СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

(Дума как предвыборный штаб КПРФ)

Хотя 1 сентября в России закончились не только школьные, но и парламентские каникулы, первое пленарное заседание Думы состоится только 14 сентября. Учитывая особенности сезона выборов, депутаты решили изменить свое рабочее расписание. Обычно они разъезжаются по регионам для работы с избирателями в последнюю неделю месяца, а остальное время работают в Думе и кто более, а кто менее прилежно посещают пленарные заседания. Сейчас все будет несколько по-другому: первую половину месяца депутаты будут общаться с избирателями, т.е. попросту готовиться к выборам кто во что горазд, а во второй половине месяца проводить заседания и рассматривать законы. Конечно, выборы дело святое, но до такой степени откровенная демонстрация того, что главное это переизбраться, а все остальное потом, кажется все-таки неким нарушением этикета. В Думе предыдущего созыва ничего подобного не было. Правда, зампредседателя Думы Борис Кузнецов утешил общественность тем, что число пленарных заседаний в месяц останется прежним, но всем понятно, что, когда депутаты заседают каждый день и принимают (или отвергают) законы поточно-конвейерным методом, шанс перепутать зерна с плевелами выше, чем обычно.

Кто куда

Несмотря на отсутствие пленарных заседаний, Дума бурлит выборы на носу. Бурные события происходят в первую очередь внутри "левого большинства" Думы, которое состоит из трех фракций: собственно КПРФ и двух групп-сателлитов "Народовластия" (коммунисты, бабуринцы и примкнувшие) и Аграрной депутатской группы. Весной коммунисты решили, что "народно-патриотические" силы пойдут на выборы "тремя колоннами": КПРФ, "патриоты" и аграрии. Сателлиты КПРФ отнеслись к идее колоннады неодобрительно: скулили, плакали и просились под крыло к старшему брату. Понять их можно: коммунисты самая популярная торговая марка в российской политике, а вот аграрии, самостоятельно участвовавшие в выборах 1995 г., получили 3,78% результат не то чтобы выдающийся (правда, "патриотический" блок Николая Рыжкова "Власть народу!" получил и вовсе 1,61%). КПРФ в лице Геннадия Зюганова на все стенания отвечала сурово: три колонны, и никакого единого блока "народно-патриотических" сил. Левые попечалились-попечалились, и стали потихоньку разбредаться.

Первым из коммунистического гнезда выпал депутат-банкир Владимир Семаго, который на пару с известным острословом (в частности, автором термина "мордодел") Михаилом Малютиным основал движение "Новые левые". Это, конечно, было небольшой потерей. Но вскоре с критикой линии руководства компартии выступил лидер движения "Духовное наследие", член президиума и идеолог НПСР Алексей Подберезкин. А в Аграрной депутатской группе соперничество между руководителем думских аграриев Николаем Харитоновым и лидером Аграрной партии России Михаилом Лапшиным привело к тому, что Лапшин стал смотреть в сторону московского мэра.

Разброд и шатания в стане левых привели к тому, что в июле КПРФ отказалась от мысли идти на выборы тремя колоннами и выдвинула идею создания блока "За победу!" Но время было упущено. Слегка розоватая часть НПСР в лице Подберезкина с "Духовным наследием" и Лапшина с большей частью Аграрной партии уже отдрейфовала от зюгановцев в направлении левого центра и пыталась броситься в объятия Лужкова. Подберезкина в "новую партию власти" не взяли. Лапшина, напротив, приняли с распростертыми объятиями в блоке экс-премьера с мэром явно не хватало "крестьянина". Зюганов, приехав на съезд аграриев, который принимал решение о союзе с Примаковым, не сумел уговорить бывших союзников верность коммунистам сохранили лишь несколько региональных организаций и лидер аграрной фракции Николай Харитонов.

2 сентября собравшийся за закрытыми дверями президиум НПСР исключил из своего состава "недостойных", как выразился Харитонов, Лапшина и Подберезкина. В ответ Лапшин сообщил, что, во-первых, НПСР "люмпенизировался", а во-вторых, исключить кого-либо из состава руководства президиум неправомочен, это может сделать только пленум.

Ленин не умер, Ленин живет

Пока коммунисты сначала пытались завлечь Лапшина обратно в свои ряды, а потом выкидывали его из них, пламенный коммунист и прокурор Виктор Илюхин в соответствии с указаниями партии строил "патриотическую колонну" из Движения в поддержку армии и "патриотической" мелочи (Российского общенародного движения, союза соотечественников "Отчизна" и союза "Христианское возрождение"). Занятие это увлекло его настолько, что он не сумел измениться вместе с линией партии и вместо того, чтобы влиться в блок "За победу!", 2 сентября на пресс-конференции в Думе заявил, что ДПА пойдет на выборы самостоятельно, а сам он собирается баллотироваться в президенты. В этой обстановке трогательного согласия и единодушия 4 сентября прошел VI  съезд КПРФ.

На съезде выяснилось, что дела коммунистов не так плохи, как можно было предположить. Далеко не все разбежались. Место главного крестьянина страны, еще теплое после Лапшина, занял не менее выдающийся аграрий патриот и водочный король, губернатор Тульской области Василий Стародубцев. А из новых приобретений левых всем демонстрировали видного нелиберального экономиста Сергея Глазьева (в его политическом прошлом Демократическая партия России Николая Травкина и третье место в федеральном списке "Конгресса русских общин" после Юрия Скокова и Александра Лебедя). Дебют Глазьева в качестве главного экономиста КПРФ прошел в Думе, где коммунисты устроили пресс-конференцию, на которой он изложил законодательные инициативы фракции КПРФ по выводу страны из экономического кризиса (запретить свободное хождение доллара и восстановить все вклады населения).

Приглашенный на съезд Виктор Илюхин подтвердил, что ДПА пойдет на выборы самостоятельно, и сказал, что не видит в этом "предательства по отношению к КПРФ", у которой "собственный электорат". Судя по всему, руководство КПРФ с ним согласно и отступником не считает. А главный левый харизматик, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, хоть и жаловался журналистам на то, что его задвигают, хоть и критиковал руководство КПРФ за неповоротливость, тем не менее удовлетворился четвертым местом в федеральном списке. Первая тройка Геннадий Зюганов, Геннадий Селезнев (а уж сколько ходило слухов, что председатель Думы хочет бросить коммунистов), Василий Стародубцев; из других известных персонажей в списке Валентин Купцов и Николай Харитонов.

Мертворожденный блок "За победу!", как сообщил Зюганов, трансформировался в избирательную общероссийскую политическую организацию КПРФ. Впрочем, это не окончательно: Селезнев говорил о том, что все-таки возможно создать блока под названием "КПРФ за победу патриотов". Коммунисты намерены повторить свой успех на выборах 1995 г., когда они получили 22,3% голосов и 58 мест в одномандатных округах.

В последнее время раздаются голоса, что КПРФ, мол, уже не та, что ее популярность падает. Однако доказательств этому пока нет. Кроме того, коммунисты и их избиратели не просто осколки чудовищной, но павшей тирании. Надежды на то, что коммунисты вымрут, как вымерли динозавры, несколько преждевременны. Потребность людей любой ценой избавиться от ответственности за свою жизнь и перейти от неуютного состояния свободного человека к покойному рабству никуда не делась. Поэтому у коммунистов, игнорирующих права личности, уничтожающих свободу и успешно борющихся со сложностью жизни, к сожалению, всегда есть шанс.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4283, 09 сентября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....