СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Правительство несет потери

Уходят в отставку ключевой чиновник Минфина и глава Комиссии по ценным бумагам

События минувшей недели показали, что премьеру Владимиру Путину крайне сложно будет совмещать укрепление своих политических позиций и подготовку к избирательной кампании с обеспечением эффективной работы экономического блока кабинета министров. С разницей в несколько дней исполнительную власть покинули два видных специалиста в финансово-экономической сфере. 11 октября стало известно о переходе первого заместителя министра финансов Олега Вьюгина на работу в частную инвестиционную компанию "Тройка-Диалог". 14 октября о своей грядущей отставке сообщил руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Дмитрий Васильев: теперь он намерен заняться созданием системы защиты прав инвесторов в России.

Олег Вьюгин выбирает инвесторов

Олег Вьюгин был одной из самых видных фигур российского Минфина. Статус замминистра в этом ведомстве имеет особую важность: министр это обычно политическая фигура, обреченнаяа быть заложником текущей расстановки сил и потому легко сменяемая. За последние 8 лет этот пост занимали девять человек. В этих условиях спрос на профессиональных и внешне аполитичных чиновников серьезно возрастает. Вьюгин к этой категории, безусловно, относится: он курировал в Минфине ряд ключевых сфер (переговоры с кредиторами, отношения с коммерческими банками и т.п.) и к тому же, по признанию специалистов, демонстрировал способность к стратегическому мышлению, что не часто встречается в среде высшего чиновничества.

Однозначного ответа о причинах отставки Вьюгина пока не последовало: общественности предложено четыре версии, каждая из которых имеет свою логику. Сам Вьюгин говорит, что достиг профессионального потолка на государственной службы и намерен попробовать себя в новом качестве в роли главного аналитика крупной инвестиционной компании. К тому же вполне вероятно, что психологически Вьюгину все труднее было работать за достаточно скромный оклад госслужащего. Выбор нового места работы был, как утверждают, продиктован нежеланием Вьюгина переходить в коммерческий банк: отношения Минфина и банков находились в последние годы в компетенции Вьюгина. Практика, когда коррумпированный чиновник в обмен на лоббирование интересов частной структуры получает со временем высокий пост и неплохой оклад, широко распространена в России и бросила бы тень на репутацию бывшего замминистра. Впрочем, обвинения в коррупции все равно настигли Вьюгина: в прессе уже появились сообщения, что замминистра пал жертвой локального коррупционного скандала, вызванного его финансовыми интересами во взаимоотношениях "Альфа-банка" и Международного инвестиционного банка (по другим данным, в вину Вьюгину были поставлены некие действия, предпринятые при организации конкурса на обслуживание счетов Таможенного комитета).

Ряд наблюдателей отмечает, что важной причиной Вьюгина мог стать его конфликт с нынешним министром финансов Михаилом Касьяновым, до недавних пор работавшим в подчинении у Вьюгина. Противоречия между ними обострились из-за различий в подходах к переговорам с Лондонским клубом: в то время как министр под влиянием текущей конъюнктуры добивался скорейшего заключения компромисса по реструктуризации долга, Вьюгин занял более осторожную позицию и выражал озабоченность тем, что достигнутые договоренности предполагают гигантские выплаты кредиторам в начале следующего дестиялетия, что неминуемо свяжет руки будущему кабинету министров.

В любом случае очевидно: отставка Вьюгина стала свидетельством вновь обозначившейся тенденции оттока перспективных специалистов из государственного аппарата, которая продлится по крайней мере до будущих президентских выборов. И правительству, и президентской администрации все труднее решать проблему кадрового голода: перспективные профессионалы не желают быть заложниками текущей расстановки сил и предпочитают дожидаться выборов, работая в частном бизнесе и получая неплохие зарплаты. К тому же работать в госаппарате экономистам все менее интересно: на какие-либо серьезные структурные реформы власть в ближайший год все равно не пойдет, а более актуальное в нынешних условиях выстраивание схем, позволяющее собирать средства на кампанию кандидата от "партии власти" на президентских выборах работа на любителя.

Дмитрий Васильев уходит защищать права инвесторов

Указ об отставке руководителя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Дмитрия Васильева пока не подписан, но ожидается в самое ближайшее время Васильев уже анонсировал его на пресс-конференции 14 октября. В определенной степени уход Васильева не более чем формальность. Еще недавно он был одним из влиятельнейших госчиновников, выходцем из стремительно овладевшей властными рычагами команды "молодых реформаторов", который (иногда не без поддержки из Кремля) пытался выступать в роли главного ограничителя самостоятельности Центрального банка. Однако после прошлогоднего финансового кризиса созданная Васильевым Федеральная комиссия утратила свое влияние: фондовый рынок в России рухнул, и регулировать стало практически нечего о существовании ФКЦБ почти забыли. Символично, что Васильев уходит вместе с Вьюгиным: именно два этих чиновника вместе с представителями Центробанка подписывали соглашения о "перемирии", которые время от времени заключались между почти непрерывно конфликтовавшими Минфином, ЦБ и ФКЦБ. Впрочем, победителей в этой борьбе так и не было: прежнее руководство Центробанка было отправлено в отставку еще год назад, а над нынешним главой ЦБ Виктором Геращенко (тоже не слишком благоволившим Васильеву) угроза увольнения витает уже несколько месяцев.

Как и в случае Вьюгина, отставка Васильева вызвала различные трактовки. По данным его недоброжелателей, побудительным мотивом к этому решению стали результаты проверки Счетной палаты, выявившей факты перераспределения получаемых ФКЦБ средств от приватизации госсобственности в пользу близких комиссии коммерческих структур. Возможно, эти и подобные обвинения найдут понимание среди банкиров и биржевиков, крайне недоброжелательно относившихся к Васильеву из-за попыток ФКЦБ вводить многочисленные ограничения на финансовых рынках.

Однако, даже если эти обвинения не имеют под собой почвы, отставка Васильева выглядит вполне закономерной. Поскольку значительные иностранные вложения в российскую промышленность начнутся лишь после президентских выборов, ФКЦБ на ближайший год останется не у дел. Объемы торгов на рынке корпоративных акций будут крайне незначительны и погоды в экономике не делают. И без того низкая инвестиционная привлекательность экономики РФ грозит упасть до нуля из-за целой серии скандалов использования Александром Лебедем ОМОНа в борьбе за контроль над Ачинским глиноземным комбинатом, попытки деприватизации Ломоносовского фарворового завода, вооруженного столкновения между владельцами и охраной Выборгского целлюлозно-бумажного комбината. В этих условиях намерение Васильева заняться после ухода из ФКЦБ созданием частной системы защиты прав инвесторов выглядит вполне актуальным.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N4289, 21 октября 1999 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....