russiagate", очень разный, но чем дальше идет время, тем сильнее становится требование разобраться по-настоящему во всей этой истории и помнить о первом и главном принципе, на котором зиждется правосудие и стоит демократия: о презумпции невиновности.

   "Дилемма в России, пишет американская газета "Вашингтон пост", состоит в том, что при демократической системе президент Ельцин мог обещать реформы, но не мог проводить большинство из них в жизнь без поддержки и согласия Думы. Российская же Дума, во всяком случае нынешняя, страстно хотела провала реформ и провала самого президента Ельцина".

   Точно так же большинство западных СМИ отдают себе отчет и в том, что атака на Ельцина должна послужить еще одной цели: лишить возможности выиграть предстоящие в Америке президентские выборы нынешнего кандидата от демократической партии, у которого пока самые большие шансы на успех, вицепрезидента Гора. Тут вполне могут играть значительную роль республиканские политики США, которые как раз принадлежат к части капиталистического мира, с недоверием и враждебностью относившейся к Ельцину. Но они добиваются своей цели. У них тоже не прошел процесс импичмента, в данном случае "Моникагейт", и очень пригодилась "Коррьере делла сера".

   Сегодня же дошел до нас текст речи Евгения Примакова на первой объединительной конференции новосозданного блока, о котором пишет в своей статье Владимир Прибыловский (см. в этом же выпуске "РМ"). Нам понятно, что этот человек умеет говорить то, что хотят слышать на Западе. Слова, однако, проверяются действиями. Нам кажется, что очень интересно было бы какой-нибудь серьезной газете, из тех, что умеют проводить журналистские расследования, внимательно изучить долгую и многогранную карьеру Евгения Примакова, вплоть до наших дней.

ИРИНА ИЛОВАЙСКАЯ

Париж

© "Русская мысль", Париж,
N 4282, 02 сентября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....