ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ |
Террористические акты в Москве и Волгодонске, боевые действия в Дагестане привлекли самое пристальное внимание российских средств массовой информации. Но и на этом фоне смена руководства компании по транспортировке нефти "Траснефть" не прошла незамеченной. И сама компания и события вокруг нее оказались совсем не ординарными.
"Траснефть" это естественный монополист, который контролирует 100% прокачки нефти по магистральным нефтепроводам и 17 региональных акционерных компаний трубопроводного транспорта нефти. При акционировании были выпущены обыкновенные (75% уставного капитала) и привилегированные (25%) акции. Все 100% обыкновенных акций были закреплены в государственной собственности. Привилегированные акции были распределены между работниками компании. В правительственные планы приватизации неоднократно вносились предложения о продаже части государственного пакета "Транснефти", но каждый раз эти планы не доходили до реализации.
До 1998 г. компания почти не привлекала к себе внимания прессы. В прошлом году тогдашний председатель правительства Сергей Кириенко поставил на пост президента компании своего знакомого по работе в Нижнем Новгороде Дмитрия Савельева, работавшего на нефтеперерабатывающем заводе в городе Кстове. После отставки правительства Кириенко кресло под Савельевым закачалось, но тогда ему все-таки удалось сохранить свой пост. Однако в нынешнем сентябре Савельев, по всей вероятности, своего поста все-таки лишится.
10 сентября министр топлива и энергетики Виктор Калюжный распорядился создать коллегию представителей государства в компании "Транснефть". В тот же день распоряжением Николая Аксененко новая коллегия во главе с министром Калюжным была создана, и ей было дано поручение подготовить общее собрание АК "Транснефть" для смещения с должности ее президента Дмитрия Савельева.
13 сентября это собрание заменило Савельева Семеном Вайнштоком, до этого возглавлявшим компанию "ЛУКойл Западная Сибирь". Примечательно, что все действия по снятию Савельева с должности были проведены в кратчайшие сроки, пока председатель правительства Владимир Путин находился на международной конференции в Новой Зеландии.
Смещенный со своей должности Савельев заявил, что собрание акционеров было проведено с грубым нарушением законодательства, отказался покинуть свой пост и подал иск в арбитражный суд.
16 сентября отряд ОМОНа захватил центральный офис "Транснефти". При помощи приспособлений для резки металла милиционеры вскрыли кабинеты руководства компании, и новый президент АК "Транснефть" Семен Вайншток приступил к выполнению своих обязанностей.
Скандальность всей истории с руководством компании "Транснефть" придали, конечно, не отряды ОМОНа. Основным обвинением против Савельева стало то, что компания "Транснефть" приняла решение не выплачивать дивидендов по акциям за 1998 г. Но решение о выплате дивидендов принимает собрание акционеров, а не генеральный директор компании. К тому же все 100% голосующих акций "Транснефти" принадлежат государству, то есть решение не выплачивать дивидендов приняли сами государственные чиновники.
Явное нарушение законодательства со стороны государственных чиновников сразу же породило массу предположений о том, почему они пошли на этот шаг. Наиболее расхожая версия состоит в том, что правительство изыскивает ресурсы для финансирования предвыборной кампании проправительственных структур. По данным делового журнала "Эксперт", сумма недекларированных доходов, которая может быть получена от "Транснефти", составляет около 50 млн. долларов.
Вторую версию выдвинул журнал "Коммерсантъ-Власть". По предположению журнала, события последовали после того, как Савельев отказался удовлетворить просьбу министра Калюжного о выделении ссуды администрации Кемеровской области во главе с Аманом Тулеевым. По сведениям журнала, еще весной компания "Транснефть" выделила Кемеровской области 50 млн. рублей по просьбе министра, но в августе повторную просьбу отвергла.
Третья версия связывается с фигурой нового президента компании Семена Вайнштока. До своего назначения в компанию "Транснефть" он возглавлял подразделение нефтяной компании "ЛУКойл", которое ведет добычу нефти в Западной Сибири. У компании "ЛУКойл" сформировались сложные отношения с "Транснефтью". После распада Советского Союза основные нефтяные терминалы на Балтийском море оказались в странах Балтии (например, "ЛУКойл" транспортирует свою нефть через порт Вентспилс). В этих условиях компания "Транснефть" во главе с Дмитрием Савельевым предложила создать Балтийскую трубопроводную систему (БТС) с выходом на Балтику в портах Ленинградской области и, возможно, в Финляндии. Транспортная компания сумела добиться принятия специального постановления правительства о взимании с нефтяных компаний специальной платы для строительства БТС. Против этого решения выступила нефтяная компания "ЛУКойл", намеренная развивать транспортировку нефти из месторождений Коми Северным морским путем. Новый глава "Транснефти" Семен Вайншток, безусловно, в курсе позиции "ЛУКойла", и не исключено, что проект Балтийской трубопроводной системы будет заморожен.
Кроме того, "ЛУКойл" принимает активное участие в работе Каспийского трубопроводного консорциума. В рамках этого проекта он заинтересован в строительстве новой нитки нефтепровода вокруг Чечни. Кстати, первое поручение, которое получил новый президент "Транснефти" Вайншток от председателя правительства, касалось строительства именно этой ветки нефтепровода.
Таким образом, интерес "ЛУКойла" к "Транснефти" понятен. Но одного интереса "ЛУКойла" для принятия правительственных решений мало. Интерес правительства к нефтяной компании, как отмечает российская пресса, может быть связан с политической позицией президента "ЛУКойла" Вагита Алекперова. Он, как известно, заявил о своих симпатиях к движению "Вся Россия", которое вместе с движением Юрия Лужкова составило избирательный блок "Отечество Вся Россия". Смена руководителя в "Транснефти", по мнению ряда наблюдателей, могла стать платой "ЛУКойлу" за отказ от поддержки антикремлевского политического блока.
АНВАР АМИРОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4285, 23 сентября 1999 г.
|
|