ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Ностальгия в объективе "Магнума"

В начале сентября Московский дом фотографии и Институт cовременного искусства на Сретенском бульваре представили первую часть фотовыставки "Париж в объективе агенства "Магнум"". "Магнум", основанный в 1936 году как фотографический кооператив, владельцами которого стали сами его отцы-основатели (плеяда фотоклассиков Анри Картье-Брессон, Дэвид Сеймур, Роберт Каппа и Жорж Роджер), и полвека спустя остается одним из ведущих европейских фотоагентств. Его история почти легендарна, его членов, различных по своему почерку мастеров, объединял отточенный профессионализм. Так, например, драматические военные снимки Каппы и Сеймура, явившиеся предтечей современной репортажной фотосъемки (оба фотографа погибли во время военных съемок: Каппа в Индокитае, Сеймур на Суэцком перешейке), по своей стилистике принципиально разнятся с брессоновскими зарисовками "очень французского" Парижа, парижан и европейцев до и после Второй Мировой войны.


Дэвид Сеймур. Захват завода. 1936.

Выставка парадоксальным образом не оправдывает своего названия она не о Париже. Нет никакой архитектурной элегантности и выразительной "парижской" типажности, автоматически ассоциирующихся со стилем этого города. Если Париж и присутствует на фотографиях, то в виде неуловимого оттенка, задника для запечатленных событий пары колонн во дворе Сорбонны, размытой стены Елисейского дворца, безымянного фасада.

Если это упущение организаторов выставки, то оно вольно или невольно компенсируется качеством фотографий и их общей направленностью. Почти абсолютное большинство снимков посвящено политическим событиям: студенческие волнения 1968 г., двор Сорбонны с плакатами Мао и Ленина, митинг заводских рабочих гипноз толпы и черный силуэт оратора на трибуне, торжественное "Прибытие Жискара д'Эстена в Елисейский дворец" (Анри Картье-Брессон), еще один анонимный митинг Картье-Брессона, "Демонстрация за разоружение Испании" Дэвида Сеймура (1936). Все это скорее слепки времени, а не конкретного города.


Брюно Барбе. Без названия. 1968.

Можно сказать и по-другому: Париж благодаря своему не проявленному в этих работах колориту может олицетворять любую европейскую столицу, выступать от лица Европы карты социальных потрясений и политических перемен. Студенты, рабочие, политики явственные и одновремено бесконечно историчные, что отчетливо заметно по типам лиц, одежде и характеру персонажей. Сегодня это читается как особый тип ностальгии не по прошлому вообще, но по социальному жесту, акции, в тот момент только набиравшими силу, заряженными энергией и потенциалом перемен (1968 год, де Голль в зените славы). В конце столетия, как будто с другого конца временного туннеля, это воспринимается как исторический факт, отгремевшая буря.


Анри Картье-Брессон. Буживаль. 1955.

Одна из самых выразительных среди двадцати показанных на этой выставке фотографий портрет генерала де Голля работы Раймона Депардона: де Голль, склонившийся в поклоне перед публикой, его взгляд скользит поверх толпы и на мгновение замирает перед объективом фотокамеры. Ряды публики, обращенные спиной к зрителю и лицом к старчески-величественному де Голлю, раздвижная кулиса и освещенные лица позади него создают эффект полной театральности. История в почти прямом смысле превращается в театр.

Второй этап выставки намечен на 14 сентября. Обещаны еще сорок фотографий из архива "Магнума". Показ работ современной и более ранней фотоклассики в Москве приобретает черты устойчивой тенденции.

ЮЛИЯ ЛУКШИНА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4285, 23 сентября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....